25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Экономика В России

Автомобилисты заплатят за решение проблем дорожного фонда

Президент Владимир Путин дал поручение правительству проработать вопрос о дополнительном повышении акцизов на топливо, хотя власти и так собирались поднять акцизы с середины следующего года. Как ранее сообщало Накануне.RU, официально такое решение Путина - это реакция на просьбу Союза транспортников о поддержке дорожного фонда.

Они пожаловались президенту на 338 федеральный закон, который привел к уменьшению финансирования дорожной отрасли. В результате акцизы были снижены на все виды топлива. По подсчетам транспортников, торможение роста акцизов ведет к тому, что в 2013-2015 годах финансирование дорожного развития уменьшится на 100 млрд руб., а в 2016 году - на 200 млрд руб. В то же время, уверены автодорожники, на 75-80 млрд руб. сократится и объем средств, собираемый в региональные дорожные фонды.

екатеринбург кольцово автодорога трасса|Фото: Накануне.ru

Эксперты Накануне.RU считают, что повышение акцизов на топливо не сможет полностью решить проблемы финансирования дорожных фондов, а в конечном итоге лишь повысит стоимость бензина для рядовых потребителей.

"Я не думаю, что это поможет полностью компенсировать недостаток дефицита дорожных фондов и вообще дефицита на транспортную инфраструктуру. Либо должно быть очень значительное повышение акцизов, либо государству придется продолжать финансировать расходы из федерального бюджета, дополнительно выделять средства на эти статьи", - отмечает старший аналитик по транспортному сектору и инфраструктуре ИФК "Метрополь" Андрей Рожков.

По его словам, если смотреть на федеральный дорожный фонд (ФДФ), то его расходы в 2012 году составили 395 млрд рублей, из них 92 млрд финансируется за счет топливных акцизов. В следующем году акцизы должны будут вырасти до 151 млрд рублей, исходя из расходов федерального дорожного фонда в 441 млрд. Несмотря на такой значительный рост акцизов на продаваемое топливо, все равно их доля в ФДФ составит примерно одну треть. Если смотреть на дорожные фонды субъектов РФ, то в 2012 году расходы были в размере 613 млрд рублей, притом, что акцизы составляют 308 млрд рублей, транспортные налоги - почти 84 млрд рублей. Таким образом, остается еще 220 млрд рублей, которые финансируются за счет субсидий субъектов.

"В случае с дорожными фондами субъектов ставка акцизов должна вырасти примерно на 65% для того, чтобы полностью компенсировать прочие источники финансирования фондов. По ФДФ - должна вырасти практически в 3 раза, либо должно произойти перераспределение акцизов между субъектами и федеральным центром, чтобы компенсировать недостаток финансирования ФДФ. 65% - это довольно значительный рост. Наверное, не стоит ожидать, что правительство пойдет на это, поскольку это скажется на росте стоимости топлива и вряд ли найдет поддержку у населения", - считает Андрей Рожков.

стройка, ремонт дорог, рабочий|Фото: Накануне.RU

Депутат Госдумы от партии "Справедливая Россия" Александр Бурков также придерживается мнения, что рост топливных акцизов приведет к очередной нагрузке на автолюбителей и транспортный бизнес.

"Когда вводили акцизы на 3 года, плановое увеличение еще предлагали. Я напомню, что основанием доведения акцизов на топливо было справедливое взимание платы с автолюбителей по принципу: кто больше ездит, то больше платит. В то же время обещали убрать транспортный налог, но, заметьте, его оставили. Хотя и дали право регионам увеличивать или уменьшать его. При этом никто эти выпадающие доходы регионам компенсировать не собирался и не собирается. Поэтому транспортный налог сохранился. И сегодня если еще будут увеличиваться акцизы - это очередная нагрузка на транспортный бизнес и на автолюбителей", - пояснил свою позицию Александр Бурков в разговоре с корреспондентом Накануне.RU.

По мнению заведующего сектором Института энергетики и финансов Сергея Агибалова, основная проблема транспортников вызвана снижением сборов акцизов из-за изменения структуры выпуска бензинов - увеличивается выпуск высококачественных бензинов стандартов Евро-4 и 5, на которые установлена пониженная ставка акцизов, и снижается выпуск бензина Евро-2, на который уставлена самая высокая ставка акцизов. "Дифференциация ставок по качеству - весьма важная мера стимулирования модернизации нефтепереработки. Решением может стать повышение всех ставок акцизов, при сохранении дифференциации ставок в зависимости от качества бензина", - отмечает Агибалов.

Некоторые эксперты предполагают, что дополнительное повышение акцизов может стать способом корректировки бюджета РФ на 2013 год. Такого мнения придерживается аналитик по нефти и газу ФК "Уралсиб" Алексей Кокин.

"Но деньги идут не по каким-то целевым отчислениям, а прямиком в бюджет. Дальше уже Минфин решает, как все распределить. На мой взгляд, это в большей степени решение бюджетной проблемы, чем помощь транспортникам", - добавляет Алексей Кокин.

Александр Бурков, в свою очередь напоминает, что в России существует непрозрачная схема расходования бюджетных средств. "Особенно в дорожной отрасли. Поэтому гарантированного увеличения качества и объемов работ от этого мы не получим. На мой взгляд, надо смотреть за качеством работы российской госкомпании "Росавтодор", а также оценивать стоимость погонного километра при строительстве и ремонте дорог, с учетом тех же европейских цен и цен в Китае. Вот что надо смотреть, а не искать, где взять больше денег с народа, и говорить, что таким образом все решится", - считает депутат Госдумы Бурков.

С ними не согласен и аналитик по нефти и газу ИК "Велес Капитал" Василий Танурков. "Я не думаю, что повышение акцизов внесет существенный вклад в бюджет. Это больше объясняется тем, чтобы использовать дополнительные доходы в дорожном строительстве. Эта тема давно обсуждалась. По-видимому, сейчас власть все больше склоняется к тому, чтобы строить дороги за счет акцизов", - говорит аналитик.

дворкович аркадий владимирович помощник президента рф|Фото: Накануне.ruМежду тем, правительство сейчас заявляет, что действительно займется дополнительным повышением акцизов на топливо. Аркадий Дворкович также добавил, что сейчас рассматривается вопрос о введении дифференцированной ставки акцизов в зависимости от мировых цен на нефть.

Заведующий сектором Института энергетики и финансов Сергей Агибалов пояснил Накануне.RU, что в настоящее время акциз устанавливается как некая фиксированная цифра на определенный период - год или полгода. Например, для 92 бензина - 7882 руб. за тонну или 5,9 руб. с одного литра. Дифференцированная ставка подразумевает, что для расчета акциза будет использоваться формула, включающая котировку российского сорта нефти Urals. Подобная методика сейчас используется для расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также НДПИ. Так, например, при цене нефти в 110 долл. за баррель экспортная пошлина на нефть составляет 55 долл. на баррель, а НДПИ - 22 долл. При снижении мировой цены на нефть, например, до 80 долл., ставки, а соответственно и бюджетные доходы, существенно снижаются - до 37 и 15 долл. за баррель. 

"Но большого смысла данная идея не имеет. Проблема в том, что государство в своей политике постоянно мечется от популизма до прагматизма. Насущная необходимость - существенное повышение расходов на дорожное строительство, финансировать которое должны пользователи дорог. Сейчас за счет акцизов на топливо и транспортного налога покрывается лишь половина расходов на содержание и строительство дорог. Вопреки мнению автомобилистов, реальная налоговая нагрузка на них низкая и не соответствует задачам улучшения транспортной ситуации", - считает Сергей Агибалов.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Однако, напомним, есть и более раннее решение о том, что с 1 июля 2013 года акцизы "вырастут" на 6%. По мнению Алексея Кокина, при таком проценте повышения акцизов цена на бензин вырастет примерно на 1-2%. 

Сергей Агибалов добавляет, что акциз является тем налогом, который напрямую перекладывается на плечи потребителей. "Поэтому при его повышении розничная цена соответствующего товара увеличивается на размер акциза, но с определенным лагом. Повышение ставок акцизов может произойти в несколько этапов, чтобы сгладить последствия для потребителей", - заключает эксперт Сергей Агибалов.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС