24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Экономика В России

К созданию финполиции: в экономике идет исход малых предприятий или фирм-однодневок?

Владислав Жуковский о том, чем спровоцирован масштабный исход ИП в "тень"

В конце февраля Федеральная налоговая служба опубликовала очередную порцию статистической информации о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), а также индивидуальных предпринимателей (ИП).

Цифры, содержащиеся в этом докладе, повергли в шок даже самых оптимистично настроенных экономистов и аффилированных с правительством "экспертов", не прекращающих рассуждать о важности модернизации, инноваций, иностранных инвестиций, инфраструктуры и прочих благих высоких материях.

Согласно предварительным оценкам ФНС, только за последние два месяца – декабрь 2012г. и январь 2013г. – в России прекратили своё существование свыше 208 тыс. индивидуальных предпринимателей. При этом из оставшихся ИП порядка 65-70% объявили об увольнении сотрудников, сокращении объёмов выпуска товаров, замораживании и урезании заработных плат, а также сворачивании инвестиционных проектов.

Уже сегодня Министерство экономики бьёт тревогу – при сохранении нынешних тенденций уже к концу 2013г. более двух третей всех ИП могут сократить численность вовлечённых в предпринимательскую деятельность работников, а совокупные потери рабочих мест в российской экономике превысят 1 млн человек.

Да, по меркам федерального бюджета и российской экономики в целом это сущие крохи – менее 0,5% доходной части бюджета и 0,1% ВВП. Однако для бюджетной системы муниципалитетов это весьма заметная сумма средств. А если учесть скрытые негативные экономические эффекты от сокращения объёмов выпуска продукции, сворачивания инвестиционных программ, отказа от модернизации производств и закупки новой техники, увольнений и вывоза капитала, речь может идти о 250-300 млрд рублей упущенных прибылей и косвенных убытков.

Насколько можно судить, столь обвальное сокращение численности ИП и сворачивание производственной активности обусловлено целым рядом фундаментальных причин и внесением драконовских ужесточений в изначально провальную и недееспособную пенсионную реформу (в чём был вынужден признаться лично председатель правительства Дмитрий Медведев).

Драконовские социальные взносы на малый бизнес

Напомним, что в конце 2012г. правительство предложило радикальным образом повысить налоговую нагрузку на самозанятое население – если до 1 января 2013г. представители самого малого бизнеса выплачивали 26% от одного МРОТ, то в наступившем году они будут обязаны уплачивать аналогичный налог с двух МРОТ. Принимая во внимание, что с 1 января 2013г. правительство провело "косметическое" увеличение МРОТ, повысив до 5205 рублей, а механизм расчёта отчислений в Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования остался неизменным, совокупный размер социальных взносов ИП подскочил с 19,4 до 35,6 тыс. рублей.

Насколько можно судить из официальных комментариев высокопоставленных чиновников, вся эта эпопея с увеличением налогового пресса на самозанятое население затевалась Минфином и ФНС с "благой" целью сократить дефицит Пенсионного фонда России на 40 млрд рублей. Принимая во внимание, что дефицит ПФР по итогам 2012г. достиг 1,7 трлн рублей, эта "благая" цель выглядит откровенным идиотизмом и проявлением некомпетентности чиновников – объём предполагаемых дополнительных доходов в Пенсионный фонд оказался в 42,5 раза ниже самого дефицита ПФР.

Однако российские чиновники не унывают – в коридорах правительства созрела очередная "гениальная" мысль, как снизить безудержно разрастающийся дефицит Пенсионного фонда России. Вместо того, чтобы не просто признать провал пенсионной реформы, а привлечь к ответственности тех чиновников и прикормленных "экспертов", которые разработали изначально провальную и нереализуемую пенсионную систему, правительство им же поручило внести в неё коррективы.

Российские чиновники предлагают вслед за удвоением налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей в два раза повысить реальные социальные платежи с наименее обеспеченных работников. На этот раз чиновники предлагают удвоить предельно допустимый размер налогооблагаемой (а, точнее, взносооблагаемой) базы, с которой работодатели осуществляют отчисления в социальные фонды – ПФР, ФОМС и ФСС. Если в случае с самозанятым населением речь шла об удвоении размера платежей лишь в систему Пенсионного фонда, то в случае с социально незащищёнными категориями граждан, которые и так находятся либо за чертой бедности, либо на грани нищеты, речь будет идти об удвоении размера платежей сразу во все внебюджетные фонды.

При этом важно понимать, что речь идёт отнюдь не об узкой группе социальных маргиналов, тунеядцев и алкоголиков. Согласно официальным оценкам Росстата, по итогам 2012г. свыше 17,2 млн россиян (или 12,1% населения России) имели трудовые доходы ниже величины прожиточного минимума. Более того, согласно оценкам распределения численности работников по размеру средней начисленной заработной платы, приводимым Росстатом, по состоянию на конец 2011г. порядка 30% всех работников России имели трудовые доходы ниже 10 тыс. рублей. Это как минимум 21-22 млн россиян.

Мало того, что очередная инициатива чиновников Минфина и ПФР заткнуть дыру в Пенсионном фонде, разрастающуюся темпами в 500-700 млрд рублей ежегодно, за счёт малого бизнеса обернулась снятием с учёта свыше 208 тыс. индивидуальных предпринимателей и сокращениями рабочих мест у 65% оставшихся ИП. Так они теперь намерены заниматься откровенным социальным геноцидом – вместо того, чтобы повысить ставку НДФЛ и социальных взносов на 1% наиболее состоятельной части российского общества, контролирующий 85% крупной собственности, чиновники Минфина и прочих ведомств предложили просто-напросто удвоить размер социальной нагрузки на без малого два десятка миллионов малообеспеченных россиян.

Финансовая полиция и борьба с фирмами-однодневками 

Впрочем, повышение пенсионного бремени на индивидуальных предпринимателей не могло спровоцировать столь уж масштабного исхода ИП в "тень" или тем более их банкротства. Согласно оценкам ФНС, среднегодовой доход российского индивидуального предпринимателя составляет порядка 1,4 млн рублей или 116,6 тыс. рублей в месяц. Это приблизительно в 4,3 раза превышает средний размер заработной платы по России, который по состоянию на конец 2012г. и начало 2013г. составлял порядка 27,3 тыс. рублей.

Другими словами, налоговая нагрузка в размере 35,6 тыс. рублей в год выглядит вполне посильной ношей для российских индивидуальных предпринимателей. Тем более, учитывая тот факт, что, по оценкам экспертов, как минимум половина реальных прибылей самозанятого населения и вовсе не фигурирует в отчётах и уводится в "тень" с целью уклонения от уплаты налогов.

Собственно говоря, теневой сектор экономики и фиктивная экономическая деятельность уже давно стали бичом российской экономики. Согласно данным ФНС России, формально "действующих", т.е. зарегистрированных коммерческих организаций насчитывается порядка 3,9 млн. Из которых в форме ООО — 3,6 млн, притом что реально функционирующих организаций, т.е. тех, которые ведут хозяйственно-экономическую деятельность и проводят хоть какие-то платежи через банковскую систему, примерно 2 млн. Остальные 1,9 млн юридических лиц, т.е. примерно половина из практически 4 млн зарегистрированных компаний, судя по всему, и являются фирмами-однодневками, которые ждут своего часа для осуществления фиктивных внешнеэкономических операций, легализации преступных доходов и обналичивания криминальных средств.

Только по официальным оценкам правительства и Банка России ежегодные потери российской экономики от незаконных действий фирм-однодневок и нелегального вывоза капитала составляют не менее 50 млрд долларов. Реальные масштабы потерь существенно выше тех официальных и политкорректных оценок, которые дают российские высокопоставленные чиновники, и составляют не менее 170-200 млрд долларов ежегодно.

В этом плане показательным стало предложение главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина возродить институт конфискации имущества и создать очередной орган финансового надзора – Финансовую полицию или Финансовую разведку. Он весьма верно подметил, что "сопоставление объема выведенных из России средств с размером ущерба, причиненного коррупционной и финансовой преступностью, позволяет сделать вывод, что так называемое бегство капитала во многом обусловлено не негативными факторами российской экономики (ее недостаточной привлекательностью), а активными процессами транснациональной легализации преступных доходов".

Однако основная беда России состоит отнюдь не в нехватке регулирующих и контролирующих органов, которые бы боролись с незаконной предпринимательской деятельностью, вывозом капитала, теневым сектором экономики и коррупцией. С бюрократией и "борцами с коррупцией" в России всё в порядке – для этого есть МВД, ФСБ, Следственный комитет, ГКУ администрации президента, контрольно-ревизионное управление Минфина, Банк России, ФСФР, Счётная Палата и т.д.

Основная проблема состоит в том, что коррупция, насколько можно судить, из общественно порицаемого недуга и порока превратилась в смысл жизни для критически значимой части российской бюрократии и главный мотивирующий элемент работы в органах государственной власти. А сами правоохранительные органы и "борцы с коррупцией" просто не хотят исполнять свои служебные обязанности – либо боятся наступить на карман высокопоставленным чиновникам и сросшимся с ними олигархам. Либо сами замешаны в "крышевании" незаконной предпринимательской деятельности, коррупции, легализации преступных доходов и разворовывании бюджетных ресурсов.

Очень похоже, что наблюдаемая в последние месяцы возня вокруг вопроса фирм-однодневок, незаконного вывоза капитала, теневого сектора экономики (40-50% ВВП России) и коррупции является попыткой властных группировок перехватить инициативу в вопросах "борьбы с коррупцией", выслужиться перед президентом, сымитировать бурную деятельность и свалить ответственность на своего соседа. Как показал опыт нелегальных подмосковных казино, банкротства крупных коммерческих банков, хищения 450-500 млрд рублей из Банка Москвы и целого ряда других громких дел, дальше слов дело пока не идёт. Судя по всему, Следственный комитет весьма плотно взялся за расследование хищений в "Оборонсервисе" и разворовывания бюджетных средств в Министерстве обороны и намерен довести дело до конца. Однако далеко не факт, что ему удастся это сделать – слишком многие федеральные чиновники оказались замешаны в этом коррупционном скандале.

Экономист Владислав Жуковский для Накануне.RU


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС