24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBfMvu
Транспортные услуги: http://perevozki.youdo.com/cars/refrigerator/dlv/5tonn/, выбирай!
Смотрите здесь - http://remont.youdo.com/doors/install-locks/magnetic/, подробности...
youdo.com


Аналитика все материалы

Все мы немного студенты: Татьянин день глазами ректоров российских вузов

Один из них сегодня будет исполнять желания молодых людей и девушек, другой – пить медовуху, третий – вспомнит молодость под разрывы фейерверков. В повседневной жизни им приходится быть строгими (и, конечно, справедливыми), но сегодня они "оторвутся" как в старые добрые студенческие времена. Они – руководители лучших вузов в своих регионах: ректор Уральского государственного горно-геологического университета Николай Косарев, проректор по учебной работе Российского университета дружбы народов Александр Ефремов и ректор тюменского государственного университета Геннадий Куцев. В интервью Накануне.RU они рассказали об итогах года прошедшего и планах на будущее, о Болонском процессе и сокращении бюджетных мест, о сотрудничестве бизнеса и образования, и, конечно, о преподавателях, студентах и "вечно молодом – вечно пьяном" празднике Святой Татьяны.

Вопрос: Какими достижениями и успехами порадовал ушедший год?

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Геннадий Куцев: Я думаю, что самое главное – мы получили международный сертификат качества управления учебным процессом. Это сертификат швейцарской организации, и он означает, что наш диплом признается сегодня более чем в 50 странах мира. Университетов, получивших такой сертификат, в России единицы.
А в данный момент в Турине проходит всемирная Универсиада, в которой участвуют и наши студенты. Уже завоеваны две золотых, одна серебряная и одна бронзовая медали.

Вопрос: Какие планы на 2007 учебный год? Например, будет ли сокращаться план приема на бюджетные места?

Геннадий Куцев: В прошлом году было сокращение порядка 10%. В этом году ожидаем около 4%.

Но нашего вуза это особенно не коснется, потому что идет сокращение в основном по непрофильным для каждого отдельного вуза направлениям. Скажем, гуманитариев в сельскохозяйственном вузе или связи с общественностью в техническом. И действительно: техническому вузу дают деньги на подготовку инженеров, а они тратят их на подготовку по гуманитарным специальностям. Каждый должен делать свое дело. Ну а университета это не касается, поскольку мы многопрофильный вуз, у нас много направлений и хорошие традиции.
В прошлом году у нас дневное отделение не сокращалось, мест 50 сократили на заочном отделении.
Во-вторых, сокращение, как правило, идет по тем вузам, которые имеют невысокий рейтинг. Сами же выпуски средних школ по югу Тюменской области останутся на уровне прошлого года.

Вопрос: В рамках нацпроекта "Образование" существует конкурс для вузов, внедряющих инновационные образовательные программы? Не собираетесь ли вы принять в нем участие?

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Геннадий Куцев: Уже приняли! Сейчас проект нашего вуза находится в Москве, 26 февраля будет принято решение. Мы свой проект подали, и теперь ждем. Как вы знаете, среди первых 17 вузов, получивших гранты, были и МГУ и Санкт-Петербургский госуниверситет – сложно было с ними конкурировать. А вот сейчас мест будет больше. И, к тому же, получилось так, что в Уральском федеральном округе ни один вуз не получил такой грант. Это беспрецедентно. Ведь у нас в округе есть такие крупные вузы как знаменитый УПИ, Южно-Уральский государственный университет.

Мы надеемся на победу. У нас очень достойный проект.

Реформаторы наконец сообразили, что делать одну программу для реформирования образования как в армии невыгодно. Каждый вуз должен иметь собственную программу, свои инновационные методы обучения. Естественно, каждый нормальный вуз над этим задумывается, такую программу разрабатывает и, вне зависимости от поддержки центральных властей, реализует. Потому что другого пути у вуза нет. Просто с поддержкой, с грантами, время на реализацию реформирования потребуется гораздо меньше. Эти конкурсы, по сути, обеспечивают ускорение процесса перехода вузов на инновационные программы развития.

Вопрос: Что бы вы пожелали студентам и преподавателям в Татьянин день?

Геннадий Куцев: Конечно, из-за сессии студентам не совсем удобно будет отмечать этот праздник. Тем не менее, Татьянин день – большое событие. А пожелать хочу счастья, здоровья и процветания.

Вопрос: Каких достижений и результатов удалось достичь вашему вузу в прошлом году?

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Александр Ефремов: Итогов довольно много. Самый главный – заметно увеличился выпуск наших специалистов – бакалавров и магистров – почти на 500 человек. Так же я бы отметил, что количество стран, студенты которых обучаются в нашем университете, тоже увеличивается. Если 5-6 лет назад их было порядка 100-110, то сейчас уже больше 120.
Еще один итог – заметно увеличилась зарплата наших преподавателей. Связан этот приятный факт с тем, что, во-первых, Правительство РФ приняло решение увеличить надбавку за ученые степени, а во-вторых, у нас в университете в течение уже почти 10 лет действует известная в России система оптимизации учебного процесса, которая позволяет делать так, чтобы заработная плата преподавателей зависела не от количества часов, а от количества студентов. Так что зарплата преподавателей у нас приближается к цифре $600-700 в среднем по университету.

В прошедшем учебном году – в сентябре 2006 г. – все направления и специальности перешли на кредитно-модульную схему организации учебного процесса. Это связано с вступлением в Болонский процесс.

Теперь почти у всех студентов первого курса есть индивидуальные планы на основании типовых. Студенты набирают себе кредиты и выполняют ту работу, которая требуется от них как от самостоятельных людей. Они не только слушают лекции и проходят семинары, но и отвечают за выполнение своих учебных планов. Практически все специальности перешли на такую систему, за исключением разве что медицинского сектора – министерство здравоохранения занимает достаточно консервативную позицию.
С 2005 г. у нас активно работает формализованная внутривузовская система качества образования, которая позволяет отследить качество обучения по каждому направлению, по каждой специальности. Причем оценивается качество образования по почти 30 параметрам. Мы имеем возможность построить диаграмму качества по всем направлениям и специальностям, по каждому факультету и по университету в целом. Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU И в рамках этого мониторинга мы выясняем не только цифровые значения (сколько компьютеров и учебников), но и процессные явления. Например, как преподаватель ведет себя в аудитории или в какой степени студенты имеют, с их точки зрения, возможность освоить тот или иной предмет, то есть то, что в цифрах не определить. На основе этого мониторинга мы создали программу качества на несколько лет вперед. Надеемся, что качество у нас в 2009-2010 годах поднимется на несколько пунктов по сравнению с тем, что есть сейчас.
Ну и, наконец, один из важнейших итогов года – на конференции преподавателей и сотрудников мы приняли миссию университета в рамках стратегического планирования развития нашего вуза. В миссии много пунктов, но если в нескольких словах, то это подготовка в результате обучения в нашем международном классическом университете таких специалистов, которые были бы приоритетно востребованы и имели возможность сделать успешную карьеру в любой стране мира. Этим наша миссия отличается от миссии других вузов, поскольку имеется международный акцент. Мы приняли среднесрочную программу развития до 2012 г.

Вопрос: Вы уже упомянули Болонский процесс. Насколько успешно внедряется эта система в вашем вузе?

Александр Ефремов: Само Болонское соглашение требует выполнение порядка 10 различных позиций, очень важных и очень существенных. Одна из них – академическая мобильность. Чтобы мобильность была среди граждан Европы, чтобы они могли свободно перемещаться, несмотря на языковые трудности. И чтобы в образовательной сфере эти трудности не возникли. И мы здесь находимся в хорошем положении по сравнению с другими вузами страны, поскольку в университете уже есть организованная академическая мобильность. Мы договорились с рядом вузов Европы по схеме создания совместных магистерских программ. В результате мы согласовали содержание обучения по магистратуре, и теперь у нас организованы группы, которые выезжают учиться в Европу на один год, а потом эти группы вместе с нашими европейскими студентами приезжает к нам в университет и учиться здесь. Здесь же защищает магистерскую диссертацию. К нам приезжают и от нас едут преподаватели, мы делаем совместные с европейскими преподавателями аттестационные комиссии. Это, на мой взгляд, один из важнейших практических шагов. И чем дальше мы развиваем это направление, тем больший интерес встречаем со стороны европейцев.
Вторая важнейшая позиция – у нас почти 70% студентов учатся в бакалавриате и магистратуре. В то время как по России эта цифра составляет 8-9%.
Мы перешли на кредитную схему, занимаемся этим уже пять лет, и в этом году у нас будут первые выпускники, которые учатся в бакалавриате по кредитно-модульной системе. И эти ребята получат европейские приложения к диплому. Мы уже заказали бланки, точно такие же, какие получают студенты в Европе. То есть наши выпускники получат два приложения к государственному диплому: и российское, и европейское.
Надеемся, что в ближайшее время нам удастся получить международную аккредитацию наших направлений и специальностей. Естественно, мы обязаны и будем получать и российскую аккредитацию.

А результаты всего этого налицо – я недавно получил сводку, из которой следует, что среди студентов, которые приезжают к нам учиться, около 200 – из Европы.

Противники Болонского процесса говорят, что многие наши студенты побегут в европейские вузы. А мы видим совершенно обратный процесс. Почти никто из наших студентов не уезжает в Европу насовсем, едут поучиться на 1-2 семестра, а вот Европа поехала к нам. Причем большинство европейских студентов приезжают на контрактную форму обучения. И если раньше мы занимались экспортом нашего прекрасного образования в страны третьего мира, то теперь, и это важнейший момент, мы осуществляем этот экспорт в Европу.
К сожалению, не только по нашему вузу Европа будет судить о том, как Россия входит в Болонский процесс. Будут судить по всем вузам. А во многих вузах страны сильны консервативные позиции. Но нужны ведь и инновации в образовании.

Вопрос: Что бы вы пожелали студентам и преподавателям в Татьянин день?

Александр Ефремов: Все мы бывшие студенты, и Татьянин день – праздник святой. С большим удовольствием его всегда отмечаем. Студентам пожелаю хорошо учиться и обязательно найти себя. Чем хорош Болонский процесс? Вот иногда приходит молодой человек или девушка в институт, начинает учиться и понимает: ну не мое! А двухступенчатая система Болонского процесса позволяет легче найти себя. Поэтому я хотел бы, чтобы ребята всех вузов Российской Федерации, да и за рубежом, себя нашли, и чем раньше – тем лучше.
А хорошая учеба – это залог получения той самой университетской ауры, которая университет и отличает. Здесь у студента возникает чувство принадлежности к университетской общности.
Студенчество – прекрасная пора! Молодым людям и девушкам желаю, чтобы они повстречали друг друга, потому что это является неотъемлемой частью студенческой поры. И эта встреча может затянуться и на годы, и на всю жизнь.
Пусть карьеры выпускников сложатся удачно, и пусть они всегда будут достойны своего звания – человека с высшим российским образованием.
А преподавателям обязательно пожелаю, во-первых, здоровья, а во-вторых, побольше денег. В-третьих, повышения квалификации. Преподавателям сейчас очень важно держаться на уровне, потому что если они отстанут в информационных технологиях, в каких-то современных направлениях науки, они будут выглядеть нехорошо перед студентами.

Вопрос: Чего удалось достичь в ушедшем году и чего университет ждет от года наступившего?

Фото: Накануне.ruНиколай Косарев: Одно из главных наших достижений – мы сумели сформировать очень хорошую модель вертикально интегрированной системы образования, которая включает подконтрольные университету уровни образования: детские сады, профтехучилища, лицеи, сам университет. И мы сумели найти модель частно-государственного финансирования образования. Это очень важно, поскольку Правительство РФ постоянно говорит о том, что мы должны больше привлекать бизнес к финансированию системы образования, которая, в свою очередь, должна быстрее откликаться на запросы по качеству образования, исходящие от бизнес-сообщества.
Мы перешли к вопросу общественно-государственного управления системой образования. Создали очень хорошую организацию, которую в нашей области возглавляю я, - это общероссийская общественная организация "Всероссийское педагогическое собрание". Сейчас мы вышли на вопрос широкого участия педагогов в управлении образованием. Начала организация действовать в 2006 г., и я думаю, в нынешнем году будет развитие этого направления.

А еще в горном университете мы создали структуру, которая называется "Институт гражданской защиты". Вы знаете, что сейчас во многих вузах закрываются военные кафедры. И наш вуз на базе военной кафедры создал структурное подразделение, которое будет заниматься подготовкой наших парней для работы и службы в силовых структурах.

Уже формируется наблюдательный совет, формируется сама структура, и с этого года мы начнем подготовку молодых людей по семи специальностям, в том числе для МЧС, МВД, таможни, ГИБДД и т. д. Это необходимо для тех, кто уже служит, и кому не хватает образовательного уровня для дальнейшего кадрового продвижения.

Вопрос: Как развиваются партнерские отношения вашего вуза с бизнес-сообществом?

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RUНиколай Косарев: Сегодня на селекторном совещании у полномочного представителя Президента РФ в УрФО Петра Латышева я буду делать сообщение на тему взаимодействия с работодателем. В 2006 г. мы провели две всероссийские конференции "Непрерывное образование: взаимодействие с работодателем" и получили очень большой резонанс у федеральной власти: законодательной и исполнительной. И сейчас мы свой опыт пытаемся передать в другие субъекты Федерации, входящие в состав Уральского федерального округа. На совещании будут присутствовать и работодатели.

У нас как раз получился тот симбиоз бизнеса и образования, когда бизнес определяет качество подготовки специалистов, вместе с бизнесом мы разрабатываем корпоративный образовательный стандарт.

И бизнес, в свою очередь, финансирует образование. И не только горный университет, но и среднее специальное образование, и школьные профильные классы, которых у нас уже 86 в Свердловской области.

Вопрос: Что бы вы пожелали студентам и преподавателям в Татьянин день?

Николай Косарев: Старые традиции, которые всегда были в российском образовании, не нужно терять. А традиции были таковы: 25 января студенты пили шампанское, сидели в кабаках и носили преподавателей на руках и угощали их легким вином. Все вместе "тусовались" и были очень близки друг другу. Сегодня, к сожалению, есть разрыв между преподавателями и студентами. Студент перед преподавателем часто выглядит каким-то подопытным кроликом. Я бы хотел, чтобы братство студенчества и профессуры возродилось. И должно оно, наверно, произойти именно 25 января – в Татьянин день.

Как Татьянин день отметят в:

Фото: www.phys.nsu.ruТюмГУ
Геннадий Куцев: Мы соберем всех студентов и выпускников. Ректор будет разливать медовуху в самых лучших университетских традициях. Отметим лучших студентов.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU РУДН
Александр Ефремов: У нас будет большое мероприятие, которое устраивает не только наш университет, но и весь юго-западный округ Москвы, все его вузы. Будут представители 8-9 вузов. Здесь будет и салют, и концерт, выступления, встречи, приветствия. Я с удовольствием вспомню свою молодость, когда мы гуляли в Татьянин день после окончания сессии.

Фото: Владимир Новиков www.itogi.ruУГГГУ
Николай Косарев: У нас праздник начнется в 12:00. Студенты и преподаватели соберутся в актовом зале, где и пройдет театрализованное представление. С Черномором и другими сказочными героями, с похищением студентов и профессоров, которых мы будем "выкупать". И традиционно мы исполняем три желания наших студентов. У нас во всех корпусах и общежитиях были заранее расставлены ящики для сбора желаний. И накануне я получил очень большой пакет – студенты пытаются привлечь мое внимание не только самими пожеланиями, но и их размерами. Какие желания будем исполнять – пока не знаю. Мы будем принародно вытягивать их.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС