19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC8Egd
Установка половой доски на http://remont.youdo.com/facing/floor/parquet/board/.
Юду: http://remont.youdo.com/repair/room/, варианты >>
youdo.com


Аналитика все материалы

Кадры решают все или как сделать так, чтобы нацпроект "Образование" оправдал название

Национальный = общенародный, по крайней мере, в той части, которая касается нацпроектов. Оценка вышестоящего начальника хорошо, оценка тех, для кого все затевалось, – еще лучше. Эта мысль, высказанная полномочным представителем Президента в Уральском федеральном округе Петром Латышевым, "красной нитью" прошла через все заседание Общественного совета по контролю за реализацией нацпроектов, где вскрывались "подводные камни" в реализации нацпроекта "Образование" и обсуждалось, как их устранять. Заседание проходило в режиме видеоконференции.

Открывая совещание, уральский полпред рассказал, что в минувшем году на проект "Образование" было потрачено более 10 млрд руб. Один из конкретных результатов, который удалось достичь благодаря усиленному финансированию, ощутили на себе все учителя УрФО – их зарплата увеличилась, в среднем, на одну треть. Кстати, впервые за восемь лет, темпы роста жалований учителей превысили темпы роста зарплат в других сферах. Доля школ, подключенных к Интернету, возросла с 29% до 75%. Более 3 тыс. учителей получили гранты и премии.

Если судить по оценке общества, то нацпроект "Образование" успешнее чем, например, "Доступное жилье". Так, согласно социологическому опросу, 55% уральцев отметили позитивные изменения в образовательной сфере, тогда как подобные изменения в сфере жилищного строительства наблюдают лишь 23% опрошенных.

Фото: Накануне.ruНо, конечно, и в реализации национального проекта "Образование" есть свои шероховатости и "тонкие места", иначе и собираться бы не стоило в уральском полпредстве. Петр Латышев отметил, что не всегда уровень профессиональных пособий является высоким, сократилось число средних профессиональных учебных заведений, и это сокращение вызвало нехватку специалистов технических специальностей. Из всех рабочих в УрФО лишь 5% являются профессионалами, тогда как в развитых странах этот процент, как минимум, в десять раз выше. Кроме того, ни один из уральских ВУЗов в минувшем году не победил на федеральном конкурсе. "Это серьезный сигнал", - подчеркнул полпред.

Министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин, выступая после Петра Латышева, поблагодарил полномочного представителя Президента за то, что сейчас появилась возможность участия в конкурсе не только у ВУЗов, но и у учреждений начального и среднего профессионального образования. "Но, чтобы не получилось как с высшими учебными заведениями, когда победили, в основном ВУЗы Центрального федерального округа, можно ввести квотирование для федеральных округов", - предложил челябинский министр

Однако конкурс среди профучреждений только предстоит провести, более актуальный вопрос о грантах в 1 млн руб., которые билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU получили 22 сельских челябинских школы. Владимир Садырин рассказал, что учебные учреждения столкнулись с неожиданной проблемой: сельские школы не могут потратить деньги на то, что им действительно необходимо. "Многие сельские школы, для которых труд является главной составляющей в воспитании, не смогли направить деньги на оборудование мастерских и покупку сельхозтехники", - посетовал министр. Он отметил, что сейчас система освоения грантов чересчур регламентирована, поэтому необходимо сделать исключение для сельских школ.

Вместе с тем, и в городских школах все далеко не идеально. Директор екатеринбургского лицея №110 Ирина Виноградова рассказал на совещании, что президентские гранты в ее учреждении получили семь учителей. Деньги были потрачены на закупку новой техники, но только обслуживать ее некому. "В штатном расписании нет должности инженера-электронщика. Пока решаем проблему с помощью родителей, но это же не решение!", - сказала Ирина Виноградова.

Директор лицея также сообщила, что в нынешнем году в конкурсе на президентские гранты в ее учреждении будет участвовать 21 педагог, то есть число участников увеличится в три раза. "Понимая, что поддержка существует, появляются силы и желание улучшать качество образования. Я удовлетворена системой организации конкурса", - отметила Виноградова, но при этом же заявила, что, скорее всего, и в первом конкурсе приняли бы участие больше учителей, если бы не жесткие временные рамки для сбора документов. То есть получилось, "кто успел, тот и съел". В этот раз такого не произойдет, так как времени предостаточно, но и выбор будет сложнее, а по каким критериям будет производиться отбор, не совсем понятно. Поэтому было бы не лишним привлечение общественности в качестве жюри.

Кстати, подобный опыт существует. "Когда мы обсуждали претендентов на грант Президента, у нас оказалось одно место для городского образовательного учреждения. Родительские общественные организации убеждали нас, что нужно отдать это место одной сельской школе Верхнеуральского района. Позже мы поняли, что сделали правильный выбор, потому что получили очень позитивную оценку сообщества", - поделился с участниками совещания челябинский министр Владимир Садырин.

Помимо школ и учителей федеральные деньги получили более 400 талантливых молодых людей. Один из них, ханты-мансиец Фото: Накануне.ruПавел Волков рассказал, что само участие в конкурсе, который проводила санкт-петербургская общественная организация, дало толчок для дальнейшего внутреннего развития. При этом молодой человек предложил дать возможность лауреатам конкурсов поступать в ВУЗы на льготных условиях, как серебряные и золотые медалисты. На вопрос Петра Латышева, должна ли, по его мнению, быть расширена практика проведения подобных конкурсов, Павел Волков ответил однозначно, что должна. Полпред в свою очередь заметил, что конкурсы могут проводиться и на региональном, и на муниципальном уровнях, и по отдельным направлениям. "У нас ведь есть бизнес-структуры, которые проявляют к этому интерес, но их личное дело, а расширение конкурсов должно стать предметом внимания и со стороны государства, и со стороны общественных объединений", - высказал пожелание уральский полпред.

В пользе конкурсов никто не сомневается, но заниматься их проведением, забывая о других вопросах, тоже не правильно. В частности, об этом заявил председатель Общественного совета по реализации нацпроектов в Курганской области Валерий Яхонтов: "Недостаточно эффективно работают муниципальные советы по нацпроекту "Образование", во многих из них отсутствуют представители родительской, учительской общественности. Большинство вопросов, которые рассматриваются, связаны с процедурой проведения конкурсов, а не с качеством образования. Отсутствует стратегия взращивания инновационных точек роста и распространения передового педагогического опыта".

Несмотря на то, что Валерий Яхонтов рассказывал о недочетах в реализации проекта, Петр Латышев неожиданно похвалил Яхонтова: "Считаю сообщение удачным и правильным. Вы обратили внимание на нерешенные проблемы, и они есть не только в Курганской области. 2007 год должен стать годом практических действий. Надо устранять все препятствия для нормального, конструктивного сотрудничества".

Затем стал выступать председатель совета директоров учреждений начального профобразования Тюмени Владимир Тапочкин. Фото: www.phys.nsu.ruОн, в отличие от Валерия Яхонтова, сделал акцент на плюсах реализации нацпроектов. Прежде всего, председатель совета директоров рассказал присутствующим, что сеть учреждений профессионального образования в Тюмени способна удовлетворить потребности регионального рынка труда. Этого, по словам Тапочкина, удалось добиться с помощью системы подготовки профессиональных кадров в форме госзаказа. Сперва анализируется рынок труда, а потом составляется заказ государства, причем на трехлетний срок – ведь именно столько нужно молодым людям, чтобы получить специальность.

"Данный механизм позволяет преодолеть дефицит кадров", - заявил председатель совета директоров учреждений начального профобразования Тюмени также отметив, что в подготовке кадров заинтересованы и многие предприятия. Например, в Тюменском государственном колледже связи и информатики специальные предметы преподаются специалистами "Уралсвязьинформ". Петр Латышев подчеркнул, что тюменский опыт интересен и в этом регионе очень близко подошли к решению задачи по восстановлению баланса спроса и предложения на рынке труда. Однако полпред призвал собравшихся больше обратить внимание на то, насколько округ приблизился к решению задач, а не на анализ динамики.

Далее слово взял ректор Уральского государственного горного университета Николай Косарев и рассказал об опыте своего ВУЗа. Фото: Накануне.ruРектор отметил, что к партнерству приглашены около 250-и компаний для того, чтобы они участвовали в выработке образовательных стандартов и в финансировании образовательной деятельности. Создана вертикально-интегрированная структура: под влиянием Горного находятся 86 профильных классов, 24 средних профессиональных образовательных учреждений. Привлекая молодых людей в образовательный комплекс, им четко обрисовывается план профессионального роста. "Нынче мы запускаем проект подготовки специалистов для силовых структур на гражданских специальностях путем целевого набора представителей этих структур, карьерный рост которых сдерживает нехватка образования", - добавил Николай Косарев.

Петр Латышев поинтересовался, каким образом УГГУ может заниматься подготовкой таких специалистов, ведь это прерогатива федеральных учреждений, на что ректор быстро уточнил, что специальности гражданские.

"Ну, хорошо, - отметил полпред. - Мне кажется, вы делаете главное – двигаетесь. По национальным приоритетным проблемам мы сегодня видим, что где-то у нас совсем хорошо, где-то не очень, а где-то надо остановиться и скорректировать свой курс. Но главное - действовать".

О том, как действует ООО "УГМК-Холдинг" рассказал директор по персоналу компании Виктор Олюнин. В частности, заключено металлургия плавка печь ковш(2004)|Фото: Фото: Накануне.ru специальное соглашение с Уральским горным университетом. На сегодняшний день существует нехватка инженеров-химиков, конструкторов, металлургов, специалистов агропромышленного комплекса. "Вот круг специальностей, которые мы заказывали и будем продолжать это делать. Часть семестра мы превратили в практическую работу, то есть в течение нескольких месяцев ученик находится на предприятии и проходит подготовку. После поступления на работу 70% молодых людей мы обеспечиваем жильем. Должен сказать, что средний возраст в компании снизился с 43-х до 37-и лет, и текучесть кадров на 3% уменьшилась", - отметил Виктор Олюнин.

При этом он предложил снизить ставку налогообложения для тех предприятий, которые инвестируют средства в образовательную сферу. Олюнин также подчеркнул, что компания бы с удовольствием поучаствовала в решении проблем развития профессионального образования в вопросах реструктуризации, слияния и профилирования учебных заведений.

Под конец своего выступления директор по персоналу ООО "УГМК-Холдинг" обратил внимание на еще одну проблему, которая ожидает предприятия в ближайшем будущем. С введением Единого Госэкзамена возникает вопрос, как "заказывать" специалистов в образовательных учреждениях и как их готовить.

"Мы сегодня не смогли обсудить все проблемы, которые реально влияют и на качество образования, и на организацию образовательного процесса, но разговор получился конкретный и полезный…Думается, стало понятнее, где главное. На этом мы и должны сконцентрировать усилия", - отметил в заключении Петр Латышев. Он подчеркнул, что Дмитрий Медведев будет проинформирован о сегодняшнем заседании Общественного совета. В частности, вице-премьер узнает о тех предложениях, которые прозвучали, включая и последнее предложение.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС