28 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUvnR
Смотрите: http://remont.youdo.com/repair/loggia/warming/ по этой ссылке.
youdo.com


Аналитика все материалы


Общество В России

Российским студентам указали на свободные кассы "Макдональдсов"

Перспектива отмены стипендий вызвала бурную реакцию общественности. Российский профсоюз студентов тут же пригрозил многотысячными митингами по всей стране, в случае если это произойдет. Тем не менее, помощник президента РФ Аркадий Дворкович считает, что студенты должны сами зарабатывать себе на жизнь – государство в этом помогать не должно. Многие сразу вспомнили о пресловутых "Макдональдсах", в которых американские студенты работают с первого курса. Однако в Российском профсоюзе студентов считают, что, несмотря на мизерный размер наших стипендий, несправедливо отбирать "завоевания" советской эпохи и ее некогда передового образования.

О том, на что готово пойти студенчество в случае отмены стипендий, в интервью Накануне.RU рассказал председатель Российского профсоюза студентов Алексей Казак.

Вопрос: На днях в ряде городов России прошли пикеты беременных из-за "урезания" пособий. Вы предупреждаете о многотысячных акциях студенчества в случае отмены стипендий.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Алексей Казак: Мы в прошлом году уже предупреждали определенные силы о том, что урезание социальных гарантий студентам может вызвать массовое недовольство. В прошлом году пытались начать призывать в армию студентов младших курсов, попробовали эту идею обкатывать, а сейчас подобной информацией проверяется реакция людей на то, чтобы у студентов отнять стипендию. На самом деле, если это будет реализовано, то ударит по самым бедным студентам, потому что богатым студентам стипендия не нужна – это, действительно, копейки. Тем не менее, это очень важное подспорье для человека, который, возможно, не имеет никаких источников дохода. Он получает хоть и небольшую сумму, но, тем не менее, может на нее рассчитывать. Сегодня в нашей стране, которая только пережила социальные потрясения, связанные с национальной рознью, предлагают целую группу людей – молодежь, студенчество – лишить финансовой поддержки государства. Совершенно непонятно, какую цель Дворкович преследовал, когда озвучивал это предложение.

Вопрос: По крайней мере, его логика в том, что студенты должны сами себе на жизнь зарабатывать.

Алексей Казак: На самом деле, сегодня и так уже все сделано, чтобы у студентов не было нормальной учебы, чтобы человек подрабатывал. Все вынуждены заниматься учебой в свободное от работы время. Очень небольшая доля студентов имеет возможность спокойно учиться, получать знания и ни на что не отвлекаться. Уже ко второму курсу больше половины подрабатывает. У нас теряется качество специалистов и их уровня подготовки. Если мы говорим о стране с инновационной экономикой, о модернизации, то нужно говорить о качестве подготовки специалистов. А тут опять предлагается нечто, что едва ли даст положительный эффект. Говорят, что стипендию якобы заменят какие-то гранты. Но мне это лично напоминает "монетизацию льгот", когда тоже говорили льготникам перейти на новую систему, говорили, что деньги лучше. А потом оказалось, что эти компенсации даже половины не покрывают от того, что пенсионеры имели по льготам. Пенсионеры начали бороться – вышли, на рельсы легли, и им вернули их льготы. Сейчас, видимо, аналогичные действия будут вызваны у молодежи.

Вопрос: Какие-то данные есть у союза, какой процент студентов одновременно с учебной деятельностью подрабатывают?

Алексей Казак: Это зависит от региона, от вуза. По нашим сведениям, больше 50% после 1-2 курсов работают. Большая часть трудоустраивается к концу первого – началу второго курса. Получается, что их учат какой-то самостоятельности от родителей. Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Стипендии настолько маленькие, что человек вынужден работать. Это не как при советской власти, когда была такая стипендия, что можно было спокойно на 1 рубль в день прожить, не имея других источников дохода, не говоря уже о том, что были стройотряды, и можно было за лето заработать чуть ли не на квартиру, работая в них. Сейчас это и без того маленькая сумма, да и ее пытаются отнять.

Вопрос: Министр образования Фурсенко считает, что 80% студентов в вузах "тусуются", а не учатся.

Алексей Казак: Очень правильно кто-то сказал, что давайте тогда отменим выплаты военным, потому что если войн нет, то, получается, они не воюют и им не надо платить! Это не должно никак зависеть от того, учатся или не учатся. Если другие способы поднять посещаемость, успеваемость – надо бороться с коррупцией в вузе, сделать так, что если студент не учится, его отчисляют, а не так, что он принес деньги, заплатил и может не ходить, ожидая получения диплома.

Вопрос: То есть, вы считаете, что инициатива Дворковича – своего рода "прощупывание почвы"?

Алексей Казак: Да, таким образом постоянно узнают общественную реакцию на какие-то нововведения. Решили сейчас посмотреть, что будет, если отменить стипендию. При этом ссылаются на какой-то международный опыт. На самом деле, если брать страны Запада, то там все платное, они утверждают, что стипендий нет, но, тем не менее, государство обязательно оказывает поддержку учащимся. Говорится, что стипендии заменят гранты. Но совершенно ясно, кто будет получать гранты – все будет делаться по блату. Это приведет еще к большей элитаризации образования. У нас и так сейчас именно качественное образование могут позволить только обеспеченные люди. Как можно отнимать, по сути, завоевания, которые дала советская власть? Предлагали ввести шестидневную рабочую неделю, и это озвучивалось как реальная перспектива, просто вызвало большой негатив, и инициатива отпала. Здесь то же самое – предлагается отменить стипендии. Но последует явно отрицательная реакция молодежи, специалистов, преподавателей, поэтому я уверен, что инициативы не будут реализованы.

Вопрос: Вы говорите, что сейчас только обеспеченные люди могут позволить себе качественное образование. Но ведь принципы ЕГЭ диктовались несколько иные. Как с этим дело обстоит?

Алексей Казак: ЕГЭ – это игра "Кто хочет стать миллионером?". Задание с четырьмя вариантами ответа. Получается, что если не знаешь, но "методом тыка" можешь набрать 25%. На наш взгляд, болонский процесс и тема ЕГЭ – чуждые нашим представлениям об образовании, нашей системе образования элементы. Они не способствуют улучшению ситуации. Всем известно, как торгуют ответами на ЕГЭ, известно о том, что их можно купить в интернете. То есть, все еще проще стало – просто покупаются результаты. ЕГЭ не пользуется поддержкой населения. Людям нравится старая система живого общения с экзаменатором – ведь есть профессии, когда необходимо живое общение.

Вопрос: Что касается международного опыта, то надо полагать, инициатива эта находится в русле проводимой коммерциализации образования в России?

Алексей Казак: Безусловно. Это напоминает 90-е годы, когда мы огульно бросились на западный опыт, не понимая, что мы – страна с собственным историческим путем и что Запад нам не показатель в этом плане. Можно опираться на международный опыт, обобщать его, но огульно перенимать нельзя. И нет 100%-ного опыта отсутствия стипендий в международной практике. У нас тоже они не у всех. У нас стипендии предусмотрены для студентов бюджетного отделения. Контрактники не получают стипендии. Я считаю, что вообще всем важно получать стипендию – если ты хорошо учишься и в первую сессию показал хорошие результаты, то должен иметь поддержку и стимул. Например, в Китае все студенты имеют возможность получать стипендию. Китай на сегодняшний день – самая передовая страна, которая развивается быстрее всех и в которую вкладываются инвестиции. Государство поддерживает тех людей, которые хотят хорошо учиться. Поэтому давайте смотреть на Китай и на советский опыт – у нас была лучшая система образования! Доказательством этому является то, что до сих пор утекают лучшие мозги.

Вопрос: Владислав Сурков вот ратует за импорт мозгов для внедрения инноваций.

Алексей Казак: Не знаю, как насчет импорта мозгов. Но по факту у нас сейчас вся трудовая миграция – для работы в "полях", привлекается лишь дешевая рабочая сила из стран Средней Азии для низкоквалифицированного труда. Мы своих лучших специалистов технических специальностей, высоких технологий, промышленности отпускаем на Запад, потому что здесь условия не обеспечены, при этом, принимаем море неквалифицированной рабочей силы. Непонятно, кто будет проводить модернизацию и строить новую, инновационную экономику, если самые образованные уезжают искать успеха в других странах! Очень показателен пример, когда наши люди становятся нобелевскими лауреатами в других странах.
 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС