Музыка из Сети
Музыкальная культура претерпевает любопытные изменения. Все больше примеров демонстрируют, что талантам необязательно дожидаться дяденек-продюсеров с толстыми чемоданами денег, а можно взять судьбу в свои руки, записать трек, снять видео и выложить в интернет. А дальше- все зависит от предпочтений публики. Предпочтения эти, кстати, все больше начинают подходить под определение "нишевости" – аудитория устает от мейнстрима и часто обращает взоры на нечто необычное, непривычное глазу. Исполнитель, делающей что-то уникальное, новое, может очень "раскручиваться", не подписывая контрактов с мэйджор-лейблами. А, значит, быть свободным художником и ни от кого не зависеть.
Еще пару лет назад эксперты музыкальной индустрии говорили о том, что интернет-продвижения как такового не существует. Для раскрутки артиста, так или иначе, необходима ротация на радиостанциях, упоминания в прессе, выступления на TV. И сейчас большая доля истины в этих словах есть, но нельзя не согласиться также и с тем, что все больше музыки просто уходит в "интернет", формируя отдельную площадку.
Обсуждаемая тема тесно связана и с развитием продюсерской деятельности, которая, конечно, тоже претерпевает изменения. Сравнивать нынешнюю ситуацию, например, с 80-ми и 90-ми практически невозможно. Было время, когда рекорд-лейблы направляли свои усилия на развитие карьеры каждого из подписанных ими артистов. Сегодня намного реже встречаются звукозаписывающие компании, занимающиеся этим, пишет Кристофер Кнаб в статье, которую приводит lexamusic.com.
Сейчас мейджор-лейблы подписывают только тех артистов, которые уже обладают достаточно развитой музыкальностью, хорошими способностями к сочинению песен и умеют интересно выступать на живых концертах.
"Вплоть до конца восьмидесятых годов двадцатого столетия у большинства рекорд-лейблов был штатный отдел под названием "Развитие артиста" (Artist Development). Работа этого отдела состояла в том, чтобы поддерживать творческую сторону подписанных лейблом артистов, постоянно развивая их музыкальные способности. Когда продажи записей какого-то музыканта увеличивались с каждым новым релизом, рекорд-компания поддерживала этого артиста, полагая, что чем больше произведений этого музыканта слышит публика, тем более популярным он становится, а чем популярнее артист, тем больше его записей сможет продать лейбл", - пишет автор.
Большинство рок-групп 70-х и 80-х годов по качеству музыки выгодно выделяются на фоне современных рок-музыкантов, чьи песни звучат по радио в формате классического рока. Эти музыканты - пример старой школы "Развития артиста". Даже среди музыкантов 90-х мы всё еще можем встретить примеры истинного "Развития артиста".
"К рассвету нового, третьего тысячелетия, большинство лейблов переименовали свои отделы "Развития артиста" (Artist Development) в "Развитие продукта" (Product Development). Конечно же, изменился и сам подход к делу. Вместо заботы о росте и развитии артистов и их музыки, рекорд-компании стали делать упор на развитие стратегий и тактик увеличения продаж. Сегодняшнее "Развитие продукта" означает для мейджор-лейблов концентрацию их усилий на том, чтобы продать как можно больше дисков, и сделать это как можно быстрее", – пишет Кристофер Кнаб.
Таким образом, если у вас нет стопроцентного хита, то вас, вероятно, вас забудут, и вместо вас возьмут другую группу, которая только и ждет этого.
По большей части, в сегодняшнем конкурентоспособном музыкальном бизнесе развитием артиста и продукта занимаются уже не мейджор-лейблы. Независимые рекорд-компании унаследовали от мейджоров функцию выращивания новых талантов. "Когда музыкальная карьера развивается естественным образом, пошагово, тогда и успех артиста в музыкальном бизнесе будет естественным, а потому и более устойчивым", – добавляет он.
Понятно, что российская музыкальная индустрия в этом плане имеет свою специфику и историю. Тренд больше характерен для Запада, но уже проявляется и у нас.
Чем больше музыка уходит в интернет, тем больше она по понятным причинам отходит от мейнстрима. Ведь мейнстрим можно встретить везде, а глобальная паутина – она на то и глобальная паутина, чтобы быть неким полем свободного обмена информацией. С уходом в "нишевость" лейблы взяли на вооружение новую тактику. Аудитория отдельно взятого артиста может быть и сравнительно небольшой, но, если таких исполнителей – целый "пул", то на этом вполне можно сделать деньги. При этом независимые лейблы могут и не заниматься полным "развитием артиста" и "развитием продукта". К примеру, они дают деньги на запись первого альбома, первоначальную раскрутку, и в течение определенного времени артист отрабатывает деньги концертами в клубах. А потом – отправляется в свободное плавание. На этом сотрудничество заканчивается. Для инди-лейблов это означает меньшие риски, а артист все равно получает выгоду.
Одним из ярчайших "интернет-прорывов" последнего времени на западной сцене считается взлет группы Arctic Monkeys. Они добились крупного успеха в чартах (особенно в Великобритании) уже со своим первым синглом "I Bet You Look Good on the Dancefloor"; их дебютный альбом "Whatever People Say I Am, That’s What I’m Not" стал самым продаваемым дебютным альбомом в истории британской музыки. Такой успех во многом объясняется активным распространением их демозаписей фанами через Интернет, в частности, через P2P и социальные сети, пишет Wikipedia. Arctic Monkeys стали одной из первых групп, добившихся крупного успеха без поддержки традиционных СМИ, таких, как радио и телевидение, продемонстрировав, таким образом, эффективность такого способа продвижения новой музыки. В настоящее время группа издаёт записи на независимом лейбле "Domino Records", к мэйджор-лейблам относятся скептически.
Впрочем, Arctic Monkeys - музыка, все же, понятная и известная британскому слушателю. Но интернет открывает возможность реализовываться и настоящим самородкам, готовым делать музыку прямо "на глазах", без использования большого количества громоздкой аппаратуры.
Dub FX - уличный артист из Австралии, который колесит по разным странам с концертами, при этом, не пользуется музыкальными инструментами, а предпочитает делать музыку только за счет своих голосовых связок, семплера и специальных примочек. У музыканта нет продюсера, он не сотрудничает с лейблами. Количество просмотров этого видео на Youtube - около 5 млн, музыкант имеет определенную известность и в России.
К нашим "интернет-прорывам" принято относить уже всем известный коллектив Петра Налича, который, сняв клип менее чем за сто долларов, дал через некоторое время несколько аншлаговых концертов в Москве. Не записав ни одного альбома, МКПН поехал на "Евровидение".
Однако есть и более любопытные примеры из числа коллективов, относящихся к альтернативе мейнстриму. Например, группа "Самое большое простое число" (СБПЧ).
"Были в "Икее", снова видели Бога, он похож на тебя немного, такая же недотрога, немного похож на меня - такая же размазня", – поет Кирилл Иванов, который также работает ведущим петербургского Пятого канала, в одной из песен.
Все чаще можно встретить музыку с политическим оттенком. Группа "Рабфак" быстро набрала популярность в Рунете, не сыграв ни одного концерта, а только лишь выложив свои сатирические ролики на Youtube. Три клипа насчитывают уже сотни тысяч просмотров. Затронутые темы, действительно, равнодушными не оставляют.
"Мама, мама, я мечтаю о том, как брошу все и стану ментом", – провокационно заявляет в песне автор (впрочем, своих имен музыканты сознательно нигде не указывают, поскольку считают, что это никому неинтересно, а интересна лишь музыка).
А песни, подобные этой – новое перспективное инди-направление из российской глубинки или просто "кухонная" музыка, выложенная в интернет?
Но, так или иначе, пожалуй, недалеко от истины мнение, что независимому музыканту без поддержки лейбла продвигаться в интернете так же тяжело, как и не в интернете. Тем более, что само по себе продвижение в интернете связано с рынком распространения нелегальным, а, значит, по большей части, не сулящим больших денег.
Несмотря на некоторые изменения на рынке (если в России это можно называть рынком), предпочтения потребителей довольно консервативны. Так, согласно опубликованным результатам исследования, проведённого Music & Copyright , поп-музыка по-прежнему лидирует по объёмам продаж во всём мире. Продажи записей поп-исполнителей в 2009 году принесли отраслей 7,4 млрд долларов (29,2% от общего объёма продаж музыкальной продукции). На втором месте - рок-музыка, где объём продаж составил около 6,5 млрд долларов (25,7%). В начале 2000-х, когда жанровые различия были более существенными, большим был и разрыв: доля продаж 27,8% принадлежала поп-музыке, 22,7% - року.
При этом продажи и там, и там падали на протяжении всего последнего десятилетия: продажи поп-музыки за десять лет упали примерно на 27,7%, продажи рок-записей - на 22,1%. В целом же за прошедшие десять лет доходы музыкальной отрасли от продаж снизились на 31% (с 36,9 млрд в 2000 до 25,4 млрд в 2009). Как отметил главный редактор Music & Copyright Саймон Дайсон (Simon Dyson), в 2009 году поп-музыка показала хорошие результаты во многом благодаря альбомам Майкла Джексона (Michael Jackson), хотя Сьюзан Бойл (Susan Boyle) и Lady Gaga также внесли существенную лепту. В других жанрах ситуация куда менее радужная: в частности, продажи хип-хопа с 2000 года упали вполовину по всему миру, популярность джаза и классической музыки (выраженная в денежном эквиваленте) также постоянно снижалась, пишет портал Звуки.Ру.
Согласно данным другого исследования, 85% интернет-музыки вообще никого не интересует (впрочем, речь идет о продаваемой в интернете музыке, а не той, что пользователи привыкли слушать и скачивать бесплатно). Более 10 млн из 13 млн музыкальных треков, продающихся в интернет-магазинах, никого не заинтересовали в 2008 году. Исследование было проведено главным экономистом некоммерческой организации MCPS-PRS Alliance Уиллом Пейджем.
Во многом это связано с долей нелегального контента. В 2009 году продажи легального аудиоконтента в России снизились на 14,5%, до $374,6 млн. Во всем мире этот рынок сократился на 10%, пишет "Коммерсант". По данным агентства InterMedia, продажи музыки на физических носителях (компакт-дисках, аудиокассетах и пр.) уменьшились на 25%, до $300 млн. Однако через Интернет и мобильные телефоны было реализовано почти в два раза больше музыки, чем годом ранее; объёмы реализации составили $74,6 млн.
Эксперты Международной федерации звукозаписывающей индустрии (International Federation of the Phonographic Industry, IFPI) утверждают, что наибольший ущерб легальным продажам наносят файлообменные сети и другие формы интернет-пиратства. По всему миру 95% загрузок музыки из глобальной сети являются незаконными. Российский показатель совпадает с общемировым.
(В материале использовано видео с портала Youtube).