16 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Нефть растет – экономика стагнирует?

В любой ситуации наши власти продолжают надеяться на нефть, которая остается одним из основных столпов формирования бюджета. Каждая встреча президентов России и США, каждая договоренность ОПЕК+ и вообще почти любое действие российских властей завязано в том числе на поддержание или увеличение цены за баррель нефти. И дела в целом не так уж плохи – цена бочки Brent впервые с октября 2018 года превысила $76 и пока держится на этой отметке. Примерно такая же ситуация обстоит с маркой Urals, которой торгует Россия – 1 июня цена превысила годовой пик и вот уже несколько недель находится на подъеме.

А в Bank of America в недавнем отчете по рынку нефти указывают на шесть причин, по которым цена за баррель уже к 2022 году может вырасти до 100 долларов. Они называют три причины со стороны спроса: отложенный спрос после локдаунов, преобладание частных автомобильных перевозок над другими видами транспорта, а также дистанционный режим "работы из автомобиля". А также со стороны предложения: увеличение капитальных затрат компаний на достижение целей Парижского соглашения по климату; более активная роль инвесторов в энергетическом секторе, а также давление общества на сокращение выбросов парниковых газов.

Все это может поднять стоимость нефти, но по факту на экономике России почти никак не скажется – о сложных отношениях с нефтью в беседе с Накануне.RU рассказал экономист, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

(2011)|Фото:Накануне.RU

– На ваш взгляд, какое будущее у цены на нефть в ближайшем будущем?

делягин михаил геннадьевич главный редактор журнала свободная мысль(2015)|Фото: Накануне.ru– Во-первых, спрос на нефть в физическом объеме будет расти. Банкротство альтернативной энергетики сомнений не вызывает. То есть ее доля будет увеличиваться, доля нефти будет уменьшаться, но замены не произойдет, вытеснение невозможно технологически, и будет невозможно, по крайней мере, еще лет 20 как минимум.

Поэтому необходимо больше нефти. При этом к 2040 году, по оценкам специалистов, доля нефти, которая должна добываться на новых месторождениях просто для сохранения объема добычи, будет 45%. Если придется увеличивать объем добычи, то, соответственно, нужно вводить больше новых месторождений, а у нас единственное серьезное месторождение, которое разрабатывается – это "Восток Ойл", все остальное законсервировано. Просто потому что из-за неопределенности, из-за кризиса инвестиции были резко сокращены. Такая же картина, например, с железными рудами, на которых отсутствие геологоразведки новых месторождений привело к почти двукратному увеличению цен на черные металлы.

Вторая причина – недоинвестирование, это позиция глобальных корпораций, они освободились от контроля государств, никто их деятельность регулировать не может, они сами сильнее всех, и строго по логике бизнеса они максимизируют текущую прибыль. А максимизация текущей прибыли инвестиций не подразумевает, с этим ничего не поделаешь.

– Если мировая экономика начнет восстанавливаться, поднимется ли за ней и российская?

– Сложно говорить про восстановление мировой экономики. Сейчас получим еще один виток "коронабесия", у нас устроят вторую волну локдаунов, потом будет третья волна... Поэтому это слабо предсказуемая вещь, это скорее субъективный фактор. Но даже если будет абсолютный локдаун – все равно придется поддерживать системы жизнеобеспечения. А поддержание систем жизнеобеспечения подразумевает, что придется увеличивать объемы добычи нефти.

Bank of America предполагает, что к 2022 году цена за баррель может подняться до $100 – вы согласны с такой точкой зрения?

– Да, вполне. Заливание костра глобальной депрессии керосином долларовой эмиссии приведет к тому, что спекулятивные рынки увеличиваются, а нефтяные фьючерсы у нас самые спекулятивные из всех. Спекулятивнее, чем рынок черных металлов, по крайней мере.

(2005)|Фото: www.admhmao.ru

– При этом они называют три причины со стороны спроса: отложенный спрос после локдаунов, преобладание частных автомобильных перевозок над другими видами транспорта, а также дистанционный режим "работы из автомобиля"…

– Не все из этого можно применить к нам – например, вряд ли нас коснется преобладание автомобильных перевозок, тем более в связи с локдауном. Не говоря уже про "работу из автомобиля". Возможно, это какая-то зарубежная специфика, но я просто напомню, что год назад у нас запрещали передвижение на автомобилях. В этом году пока не запрещают, но что им в голову придет завтра – никто не знает.

– С другой стороны еще три причины: увеличение капитальных затрат компаний на достижение целей Парижского соглашения по климату, более активная роль инвесторов в энергетическом секторе, а также давление общества на сокращение выбросов парниковых газов…

– А экологический терроризм, осуществляемый в глобальном масштабе, конечно, никто не отменял. Еще одна причина недоинвестирования – это то, что ряду инвестиционных фондов просто запрещено вкладывать средства в традиционную энергетику. Это "не политкорректно", поэтому это запрещено.

Это такая же политическая история, не имеющая отношения к реальности. Когда политика начинает разрушать экономику – понятно, что от этого ресурсов больше не становится.

коллаж, Мишустин под маской Медведева(2020)|Фото: Накануне.RU

– Тем не менее даже если цена поднимется до $100 за баррель – это как-то скажется на экономике России?

– Надо будет смотреть, сколько будет стоить доллар к тому времени. Если $100 сегодняшних – то это увеличение доходов, соответственно, бюджет будет захлебываться от денег еще сильнее, чем сейчас.

Сейчас в бюджете заморожено без движения 17,7 трлн рублей, почти 90% годовых доходов бюджета – ну а тогда будет заморожено 120% годовых бюджета. Увеличится отток капиталов из страны, если это не будет сопровождаться нормализацией социально-экономической политики, конечно. Если будет сопровождаться – это хорошо, тогда можно будет за нищету и бедность взяться всерьез, и страну можно начать развивать.

Но для этого нужны изменения не цены нефти, а вменяемости социально-экономического блока нашего государства. В общем, остается только ждать и надеяться…


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС