23 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

У нефтеперабатывающих гигантов появился тюменский конкурент

В сентябре на юге Тюменской области в селе Антипино начнет действовать нефтеперерабатывающий завод, который после запуска второй очереди сможет выпускать до 1,7 млн тонн нефтепродуктов в год. По сравнению с существующими нефтеперерабатывающими гигантами, которые производят до 10 млн тонн нефтепродуктов в год и входят в структуры крупных вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний, Антипинский - завод малой мощности и независимый. Причем он первый в России после 1960 года, когда в стране возводились последние из ныне действующих НПЗ. Его уникальность не только в современных технологиях и оборудовании, но и в том, что в перспективе он покроет нужды тюменского юга, отчасти Зауралья и Среднего Урала, в дизельном топливе высокого качества. Затем, возможно, займется и производством высокооктановых бензинов. При этом продукция Антипинского НПЗ будет дешевле топлива, выпускаемого нефтеперабатывающими гигантами. О перспективах развития завода в интервью Накануне.RU рассказал генеральный директор, член Совета директоров ЗАО "Антипинский НПЗ" Геннадий Лисовиченко:

Вопрос: Геннадий Алексеевич, расскажите историю создания Антипинского НПЗ.

Геннадий Лисовиченко: Идея построить на юге Тюменской области нефтеперерабатывающий завод возникла в конце 1990-х гг. у компании "Сибнефтепровод" - дочернего предприятия ОАО "АК "Транснефть". Тогда же компанией "Сибнефтепровод" было закуплено необходимое оборудование, однако в силу ряда причин проект строительства НПЗ остался незавершенным. Все последующие годы закупленное "Сибнефтепроводом" оборудование хранилось в Тюмени, а мы об этом узнали в 2004 году. Наш холдинг "Нефтегазохимические технологии" (специализирующийся на поставках нефти и газа, переработке углеводородного сырья, - прим.ред) решил претворить в жизнь этот проект. Оборудование на тот момент находилось в собственности Российского фонда федерального имущества. Конкурс, объявленный Фондом в 2004 году, мы выиграли и приобрели оборудование.

В июне 2004 года было создано ЗАО "Антипинский НПЗ" и начались проектные работы, прежде всего, необходимо было откорректировать проектную документацию, которая была выдана "Сибнефтепроводу" Казанским институтом по проектированию предприятий нефтеперерабатывающей промышленности.

И уже с весны 2005 года началось строительство первой очереди завода, мощность которого рассчитана на 500-550 тыс тонн нефтепродуктов в год. Строительно-монтажные работы по первому комплексу завершены, и в настоящее время проводятся пуско-наладочные работы. Вторая очередь завода рассчитана на выпуск 1 млн 650 тыс тонн нефтепродуктов в год, сегодня ведутся проектные работы, планируется, что строительство этого комплекса будет начато весной 2007 года. Пуск второй очереди завода намечен на конец 2007 года.

Вопрос: А когда начнется реальное производство на первой очереди завода?

Геннадий Лисовиченко: Через месяц, в сентябре этого года. Будет производиться дизельное топливо двух видов (зимнее и летнее), прямогонный бензин и мазут. На дальнейшую переработку прямогонный бензин и мазут пойдут на предприятия химической промышленности Урала. А с вводом второй очереди завода, мы планируем перерабатывать мазут - производить

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: www.isurgut.ru
прямогонный бензин, газойль,  гудрон и дизельное топливо. То есть, увеличится глубина переработки. Что касается производства высокооктановых бензинов, такого решения на сегодняшний день совет директоров пока не принял. Этот вопрос находится в стадии проработки и будет решаться в процессе проектирования второй очереди завода.

Вопрос: Будет ли достаточной общая мощность Антипинского НПЗ для того, чтобы обеспечить потребности в дизельном топливе всего Уральского федерального округа?

Геннадий Лисовиченко: Всего федерального округа нет, но обеспечить дизельным топливом юг Тюменской области завод будет в состоянии. Кроме того, наша продукция будет поставляться в соседние регионы, прежде всего, в Курганскую и Свердловскую области. Что касается севера Тюменской области, там работают нефтяные компании "Сибнефть", "Лукойл", "ТНК-ВР" и другие, которые в своей структуре имеют нефтеперерабатывающие заводы.

Вопрос: Выдержит ли Антипинский НПЗ конкуренцию со стороны нефтеперерабатывающих гигантов, входящих в крупные вертикально-интегрированные нефтяные холдинги?

Геннадий Лисовиченко: Безусловно, Антипинский НПЗ имеет ряд конкурентных преимуществ.

Во-первых, мы находимся вблизи нефтяного потока. Во-вторых, очень большое значение в цене топлива имеет транспортная составляющая. Сегодня дизельное топливо поставляется в наш регион из Омска и Уфы, там расположены НПЗ, ближайшие по отношению к югу Тюменской области. Расстояние от  Омска до Тюмени составляет 600 км, от Уфы еще больше, и плата за перевозку топлива по железной дороге, как известно, составляет значительную часть в цене товара. Нам же железнодорожные перевозки для юга Тюменской области не понадобятся, поэтому и цена топлива будет без транспортной составляющей.

Кроме того, наши ближайшие соседи, например, Курган находятся от Тюмени на расстоянии 180 км, Свердловская область еще ближе - 60 км. Не скрою, что потенциальные клиенты уже приезжали к нам и ждут открытия завода.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: www.isurgut.ru
В-третьих, мы имеем возможность отпускать предприятиям юга Тюменской области топливо прямо с завода путем автоналива, небольшими бензовозами по 5-10 тонн. То есть, экономия достигается за счет способа отгрузки продукции небольшими объемами, а это особенно удобно для местных потребителей, небольших сельскохозяйственных организаций. Таким образом, на данном этапе конкуренции мы не боимся. 

Вопрос: Насколько продукция Антипинского НПЗ за счет отсутствия транспортной составляющей будет дешевле продукции других нефтеперерабатывающих заводов, тех же НПЗ Уфы и Омска?

Геннадий Лисовиченко: Я думаю, на этот вопрос можно ответить в конце сентября.

Вопрос: Уникальность Антипинского НПЗ в том, что он строится с использованием самых современных технологий и оборудования, объем инвестиций можете озвучить?

Геннадий Лисовиченко: Да, это так, завод оснащен современным американским оборудованием. Мы прекрасно понимаем, что такое забота об окружающей среде и безопасности населения, а также требования федерального законодательства, поэтому и для второй очереди завода будем закупать только современное оборудование. Объем инвестиций Группы компаний "Нефтегазохимические технологии", владельца

доллар, деньги, банкноты(2018)|Фото: Фото: Накануне.RU
Антипинского НПЗ, в первую очередь завода составил свыше $50 млн, по второй очереди оценивается в более чем $70 млн.

После запуска первой и второй очередей производства завод планирует ввести в действие установку по гидроочистке дизельного топлива и обеспечивать соответствие выпускаемой продукции не только действующим российским ГОСТам, но и более строгим мировым стандартам. Возможно, в будущем завод займется также производством высокооктановых бензинов.

Вопрос: Геннадий Алексеевич, оказывали ли региональные власти поддержку проекту строительства Антипинского НПЗ?

Геннадий Лисовиченко: Безусловно, без поддержки губернатора области реализовать проект было бы нереально. На встречах с губернатором области Владимиром Якушевым мы обсуждали насущные вопросы, например, предоставление ряда налоговых льгот на период выхода завода на проектную мощность и период окупаемости. В частности, речь шла о налогах, таких как налог на имущество, которые уплачиваются в местную казну.

Вопрос: Не секрет, что нефтеперерабатывающие заводы, которых всего 25 в России, требуют серьезного обновления. Эксперты связывают с модернизацией отрасли рост объемов выпуска высокооктановых бензинов и долгожданное снижение цен, правда, ждать этого придется еще не один год. На Ваш взгляд, предпринятые Правительством РФ меры – дифференциация НДПИ и акцизов на бензин – способны изменить ситуацию на топливном рынке?

Геннадий Лисовиченко: Я считаю, что сама жизнь заставит модернизировать нефтеперерабатывающее производство, учитывая, например, что Правительство РФ утвердило новые экологические требования к качеству бензина и дизельного топлива. Однако инвестиции в модернизацию отрасли это гигантские суммы, которые измеряются в десятках миллиардах долларах.

Дифференциация НДПИ, думаю, скажется положительным образом, ведь одно дело платить налог с месторождения, где ресурсы практически выработаны, и с месторождения, где нефть фонтанирует. Затраты разные, а налог один. Что касается акцизов на бензин, то, к сожалению, правительство идет по пути увеличения акцизов на высокооктановые бензины. 

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: www.gazeta.lviv.ua
В стране достаточно много бензина не только не отвечающего требованиям ГОСТа, а так называемого "бодяжного", когда из прямогонного бензина путем различных присадок получают бензин, который с трудом "переваривают" российские двигатели. И если введут дифференциацию ставок акцизов на бензин в зависимости от его качества (более низкой ставки на высококачественный бензин, низкого качества - более высокой), естественно, компании будут заинтересованы производить только высококачественный бензин с более высоким октановым числом.

Другой вопрос, конечно в том, что российские нефтяные компании стремятся поддерживать уровень цен на внутреннем рынке на уровне западных, и наше правительство стремится войти в единый мировой рынок, хотя это достаточно сложно понять населению. Россия – нефтедобывающая страна, и населению не понятно, почему в нашей стране цена литра бензина практически такая же, как в других странах, даже тех, которые нефть не добывают. Населению объяснить это достаточно сложно. Если с ростом цен на бензин, росла такими же темпами заработная плата, наверное это было бы объяснимо.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС