18 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Сергей Крайнев: Посадить жениха Чубайса, наорать на Миллера - и рейтинг будет зашкаливать!

Что было бы, если бы у Мавроди 30 лет назад был интернет и ЖЖ? Почему наши люди так легко идут на поводу – то финансовых махинаторов, то политических? Была ли в действительности у Мавроди, "гения идеи и демиурга финансовых потоков", мысль обрушить мировые экономики? Почему спектакль "Больше-меньше" – "антилиберальный"? И зачем Путину нужно посадить "жениха Чубайса"? Об этом и многом другом – в интервью автора сценария "ПираМММиды", режиссера и, как он сам себя называет, делателя культуры Сергея Крайнева для Накануне.RU.

Вопрос: Как появилась идея экранизировать деятельность одного главных "мерзавцев" в новейшей истории нашей страны?

Сергей Крайнев: В проект нас позвал продюсер Сергей Ливнев, он дал нам прозу Мавроди, она и превратилась в сценарий "ПираМММИды". Кстати, название придумал мой напарник Макс Василенко. А Мавроди, я так понимаю, перетащил его в свои сайты и рекламные материалы, не особо заботясь об авторстве. Ну, да ладно.

Вопрос: Насколько я знаю, ты верующий, православный, тем удивительнее, что ваш Мамонтов, который суть образ Сергея Мавроди, получился положительным героем. Чем объяснишь такое решение? Думаю, многие задаются этим вопросом.

Сергей Крайнев: Да, я - верующий. Причем глубоко, искренне и даже по-детски. Меня не смущают дрязги вокруг и около Церкви. Хотя поступки некоторых священников вызывают у меня недоумение. Вернее даже - одного священника, отца Всеволода Чаплина. Но - на все воля Божья!

А насчет нашего персонажа, он положительный только на фоне воровской властной верхушки и мелких подельников. Сам по себе он страшен. Он - раб идеи. Но бывают моменты, когда фанатик работает эффективнее остальных. Иногда таких останавливают (разными способами), иногда упускают. Тогда - тоже два варианта: либо рождается вождь, либо тиран. Хотя по сути это одно и то же. Вопрос в субъективном отношении к персоне.

Вопрос: А вы реально видели Мавроди в качестве вождя? Я не про Мамонтова, который благодаря харизме актера Серебрякова действительно транслирует качества вождя, но "оригинал" вам тоже казался таким?

Сергей Крайнев: Личных контактов с Мавроди ни у меня, ни у моего соавтора Макса Василенко не было. Оно и к лучшему. Мы ничем не были обязаны Сергею Пантелеевичу. Хотя определенный продюсерский диктат Сергея Ливнева, конечно, присутствовал. Сергей и был инициатором нового этапа развития проекта, когда автобиографическая проза Сергея Мавроди попала к нам. До нас еще некоторые авторы работали, но Ливнева это не устраивало. Самое интересное, что Ливнев видел Мавроди один-единственный раз - на телепередаче "Гордон-Кихот". Дальше они общались исключительно по электронной почте.

То, что мы с Максом читали ("Сын Люцифера", книга Сергея Мавроди, написанная в заключении, – прим. Накануне.RU) и видели в хронике и телеинтервью, никакого "вождизма" в личности Сергея Пантелеевича Мавроди нам не рисовало. Ну, не повезло человеку с обаянием! Ни стати, ни голоса. С одной стороны, это его трагедия была (сейчас он уже, уверен, фигура культовая), но с другой, именно отсутствие внешних признаков сверхчеловека позволили ему сконцентрировать внутри себя огромную (по Ницше) "волю к власти". Хотя и с несколько параноидальным оттенком.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: Спаситель или Антихрист?

Сергей Крайнев: Мы писали о гении, но гении несвободном. О рабе идеи. Демиурге финансовых потоков. Глубинном интроверте. Даже слегка аутисте. И он почти вылепил себя до титанического состояния. Но маленькая червоточинка, рудименты человеческой теплоты по отношению к жене и дочке в итоге вызвали разрушение всей конструкции. Это знаете, когда взлетает ракета, а в корпусе есть микроскопическая трещина - ракета обречена.

Вопрос: Вы же понимали, что одни люди, увидев такого "гения", взбесятся, а кто-то проникнется новым героем, и, так или иначе, результат пугает. Для кого вы делали это кино? Для поколения, забывшего 90-е по малолетству?

Сергей Крайнев: Вот ты правильно сформулировал - "за новым героем". Нам было интересно ваять нового героя - без кулачищ, кастетов и автоматов, без мышц и мертвой хватки самбиста. Понимаешь, наш фильм – это былина. Былина для блоггеров и студентов.

Вопрос: Былина?

Сергей Крайнев: Да, былина - это не быль, а красивая легенда, положенная на некоторые исторические факты.

Во-вторых, блоггеры, по моему мнению, люди несчастные. Им дали в руки ключ от тюрьмы и они себя заперли. Возможно, если бы у Мавроди 30 лет назад был интернет и ЖЖ, он бы ушел в него и не вышел тем, кем стал. Ребята! Выходите! Многие из вас - большие умницы. Не забивайте на свой дар, сидя в виртуале!

А, в-третьих, студенчество, которое в фильме олицетворяет персонаж Петра Федорова, отличается от блоггеров именно своей безбашенностью и непризнанием авторитетов. И в этом - шанс для мира. Шанс на обновление. Но сейчас студентов пытаются загнать в блоггерство или клабберство. А мы с Максом им показали, что сутулый ботан в очках, джинсах и в балахонистом плаще может заорать с сияющих вершин "Я король мира!"

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

И я рад, что, судя по отзывам в интернете, наше послание было прочитано. Даже больше - многие увидели в герое патриотические качества! И испытали гордость за страну, способную собственных финансовых Невтонов и Платонов рождать. Вот это мы не закладывали, скажу честно.

Вопрос: Но тебе не кажется, что это почти сродни тому, чтобы лепить из насильника - Данко, вырывающего сердце? Неужели нет вокруг других героев, или они не так продаются в прокате? И, кстати, а почему вы не сняли все-таки биографическое кино про негодяя?

Сергей Крайнев: Мы все-таки делали жанровое кино. Политический триллер. Байопик про негодяя - это штука фестивальная, арт-хаусная. Но до Данко Мамонтову, кончено, далеко. Он химически чистый эгоист. Малейшее отступление его детища - Антона - от его плана в сторону плотских утех и удовольствий, расширяющих сознание, выводят его на искренний истеричный гнев. Он попытался довериться одному человеку, которого посчитал близким себе по уровню, но тот его обманул. Мамонтов был обманут и раньше, отсюда - замкнутость. Плюс к этому - его ничего не должно отвлекать, его мозг постоянно работает. Как пел Цой: "Стой! Опасная зона! Работа мозга!" Вот зона Мамонтова - это опасная зона. И все, кто в нее попал - почти обречены. Ничего от романтического героя лично я в нем не вижу. Мне все время чудится электрический фон трансформаторной будки при появлении в кадре Леши Серебрякова.

Вопрос: Других героев-то нет?

Сергей Крайнев: Другие герои, может, и есть. Но пробить продюсеров на реализацию положительных героев не представляется возможным.

Хотя вот недавно мне предложили полный метр, причем с порога спросили: "Сергей, Вы хотите снимать патриотическое кино?" Я с порога чуть не заорал, как Буба Касторский: "Родненькие мои! Да где ж вы были раньше?!"

Вопрос: Если не секрет, что за проект? У нас патриотическое кино понимают по-разному, кто-то считает, что патриотичнее Михалкова не найти, другие под этим понимают "Елену" Звягинцева, а третьи – сериал "Морские дьяволы". А некоторые, кстати, прониклись патриотизмом "ПираМММиды".

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Сергей Крайнев: Ну, что касается "ПираМММиды" - ребеночек родился, теперь его обратно не засунешь. В муках, со слезой и кровью. По секрету могу сказать - фраза Мамонтова "Я Россией не торгую!" - не наша. Мы ее все время вымарывали, а Сережа Ливнев возвращал. Потом они уехали в Минск, а когда он вернулся, с восторгом рассказал нам с Максом, как здорово получилась эта фраза. До сих пор обидно. Лишнее это.

Патриотическое кино? Из последнего "Кандагар" мне понравился. Раньше - фильмы от продюсера Сельянова, особенно "Кукушка". Он и патриотический, и философский, и просто художественный. Вот хочу посмотреть "Шапито-шоу" (там, кстати, одна из актрис нашего спектакля снималась), может там найдется повод для патриотизма. А вообще сейчас самое время снимать жесткое пропагандистское русское кино. Только не "Брата", где герой-одиночка защищается от чужого мира, а "Александра Невского", "Чапаева". Что-то подобное и мне сейчас предложили, чему я просто рад. Все не расскажу, но история укладывается в жанр героико-романтической драмы, время - середина XIX века.

Вопрос: А что такое это "жесткое пропагандистское кино"? И что оно должно пропагандировать?

Сергей Крайнев: Жесткое пропагандистское кино? Ну, в принципе, я привел тебе примеры. Если нужна формулировка - это кино о победе героя (героев), исповедующих национальные идеалы, над врагами или обстоятельствами. Пропагандировать оно обязано - русские национальные идеалы, в том числе и дружбу народов.

Вопрос: Сейчас принято разделять "русское национальное" и "советское". Читал, у вас есть планы сделать ремейк "Отроки во Вселенной", мол, назад они ведь так и не вернулись. Это так? Какие вообще планы в этом направлении?

Сергей Крайнев: Да, есть, надеюсь, удастся. Хотя на самом деле у меня есть мечта - экранизировать великолепный фантастический роман Александра и Сергея Абрамовых "Все дозволено". Отличный антиглобализм производства 60-х годов!

Вопрос: В 90-е мэтры отечественного кинематографа любили жаловаться журналистам на голливудское кино, ругая его за кровь, секс, примитивность и дурное влияние на публику. Однако когда в отечественное кино пошли серьезные деньги, крови и секса в наших фильмах стало больше, чем содержания, и не в пример голливудским коллегам. Почему так?

Сергей Крайнев: Потому что голливудское кино к этому времени сформировало вкусы нового русского зрителя. И теперь им, киношникам, нужно ползти в хвосте голливудского эшелона, ежели хотят собрать бокс-офис, т.е. хоть что-то получить в прокате. Но невдомек им, что если приложить голову и руки, собрать хорошую команду и взять качественный патриотический сценарий, то истосковавшаяся зрительская душа потянется в сумрак кинотеатра. "Тарас Бульба" - пример, хотя и неудачный. Плохая постановка, но желание зрителей услышать добрые слова в адрес Родины я лично увидел.

Вопрос: Не кажется ли тебе, что подобные проекты и "зачистили поляну"?

Сергей Крайнев: А зритель теперь ученый! Вот сегодня выходит проект Ливнева, к которому я не имел отношения - "Ржевский против Наполеона". До этого была феерическая пошлятина "Гитлер, капут!" Но она дала прибыль 500%! Вот если "Ржевский" провалится, это будет показателем процесса взросления нашего кинозрителя и, возможно, заставит большее количество кинокомпаний заняться серьезным кинобизнесом.

Вопрос: Грубо говоря, добрые слова про Родину сейчас можно неплохо продать, но, несмотря, на это, снимать отказываются? Что-то тут нечисто.

Сергей Крайнев: Вполне допускаю, что часть кинокомпаний заворачивают патриотическое кино по причине личных политических антипатий к России. Но зачастую эти сценарии написаны скучно и несовременно. Учитесь у Спилберга! Я, например, очень подробно изучил манеру и приемчики этого гения коммерческого кино. Не стыдно.

Вопрос: В вашем уже снятом кино, Мамонтова, как выясняется к финалу, вела глобальная идея спасения России. Герой планировал с помощью своей "ПираМММиды" обрушить западные экономики, а гешефт в финале должен был достаться родной стране. Как относишься сам к этой идее? Я имею в виду, как саму мысль, что можно с помощью глобальной махинации возродить Россию?

Сергей Крайнев: Идея, конечно, авантюрная. Но при определенных волевых решениях и сплоченности нескольких властных кланов в 1994 году это было вполне возможно. В ФРС США, конечно, не дураки сидят, но такую наглость они могли просто не учесть. Человеческая жадность всемерна. Поэтому, когда импортному обывателю - американцу, филиппинцу, французу, зулусу - предложат 100 % доходов в неделю... А если еще сосед вложится чуть раньше - все, дальше покатится! В России-то так и произошло. А что мешало "купить" остальной мир?

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: Мавроди сейчас просто красуется, когда об этом заявляет или он действительно верил и верит в такое свое мессианство?

Сергей Крайнев: Схема покорения Америки и всего мира имеет автором все-таки самого Сергея Пантелеевича. Мы, может, чуть отредактировали ее. Сегодня Сергей Пантелеевич, может, и красуется слегка, но без явной убежденности в своей правоте, в своем стремлении уничтожить мировую финансовую систему он не сможет вербовать рекрутов в свою новую армию. Сережа Ливнев сравнил Мавроди (и Мамонтова) с Наполеоном. Так вот. Сейчас наш герой вырвался из ссылки на остров Эльба и идет на Париж, по пути собирая новую армию.

Вопрос: А был ли этот вызов в Кремль, который есть у вас в сценарии, когда Мамонтов уговаривает условного Ельцина вывести "ПираМММиду" на государственный уровень, чтобы запустить свой глобальный сценарий?

Сергей Крайнев: Вызов в Кремль - это фантазия. Но какие-то переговоры вполне могли вестись. Четких данных у нас нет, а Мавроди молчит.

Вопрос: Скажи, как человек, написавший сценарий про "русскую аферу", почему наши люди так легко идут на поводу? В начале 90-х пошли в МММ, сейчас дружно идут на площади митинговать. И тогда, и сейчас выбирали самый простой ответ? Занеси денег – и лежи на диване, снеси систему – лежи на диване.

Сергей Крайнев: Почему русские ведутся на авантюры? Ну, тоже ведь не всегда. Как говорил классик, "должна созреть революционная ситуация". В 1994 - 90% страны остались нищими, приходит Мавроди и говорит: "Вот вам Леня Голубков, он купил жене сапоги". И народ, только что завоевавший свободу и не получивший от нее ни хрена, скребет по сусекам, занимает у соседей и, задрав штаны, несет это все в МММ. В 2011 в России выросло новое поколение, которое смотрит новости про двужуху в арабских странах, про веселые демонстрации против кризиса в Европах, читает стебовые и злые комментарии про ПЖиВ. И ему (поколению) тоже хочется веселой веселости на площадях. И к нему присоединяются неугомонные правдоискатели постарше. "Мы вместе!" Мы вышли на площадь. Ах, как здорово, что все мы здесь сегодня... Власть пропустила несколько эпизодов, когда нужно было говорить и действовать, и случилась Болотная. Но там власть показала, что все под контролем и вежливо и корректно оформила митинг оппозиции. Та, правда, раздухарилась и ломанулась на проспект Сахарова. Но и там ей не наваляли, а вежливо охранили от возможных провокаций. Теперь они заранее объявили еще несостоявшиеся выборы сфальсифицированными, и готовятся к буче-боевой-кипучей в начале марта.

Русский народ кидается из крайности в крайность. Из полной пассивности в шизоидную активность. И так - веками. Если власть умеет управлять этими энергиями, она может своротить горы, построить новые города и покорить иные миры. Если нет - снова кровь, как рубеж эпох.

Вопрос: Вот ты говоришь, вы делали фильм для блоггеров и цифрового поколения, объясняли им, что, будучи ботаном, можно взбираться на сияющие высоты, сделать что-то… А они все равно уверены, что их сияющая высота на Болотной площади, рядом с Ксюшей Собчак и надо туда залезть, чтобы вместе с ней и писателем Акуниным "снести страну".

Сергей Крайнев: Мы как раз сейчас на эту тему делаем антилиберальный спектакль "БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ" по пьесе моего давнего друга и соратника Дениса Банникова. Действие пьесы начинается в клинике пластической хирургии, куда приходят героини, чтобы изменить грудь. Одна хочет увеличить ее, другая – уменьшить, потому что обе чувствуют дисгармонию с окружающей "прекрасной", "совершенной" действительностью.

Так вот "пластическая хирургия" в пьесе - это гипербола перекройки нашего сознания, наших чувств и нашей личности. Нам упорно предлагают "сладкий наркоз", чтобы мы заснули, а проснулись уже "счастливыми членами нового общества". Но толерантность перестает быть толерантностью, когда ею прикрываются пошлость, фальшь, извращения, предательство и стремление к уничтожению, разрушению.

Спектакль идет вразрез с "модными постановками" сегодняшнего театрального "мейнстрима". На сцене не сквернословят, не демонстрируют гениталии, не убивают и не расчленяют. Это наш антилиберальный манифест в форме легкого водевиля.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: А почему антилиберальный?

Сергей Крайнев: Антилиберальный, потому что Банников и Крайнев – сознательные сталинисты. Нас не устраивает демократическая парадигма.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: Против перекройки сознания? Но его всегда будут перекраивать, при любом государстве и строе.

Сергей Крайнев: Я тебе больше скажу: даже Господь наш Иисус Христос занимался перекройкой сознания человеков. Вопрос - ради каких целей? Если ты играешь за команду Бога, это один выбор. За команду нечисти - другой.

Вопрос: В заключении, как перекроить сознание поколению социальных сетей?

Сергей Крайнев: С выборами сейчас переходим в новые технологии манипулирования сознанием. Интернет, твиттер-шмиттер... Но русскому человеку пока это все по барабану (за исключением "офисного планктона" и "норковых хомячков"). Русскую душу нужно брать жесткими поступками. Царскими, справедливыми. Не обязательно вешать бояр, хотя иногда и это требуется. Но чистки и Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU выдвижение талантов - прямая обязанность любой российской власти. Русский "электорат" не любит болтовню. И статьи в газетах, подозреваю, не жалует. А вот выгнать Фурсенко, Сердюкова и Голикову, а еще наорать на Миллера, посадить жениха Чубайса - и к четвертому марта рейтинг будет - 97 %!

/p


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС