20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBrQEX
Рекомендуем: http://remont.youdo.com/carpentry/balconies/tag/mastera/, лучшие цены здесь.
Вывоз старых окон на http://perevozki.youdo.com/garbage/flat/repair/window/.
youdo.com


Аналитика все материалы

УВЗ: свердловские против "питерских", чья возьмет?

Судьба "Уралвагонзавода" – крупнейшего на Урале оборонного предприятия решится в ближайшие два месяца. У нынешнего гендиректора УВЗ Николая Малых истек срок контракта, Федеральное агентство по промышленности объявило конкурс на замещение этой вакансии. Казалось бы, ничего такого, обычная формальная процедура, прописанная в законе, тем более что этот конкурс проводится на "Уралвагонзаводе" уже не впервые. Меж тем, от его исхода на этот раз будет, без преувеличения, зависеть будущее огромного предприятия с доходом 22 млрд рублей, с 35 тысячами сотрудников, занесенного в Книгу рекордов Гиннеса как крупнейший танкоград на планете. Объясняется столь "глобальная" постановка вопроса очень просто – тот, кто по итогам конкурса запланированного на 17 мая окажется лучшим, будет стоять у руля приватизации "Уралвагонзавода", который до сих пор является 100% государственной унитарной собственностью и в своем названии имеет приставку ФГУП.

Смуту вокруг грядущей смены власти на УВЗ первым еще чуть не за полгода до объявления конкурса поднял Свердловский губернатор Эдуард Россель. "Есть попытки некоторых структур не продлевать контракт с нынешним гендиректором УВЗ Николаем Малых", – заявил губернатор на одной из пресс-конференций осенью 2004 года, – Уже несколько раз на меня выходили руководители различных коммерческих структур, которые хотят поучаствовать в приватизации завода. И есть интерес поставить во главе ФГУПа своего человека, дабы его руками провести приватизацию в пользу определенных лиц. Я активно этому сопротивляюсь". Тогда губернатор дал понять, что неласковый ветер перемен дует с одной из двух российских столиц, а то и с обеих сразу. Прозвучала версия про то, что под УВЗ копают "питерские".   

Аналогичную версию выдвинула накануне и газета "КоммерсантЪ", ссылаясь на высокопоставленный источник в правительстве РФ и на УВЗ: "Под Малых всерьез копают "питерские", желающие прибрать завод к рукам накануне его приватизации. Говорят, что пост гендиректора займет некая персона из Петербурга, имеющая крепкие связи с руководителями силового блока. Основным продуктом предприятия стали полувагоны. И те, кто намеревается зайти на завод, хотят приватизировать прибыльное вагонное производство, а оборонку оставить государству".

Основной продукцией "Уралвагонзавода" являются, как следует из названия, самые разнообразные грузовые железнодорожные вагоны и цистерны. УВЗ был и остается одним из немногих крупных российских производителей подвижного состава. Оборонная составляющая - это, прежде всего, два танка – модернизированный Т-72С, один из лучших в мире образцов боевой техники - Т-90С и еще пять разновидностей вспомогательной военной техники. Наконец, третий крупный блок продукции, созданной и выпускаемой на УВЗ – дорожно-строительная и сельскохозяйственная техника – экскаваторы, погрузчики, трактора и т.п.

Отчего в преддверии грядущей приватизации могла развернуться борьба за кресло гендиректора "Уралвагонзавода" – вполне понятно. Все три производственные направления самоценны и экономически привлекательны. Правда, по дорожно-строительной и сельхозтехнике существует большая конкуренция со стороны российских и зарубежных производителей. К тому же уровень наших разработок и решений технически довольно сильно отстает от мировых аналогов, а потому работать здесь сложно и не сверхприбыльно.

Российские танки – выше всяких похвал по качеству и характеристикам, и способны приносить производителю сверхдоходы. Однако их реализация зависит от величины гособоронзаказа (а он, как правило, совсем не велик, либо равен нулю) и от зарубежных заказов, получить которые столь же выгодно, сколь и сложно. Знаменитый "индийский контракт" по которому УВЗ поставил Индии 124 танка Т-90С и комплектующие на сборку еще 186 танков помогли предприятию выжить в постдефолтовый период – 2001-2003 годы. При этом гособоронзаказ на 2004 год от российской армии был сделан лишь на 14 танков Т-90С. При всем при этом, производство танков вряд ли будет приватизировано. Государство за последнее десятилетие уже от души походило "по граблям" приватизированных оборонных активов, которые, попав в руки к частным собственникам, фактически переставали функционировать.

Другое дело – вагоны. В том числе и за счет средств полученных от индийского контракта УВЗ существенно модернизировал вагонное производство, увеличил производственные возможности и заключил долгосрочные контракты как с главным потребителем этой техники – Российскими железными дорогами (РЖД), так и с частными перевозчиками. По ряду выпускаемых позиций "Уралвагонзавод" является монополистом, а потому, без сомнений, именно получение контроля, в результате приватизации, над этим "раскрученным", высокодоходным, имеющим технологии, поставщиков и рынки сбыта производством является целью возможного внешнего вторжения.

"Оборонная отрасль вряд ли прельстит коммерсантов. Сейчас на рынке большим спросом пользуется грузовой подвижной состав, вот это направление наиболее привлекательно", - подтвердил Николай Малых в интервью Накануне.RU.

Прием конкурсных заявок на должность гендиректора начался 8 апреля и продлится до 10 мая. Требования к кандидату весьма высокие и, мягко говоря, далеко не каждый коммерсант сможет в них "вписаться". Например, необходим не менее чем 5-летний опыт руководства предприятием с численностью работающих не менее 5000 человек, выполняющим работы по гособоронзаказу и ведущим внешнеэкономическую деятельность, в том числе выполнение производственных экспортных контрактов. Обязательным является и наличие допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну. Что же касается критерия отбора, то им станет выбор наилучшей из представленных кандидатами программ деятельности предприятия.

Из всего этого следует, что противостоять Николаю Малых сможет лишь фигура аналогичного, либо чуть меньшего оборонно-промышленного масштаба. Подобных фигур даже в такой большой стране, как Россия, не так уж много и большинство из них между собою знакомы и вполне могут мирно договориться. Что, если честно, наводит на мысль о том, что шумиха вокруг возможного получения контроля над УВЗ "варягами" происходит на пустом месте и может оказаться всего лишь грамотной PR-акцией свердловского губернатора. Когда на фактически безальтернативной основе конкурс выиграет Николай Малых, Эдуард Россель выедет к широкой публике "на белом верблюде" и даст понять, что именно благодаря его титаническим лоббистским усилиям удалось отвадить чужаков.   

Косвенное подтверждение этому предположению было получено и в беседе с начальником отдела руководящих кадров Федерального агентства по промышленности Николаем Никольским. Отвечая на вопросы корреспондента Накануне.RU по поводу сроков и технологии проведения конкурса, чиновник сказал и такую фразу: "Судя по тому, что Николай Малых назначен гендиректором  на время до конкурса, думаю, что он устраивает Федеральное агентство по промышленности". А в другом весьма заинтересованном в исходе конкурса ведомстве – ОАО "Российские железные дороги" ничего конкретного сказать не смогли. Наталия Акафьева -и.о. начальника пресс-службы РЖД заявила: "Я допускаю, что у руководства могут быть претензии к Николаю Малых, но никаких комментариев не будет. РЖД, по меньшей мере, интересует, кто займет должность гендиректора завода. Однако никакого влияния мы оказывать не собираемся. Сейчас у нас есть договор, раньше были различные вопросы, но сейчас он выполняется с обеих сторон".

Между тем, вероятность того, что за завод действительно уже развернулась подпольная борьба и что неназванные пока "питерские" структуры действительно существуют исключать все же не стоит. И, если это действительно так, то итог конкурса станет очередной проверкой государства на "государственность". Если губернатор говорил правду, значит бороться на конкурсе Роспрома будут две концепции – сохранения завода как единого целого либо разделения предприятия на несколько частей по видам продукции. И под ту и под другую концепцию нетрудно найти хотя бы внешне убедительную доказательную базу.

Хорошо известно, что действующий пока гендиректор категорически против "расчленения" УВЗ. Именно идею сохранения УВЗ как единого комплекса по выпуску более 100 видов гражданской и оборонной продукции он заложит в программу развития, которую готовит на конкурс. Николай Малых за восемь последних лет руководства "Уралвагонзаводом" в прямом смысле "выстрадал" это убеждение: "В 1997 году, когда мы отстояли завод как единое целое, как научно-производственный комплекс, тоже раздавались голоса в поддержку идеи раздела объединения. Но время показало, что мы сильны именно как единое целое, как самодостаточный организм. От конструкторских разработок и высоких технологий до мельчайшего штампа, уникального инструмента и оборудования – мы все можем сами. Поэтому и дальнейшую судьбу "Уралвагонзавода" я вижу только в том составе, как сегодня. Сначала завод "вывезла" танковая составляющая, когда выполняли индийский контракт, теперь держимся на плаву за счет вагонов. Такое балансирование позволяет поддерживать устойчивость и постоянное присутствие на рынках сбыта".

Идея существования завода как единого целого полностью оправдала себя не только на словах, но и в цифрах. "Уралвагонзавод" год от года демонстрирует такие темпы роста, которым может позавидовать не то что машиностроительное, но и любое другое предприятие. Рост объемов производства в 2002 году составил 86%, в 2003 – 34%, в 2004 – 20%. Если бы не было индийского контракта на производство танков, то не удалось бы вложить средства в развитие вагонного производства и в 2004, когда танки на предприятии почти не выпускались, экономика УВЗ показала бы спад, а не продолжение роста.

Итак, значимых причин, по которым Николай Малых может лишиться своего кресла, как минимум две. О первой, экономической, уже сказано достаточно – если есть коммерческая структура близкая к власти и всерьез намеревающаяся "подмять" вагонное производство под себя, то Малых для нее явная помеха. Вторая – политическая. Малых, без сомнений, является представителем экономической элиты Свердловской области (даже при том, что он не хозяин бизнеса, а государственный назначенец). А с элитами необходимо советоваться и учитывать их интересы при выборе кандидатуры губернатора. Хорошо известно, что Малых и Россель являются соратниками и союзниками. Не менее хорошо известно, что у Росселя и Кремля так и не выстраиваются теплые отношения, а потому отставка Малых сможет упростить назначение другого губернатора в будущем, а пока выбить серьезную опору из под действующего главы региона.

Как бы то ни было, конкурс объявлен, 2006 год, на который запланировано изменение юридического статуса "Уралвагонзавода" тоже не за горами. В Федеральном агентстве по промышленности заявляют, что речи ни о какой приватизации, а тем более конкретных ее схемах пока не идет, и неизвестно, захочет ли государство вообще прощаться с данной собственностью, так что на 2006 год запланирован лишь переход от ФГУП к ОАО и не более. Так ли все это на самом деле сейчас можно лишь гадать. А Николай Малых, тем временем, в отставку не собирается, но даже если она и случится, то он не пропадет: "Мне трудно представить свою жизнь без завода, и об этом предпочитаю не думать. Хотя, конечно, предложения о работе есть, и куда более заманчивые в плане спокойствия и материального обеспечения".


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС