24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgByF6W
Смотрите тут - http://remont.youdo.com/repair/flat/price/other/price/, подробнее здесь.
youdo.com


Аналитика все материалы


Экономика В России

Госкорпорации станут "публично-правовыми", но открытости им это не прибавит

В скором времени госкорпорации может ждать реорганизация: часть из них поменяют форму юридического лица, став публично-правовыми компаниями. На этом настаивает Минэкономразвития, которое недавно представило на суд общественности соответствующий законопроект. Помимо смены статуса, госкорпорации ждет увеличение надзора над ними: они станут подотчетны Счетной палате и ряду других госорганов. Наметившееся ужесточение контроля над подобными компаниями, которые получают многомиллиардное финансирование из бюджета, создается лишь в угоду государства. Эксперты полагают, что для общества они по-прежнему будут "закрытыми".

Счетная палата РФ(2018)|Фото: Фото: nakanune.ru "Прозрачность публично-правовых компаний задекларирована законом, но скорее для органов госвласти: закреплена подотчетность Счетной палате, состав отчетности, список органов госвласти, куда отчетность должна быть представлена. Для остальных должна быть обеспечена "открытость и доступность", но порядок и формы предоставления информации закон не регламентирует", — оценивает для Накануне.RU законопроект Минэкономразвития старший юрист юридической компании Vinder Law Office Елена Гузева.

Более категоричен в выводах эксперт Центра экономических и политических исследований (ЭПИцентр) Алексей Михайлов. "Если уж вводить такую форму, то основная идея должна заключаться в придании таких компаний публичному контролю. Но здесь этого совершенно не предполагается, контроль осуществляется назначенными Правительством людьми — наблюдательным советом — которые могут быть к тому же в любой момент уволены. Это — профанация публичного контроля. Весь контроль полностью по-прежнему сосредоточен только в одном органе — Правительстве", — говорит он.

"Так как госкорпорации созданы на бюджетные деньги, необходимо исходить из того, что они должны быть подотчетны российским налогоплательщикам", — аргументирует необходимость повышение открытости госкомпаний ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Определение правового статуса государственной корпорации появилось в российском законодательстве еще в 1999 году, однако первая подобная организация была создана лишь спустя пять лет. "Агентство по страхованию вкладов", появившееся в 2004 году, было призвано обеспечить надежность банковской системы страны, гарантировав сохранность вкладов физических лиц. В последующие три года ни одной компании подобной формы в России создано не было.

Бум начался лишь в 2007 году, когда возникло сразу 5 госкорпораций различных сфер деятельности. Так, в мае того года в госкорпорацию был реорганизован Внешэкономбанк. В июле появились ГК "Роснано", которая должна была отвечать за развитие нанотехнологий и продвижение отечественных разработок в этой области за рубеж, и "Фонд содействия реформированию ЖКХ". В октябре, спустя 3 месяца после победы российской заявки на проведение Зимней Олимпиады в 2014 году, для строительства, реконструкции и эксплуатации спортивных и инфраструктурных объектов в городе Сочи была создана госкорпорация "Олимпстрой". В ноябре того же 2007 года была создана ГК "Ростехнологии", объединившая более 300 оборонных предприятий. В госкорпорацию также было преобразовано федеральное агентство по атомной энергии.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Резкий рост числа подобных организаций, наряду с переводом в их собственность многомиллиардных активов и отсутствием в их деятельности финансовой прозрачности, вызвал споры о роли госкорпораций в повышении экономического благополучия страны.

"Госкорпорации, в принципе, создавались для того, чтобы формировать в экономике некие базовые тренды развития, в которых потом начинались бы рыночные процессы. Но в условиях чрезмерно быстрого и не всегда оправленного ухода государства из российской экономики в ней возникли спекулятивные процессы, процессы, связанные с усилением в экономике коррупционной составляющей, деиндустриализацией, ростом инфляции, инвестиционных рисков и требуемой рентабельности вложений. Сами по себе госкорпорации стали частью созданной в результате реформ системы", — поясняет для Накануне.RU главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин.

Сергей Гуриев отмечает, что пока эффективность госкорпораций трудно оценить. "Так как госкорпорации — это некоммерческие организации, их эффективность нельзя оценивать только по коммерческим показателям — их надо оценивать выполнению утвержденного их Наблюдательным советом или Советом директоров стратегического плана. Такие планы, к сожалению, появились у некоторых госкорпораций совсем недавно", — говорит Гуриев.

встреча президента рф дмитрия медведева с генпрокурором юрием чайкой|Фото: www.kremlin.ruПроблемой эффективности вскоре задался и президент: в августе позапрошлого года Дмитрий Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке и начальнику контрольного управления президента Константину Чуйченко проверить деятельность госкорпораций. Многочисленные случаи нецелевого и неэффективного расходования выделенных бюджетных средств были зафиксированы в работе практически всех государственных компаний. Выводы, озвученные генпрокурором, в целом совпадают с оценкой деятельности госкорпораций, данной экономистом Алексеем Михайловым: "Как Н.Карамзин когда-то про Россию: одним словом — воруют".

В ноябре 2009 года свое отношение к спорному институту экономики президент озвучил публично — в своем ежегодном послании Федеральному собранию он отметил бесперспективность госкорпорации как организационно-правовой формы. "Корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством", — заявил Дмитрий Медведев.

набиуллина эльвира сахипзадовна министр экономического развития и торговли рф|Фото: Накануне.ruНачиная с прошлого года, правительство в соответствии с поручением президента планомерно реализует план реорганизации госкорпораций. Соответствующую стратегию вырабатало ведомство Эльвиры Набиуллиной. Первой завершила реорганизацию ГК "Роснано", которая была перерегистрирована в открытое акционерное общество. Такая же судьба ждет "Ростехнологии", которая должна к 2014 году избавиться от всех непрофильных активов и только потом — акционирована, и "Росавтодор". "Фонд содействия реформирования ЖКХ" и "Олимпстрой" имеют установленные законом "сроки жизни" и будут ликвидированы по их истечении: в 2013 и 2015 годах соответственно.

Что касается "Агентства по страхованию вкладов" и "Внешэкономбанка", то именно для них, скорее всего, Минэкономразвитием был и разработан законопроект о статусе публично-правовой компании, которая, по словам юриста Елены Гузевой, ничем принципиально не отличается от статуса госкорпорации. Фактически обе компании продолжат выполнять возложенные на них государственные функции.

"Это вариант повышения доступности финансовых ресурсов для широкой экономики под влиянием мер госурегулирования. Для восстановления экономического спроса и реиндустриализации доступность в финансировании долгосрочных проектов одно из ключевых условий", — поясняет для Накануне.RU необходимость сохранения государственного статуса для АСВ и ВЭБа Александр Осин.

Пока под вопросом остается лишь судьба Росатома. В нем, по словам Осина, наиболее сложно провести какие-то реформы, учитывая его стратегическое значение для национальной безопасности. Скорее всего, он также будет преобразован в публично-правовую компанию. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС