25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBqmdV
Вскрытие замков ЧАЗ на http://remont.youdo.com/unblock/lock/brand/chaz/.
Юду: http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/geo/serpuhov/, подробное описание.
youdo.com


Аналитика все материалы


Общество В России

Три непечатные буквы

Аккурат в преддверии идущей сейчас полным ходом вступительно-вузовской неразберихи, господин Фурсенко браво, на голубом глазу, перед телекамерами самых что ни на есть центральных российских каналов отчитался перед президентом Медведевым, что внедрение ЕГЭ в российскую образовательную систему прошло просто замечательно. И - если не совсем расчудесно, то, по крайней мере, чудненько. Ну, в крайнем случае – просто очень хорошо.

Попробуем же наложить бодрую цифирь, которой господин Фурсенко радовал согласно кивающего ему президента Медведева, на самые что ни на есть реалии. И мы обнаружим, что между этими двумя понятиями имеется такая масса антагонистических различий, что у всякого здравомыслящего наблюдателя не может не возникнуть наивное изумление на предмет того, как вообще могут сосуществовать столь кардинально противоположные субстанции в одно время и примерно в одном месте. Впрочем, обо всем по порядку.

"В целом образовательная система с задачей справилась, более 900 тысяч ребят сдавали ЕГЭ, сдано более 3 миллионов экзаменов в 83 регионах страны и в российских школах при посольствах и консульствах в 52 странах", - сказал Фурсенко. - "Во-первых, везде экзамены прошли штатно и относительно ровно", - отметил министр.

Насчет собственно статистики – тут возражений особенно не имеется. Впрочем, эти статистические выкладки ровным счетом ни о чем и не говорят, кроме того, что эксперимент по тотальному и поголовному внедрению ЕГЭ в российское образование действительно в этом году решительно и безо всякой жалости, сплеча, с размаху, несмотря на откровенно провальные результаты предыдущих экспериментов в нескольких регионах страны, был дамокловым мечом (или манной небесной – кому как) обрушен на всех российских выпускников, а также педагогов школ и преподавателей ВУЗов.

Но вот насчет совершенно непонятно на чем базирующегося тезиса господина Фурсенко о том, что "в целом с задачей справились" – вопросы таки возникают незамедлительно. Ибо, для того чтобы браво отчитываться о выполнении поставленных задач, докладчику всегда не худо бы эти самые задачи (то бишь, те, которые стояли) по крайней мере напомнить.
Но господин Фурсенко (по понятным причинам) до такой тривиальности опускаться не стал. Ибо задач, по существу, если вычленить главное и основоопределяющее, того, чем вся эта крупномасштабная бодяга и оправдывалась, перед ЕГЭ было не так много – а именно – всего две. Это - повышение оценки качества образования и борьба с коррупцией. Поговорим об обеих.

******

По словам Фурсенко, "2200 ребят получили высший балл - 100 баллов за ЕГЭ".

Наверное, это прекрасно. Но цифры сами по себе, в отрыве от каких бы то ни было реалий опять же ни о чем не говорят.

Как ровным счетом ни о чем не говорили и другие цифры, которые в телевизоре воодушевленно излагал президенту Медведеву господин Фурсенко.

Зато о результатах введения ЕГЭ говорят реалии.

Как заявил президент фонда Сергей Комков, Фурсенко умалчивает о действительных итогах ЕГЭ. По словам Комкова, результаты ЕГЭ, скорее, плачевные, поэтому непонятно, о чем докладывал Фурсенко."Даже премьер-министр России на недавней встрече с руководителями думских фракций сказал, что существует очень много проблем с ЕГЭ, которые надо как-то решать, – заявил Комков. – Единственная задача, которую, по словам Путина, выполнили, – это борьба с коррупцией".
******
Сегодня абсолютно ясно, что ЕГЭ не выполнил ни одной из предписанных ему задач: не стал реальным измерителем качества образования (он проверяет вовсе не то, чему учат, или, по крайне мере, чему по утвержденным программам должны учить в школе), и не решил проблем коррупции.

"Наши эксперты подсчитали, что коррупционный оборот на ЕГЭ в этом году достигает трех млрд долларов, – говорит глава Всероссийского фонда образования. – Это огромная армия репетиторов, огромные взятки преподавателям и руководителям пунктов приема экзаменов, потраченные деньги на приобретение сертификатов, взятки приемным комиссиям вузов, поскольку критериев приема результатов ЕГЭ еще нет".

Кстати, о коррупции.

ЕГЭ-2009 возвел коррупцию в квадрат, а образование свел к нулю. В эпицентре коррупции оказались как школьные учителя, так и вузовские преподаватели, готовящие школьников к олимпиадам.

Все очень просто.

Чего больше всего боялись чиновники от образования в первый год узаконенного введения ЕГЭ? Того, что в разгар кризиса аттестаты зрелости, не сдав двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике, не получат примерно 100 тысяч человек. Прогноз делался на основе прошлого года, когда двойки по математике заработали 23,2% выпускников, а по русскому языку – 11,2%. Массовое неполучение аттестатов грозило протестами родителей. А также появлением слоняющихся без дела молодых людей, которых по закону не имеют права принимать ни в колледж, ни с техникум.
Для того чтобы этого не произошло, Рособрнадзор в этом году установил чрезвычайно заниженный порог "тройки": по математике это 21 балл, а по русскому языку – 37. В итоге оба экзамена не смогли сдать лишь 2% выпускников. Все это было представлено господином Фурсенко как ошеломляющий успех: в прошлом году процент несдавших был куда выше.

Впрочем, для того, чтобы добиться такого блестящего результата (помимо занижения балла "тройки") были предприняты дополнительные усилия со стороны населения страны: готовые решения можно было купить в Интернете, учителя решали для нужных детей ЕГЭ в соседних классах на черновиках и передавали проплаченным выпускникам. (Заметим, что учителя отныне заинтересованы в хороших результатах своих учеников: по новой системе оплаты труда от того, какими будут успехи класса в ЕГЭ, зависит дополнительная, стимулирующая часть зарплаты учителя). Есть случаи, когда за детей экзамены сдавали подставные лица
А, кроме того, все ученики (несмотря на формальные запреты) могли, воспользовавшись мобильным телефоном, запросить эсэмеской знающих людей (чаще всего – учителей) и получить ответы на интересующие их вопросы. Так делали почти повсеместно.
И свидетельств тому в блогосвере Рунета – масса. Нет, не так – МАССА.
Интернет переполнен рассказами о том, как можно было сдать ЕГЭ за деньги. И сколько это стоит.
Там вполне можно узнать о:
- подробное описание случаев "принудительного написания хорошего ЕГЭ" в разных регионах.
- подробное описание случаев покупки ЕГЭ
- прецеденты с абитуриентами со 100 баллами по русскому, не только пишущими безграмотно, но и не владеющими устной речью.
- проходной балл по математике свыше 80 на филологии в педагогический ВУЗ (кто видел ЕГЭ по математике - тот меня поймет).
- в некоторых узкопрофильных ВУЗах (в том числе на факультеты иняз!!) уже зафиксированы случаи общения с абитуриентами через переводчиков.
- И много, много всякого другого не менее интересного.

Теперь понятно, что ЕГЭ породил новые виды коррупции. Сейчас можно прямо утверждать, что государственная попытка удалить коррупцию из высших учебных заведений привела к тому, что коррупция пришла в школы. Экзамены проводят заранее назначаемые товарищи, работающие в вышестоящей организации того же округа, что создает отличную почву для коррупционного сговора.
Впрочем, как у нас водится, "кое-где у нас порой" что- то было замечено. Для того, чтоб показать, что с пагубным явлением борются, уже начались "показательные процессы". Не в Чечне, ясное дело, боже упаси - там все настолько расчудесно, что Фурсенко уже пообещал Кадырову, что вся остальная Россия обязана брать с этой высокопросвященной республики пример в плане внедрения ЕГЭ в массовое образование. Нет, там все хорошо, и показательные процессы идут исключительно в российской глубинке – по отношению к соответствующим учителям. Однако почему-то за помощь в написании ЕГЭ к ответственности нигде не привлекают ни представителей государственной экзаменационной комиссии, ни наемных специалистов, которые в массовом порядке пишут за детей ЕГЭ, ни методистов, сидящих на экзамене, на глазах у которых выпускники пишут эсэмески и даже звонят по мобильнику (считается, что их сдают на входе).

Это – о честности и прозрачности ЕГЭ.

Чиновники на это скажут: а поступить в вуз можно по результатам 120 олимпиад, без учета ЕГЭ! Так вот, совершенно очевидно, что отныне, когда цена вопроса победы в олимпиаде столь высока, олимпиады тоже становятся объектом коррупции. А, кроме того, среди этих олимпиад есть межвузовские и просто вузовские, к которым уже готовят преподаватели, прежде занимавшиеся подготовкой к вступительным экзаменам.
То есть, благодаря ЕГЭ, коррупция возведена в степень квадрата. Теперь репетиторством занимаются как школьные учителя, так и преподаватели вузов. Массово, тотально коррумпированной оказалась ВСЯ система российского образования. Нет, я не питаю иллюзий, что раньше там было все бело и пушисто, вовсе нет. Но в том-то и дело, что при таком тотальном, всеохватном подходе для тех "белых ворон" в образовании, тех учителей-энтузиастов, на которых не могли нарадоваться родители, которые еще сверкали белыми лучистыми пятнышками на сером беспросветном болоте жизни даже теоретически представить уже невозможно – Система неизбежно сожрет, переварит и выплюнет их в течении буквально одного-двух лет.

"И картина уже складывается поистине феерическая, - пишет в своем блоге один из преподавателей питерских ВУЗов. - В ВУЗах обеих столиц - небывалый наплыв вундеркиндов из отдаленных регионов, причем пальму первенства твердо держат Дагестан, Чечня и Ингушетия. Если в столицах количество сдавших профильные ЕГЭ на 100 баллов едва достигает полутора сотен (в основном это выпускники специализированных школ), то в горах Кавказа таких выращено - едва ли не четверо из каждых пяти выпускников. Конкурсный бал по ЕГЭ (три экзамена) там, где в прошлом году он держался в районе 150 (при среднем балле по предмету от 50 до 60) , теперь зашкаливает за 250 баллов. На десяток бюджетных мест по каждой специальности претендует по нескольку сотен выпускников, имеющих по профильным ЕГЭ оценки в диапазоне от 80 до 90 и выше, при этом местных уроженцев из них - буквально единицы".

Широко стал известен случай, когда в одном из престижных ВУЗов северной столицы только в один день на приеме документов отметились аж четыре абитуриента с баллом по русскому языку выше 90, которые … были не в состоянии написать без ошибок даже заявление на поступление в институт. Однако закон есть закон, и усомниться в уровне их знаний, подтвержденном казенными сертификатами ЕГЭ, приемная комиссия не вправе.

Единый госэкзамен в Дагестане за большую часть учеников сдавали опытные преподаватели. Это утверждают республиканские уполномоченные по ЕГЭ, пишет "Газета.RU".

Учащиеся рассказывают, что в начале экзамена в классы заходили учителя, которые выборочно брали работы у некоторых школьников и приносили через несколько часов уже заполненные бланки. "Поскольку сами мы за экзамены не платили, я не знаю, сколько стоит эта услуга. Но слышал, что за бланк, заполненный на "отлично", давали 50 тысяч рублей", – рассказывает одна из учащихся. По словам собеседницы, ее одноклассники во время ЕГЭ открыто разговаривали по мобильным телефонам и между собой, ходили по классу и выходили из него, когда хотели. Такую информацию на условиях анонимности подтвердил изданию уполномоченный Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) в Дагестане.
По его данным, власти дали неблагополучным районам республики приказ: "Делайте, что хотите, но чтобы аттестат получили все, чтобы дети не шатались целый год на улице, чтобы в лес не ушли".
В итоге, по оценке одного из уполномоченных, ЕГЭ в Дагестане сами сдали "не больше 5% школьников".
И теперь юные горцы, вместо того, чтобы "уйти в леса", или "шататься по улице" в массовом порядке поехали в Москву и другие крупные города России со своими "100%-ми" "результатами" экзаменов по ЕГЭ – для того, чтобы поступать в самые престижные российские ВУЗы.
Ведь, как известно, в этом году впервые ведется прием в ВУЗы на основании результатов ЕГЭ.
******
По поводу замечательных результатов в ходе сдачи экзаменов ЕГЭ выпускниками из отдельных северокавказских республик (кстати, заодно коснёмся и Мордовии, например, хотя она - далеко не северный Кавказ), которые плохо говорят по-русски, но имеют наивысшие баллы. Думается, что проблема здесь не в некоей местечковой, региональной внутренней коррупции данных республик. Проблема здесь в том, что эта местечковость и заведомая исключительность от остальной России выдана им как карт-бланш федеральными властями. Ибо, чтобы механизмы столь успешной сдачи ЕГЭ хорошо и чётко срабатывали, необходимо нечто большее - более организованный соответствующий контакт с Москвой.
Чтобы было понятно, почему этот контакт в отдельных республиках как-то наиболее хорошо получается, предлагаю отдельным недогадливым наложить карту регионов, где в ходе выборов последних лет потрясающе хорошо и с невероятной явкой голосовали за "Единую Россию", на карту с замечательными результатами ЕГЭ в ходе последних двух лет. (Тут, кстати, и Мордовия всплывёт.)
Становится понятно?
Всё завязано на самый высший уровень под следующим лозунгом: "вы даёте нам, пусть и очевидно фальшивые и натянутые, явку и результаты на выборах (ещё раз для незнающих: фактическая явка на выборах на Кавказе - около 10%; всё, что выше - приписки. Мордовские 109% за "Единую Россию" вообще без комментариев...), а мы вам даём светлое поступательное будущее ваших не самых просвещённых и русскоязычных выпускников".
И это – зримый и очевидный метод раздербанивания России – не менее страшный, чем ельцинский.
******
Абсолютно понятно, что никто и никогда не будет иметь ничего против приема в ВУЗы действительно толковых, талантливых ребят, откуда бы они ни приехали поступать и кто бы они ни были по происхождению, национальности и т.д. Пугает лишь явное несоответствие между предъявляемым уровнем ЕГЭ и реальным уровнем абитуриентов при очевидной массовости этого явления.

Да и тестовая система может служить одним из инструментов текущей оценки знаний, но ее нельзя абсолютизировать. Ибо школа, кроме знаний, должна давать и академические навыки. При сдаче экзамена только в тестовой форме не развиваются навыки сдачи устных экзаменов, умение отвечать на вопрос, не впадая в панику, выделять в ответе главное и т. д. Но с введением ЕГЭ УЖЕ увеличилось число студентов, не умеющих грамотно формулировать свои мысли, вести диалог, задавать осмысленные вопросы. Ибо тесты не замеряют способность человека мыслить и находить решение. Ибо ЕГЭ в нынешнем его виде и приложенным на наши реалии позволяет лишь определить минимально имеющийся у школьника объем знаний, умений и навыков по данной дисциплине, но минимум не годится для профессий, требующих большего объема знаний, нестандартного подхода к решению задач.
Система тестов была и в советской школе. Да и ВУЗы ее успешно применяли. Только эти тесты были предлогом для дальнейшего разговора. И сейчас эта система работает. К примеру, экзамен в адвокатуру состоит из двух частей : тест из 7 вопросов ( "угадайка") , после чего незамедлительно тянется билет из трех вопросов, 30 минут на подготовку и "милости просим". Тут же экзаменаторы смотрят тест , при желании задают по нему вопросы. Ну и собственно ответ на билет. И что мешает внедрить это в школу? Не задумывались?
А российскому народонаселению незачем задумываться. Честно говоря, я сильно удивлен, почему никто из мордовских выпускников до сих не предъявил в приемную комиссию МГУ свои тесты по ЕГЭ с результатом в 109 баллов.

******

Цель ЕГЭ одна- выпустить болвана, который умеет играть в угадайку. Умение рассуждать , анализировать, то чему поневоле вынужден научиться готовясь к нормальным экзаменам , никому не нужно. В противном случае умная молодежь начнет задавать вопросы . А так зашел в кабинку для голосования - всё родное. Сразу угадываешь правильный ответ- про него позавчера по ТВ говорили.

Так вот, если жестко про современную школу, то результат среднего теста по ЕГЭ (для русского парня или для русской девушки) должен звучать так: "Получил сумму знаний достаточную для трудоустройства на работу не связанную с умственным трудом."
******
Почему-то никто не обращает на одну интересную особенность ЕГЭ. В моем представлении на экзамене проверяется знание материала, которому в течении определенного времени учили учеников преподаватели. Ученик получает оценку за то, как он усвоил материал, учась в данном учебном заведении. А в ЕГЭ не так. Обращусь к экзамену по математике, т.к. я просматривал вопросы этого экзамена. Как известно, все вопросы экзамена разделены на три группы. Первая группа состоит из элементарных вопросов с вариантами ответов типа: 2 в степени 0 и варианты - 0, 1, 2, -2. Было бы смешно, если бы не было так грустно. Вторая страничка состоит из простых и средней сложности задач, а третья из задач, которые подавляющее большинство учителей математики не в силах будут решить. Наши учителя учат детей только в пределах первой и процентов на тридцать второй страниц. Остальное в 99% школ просто не изучается все по тем же рекомендациям министерства просвещения. Так почему же они задают вопросы, которые в подавляющем большинстве школ просто не изучалось? Дети и не обязаны их знать, т.к. их изучение в школах не проводилось. Школа этому не учила, но почему-то считает возможным спрашивать. Именно отсюда за данный экзамен по России наблюдаются одни тройки с примесями четверок – конечно, если не считать редких, крайне одаренных выпускников физмат-лицеев, и массовых табунов с трудом говорящих по-русски вундеркиндов из Дагестана, Ингушетии, Чечни и Мордовии.
******
ЕГЭ - это фиговый листок, прикрывающий крах системы образования. ЕГЭ - это неотъемлемый, закономерно встраиваемый элемент системы современного образования. Особой разницы между этими утверждениями не вижу, только второе утверждение говорит еще о преднамеренной цели властьпредержащих, направленную на построение обучения таким образом, чтобы ни в коем случае не учить человека самостоятельно думать, рассуждать и анализировать. И надо сказать, к настоящему времени это им во многом удалось. Именно деградация системы образования, точнее и не скажешь, в этом и состоит.

Если бы речь шла о телевизоре, ежедневно оболванивающем народ извращениями, враньем и пошлостью, мне еще можно было бы возразить – это не мы, телевизионщики такие, это народ такой, это он хочет смотреть, то, что ему втюхивают. А в подтверждение - сунуть под нос пресловутые рейтинги, которые, по большому счету, никакими рейтингами не являются. Но в случае с образованием выходит закавыка.

"Реальные опросы общественного мнения, обсуждение ЕГЭ в регионах, показывают, что большая часть родителей и детей ЕГЭ принимает, полагая, что он дает дополнительные возможности", - сказал в конце мая Фурсенко в ходе рабочего визита в Ханты-Мансийск.
Забавно, но как раз вот в этом случае господин Фурсенко не привел ни цифр, в данном случае действительно о чем-то говорящих, ни хотя бы ссылок на то, кем, когда и где такие удивительные опросы были проведены. Оно и не удивительно. Ибо накануне Фонд общественного мнения опубликовал результаты опроса, проведенного 20-21 июня в 44 регионах России.
Среди респондентов, у которых есть родные и близкие школьного возраста, одобрительно относятся к ЕГЭ всего 24 процента, а неодобрительно - 56 процентов. Более половины респондентов (64 процента), у которых среди родных и близких есть дети школьного возраста, предпочли бы, чтобы они сдавали выпускные экзамены по старой системе. В пользу ЕГЭ высказались всего 22 процента.

Вот и получается что, даже апеллируя к пресловутому "общественному мнению" (которое действительно можно, при желании, умении и средствах, повернуть как то самое "дышло"), господин Фурсенко в очередной раз оказался, мягко говоря, "соврамши".
******
Реформирование образования осуществляется прежде всего для решения стоящих перед страной исторических задач (ну, по крайней мере, так принято). И до тех пор пока эти задачи не сформулированы, нет ни малейшей возможности сказать, целесообразны или нет те или иные новшества: нельзя судить о средствах, не зная цели.
Так прежде чем препираться по поводу достоинств и пороков ЕГЭ, не пора ли наконец задуматься, кем быть? Хотим ли мы все-таки быть одной из тех стран, которые лидируют на международной арене, оставляют какой-то заметный след в истории?

Успехи послевоенного СССР поражали мир. В 1949 году мы догнали США в области использования ядерной энергии в военных целях, а в 1953-м обогнали в использовании термоядерной. В 1954 году в СССР была пущена первая в мире АЭС, а в 1957-м взлетел первый в мире спутник. Это заставило американцев выполнить анализ причин "прорыва русских", изучив результаты которого, президент США был предельно краток: "Русские обогнали Америку за школьной партой". Уже в следующем 1958 году там был принят федеральный закон "Об образовании в целях национальной безопасности". Если вспомнить свое прошлое, то в единой системе образования был и единый экзамен с единым набором вопросов, заставляющих вспомнить все, чему учили, и единственной издержкой был "человеческий фактор" в его оценке.
Да, был такой фактор, чего уж там. Но это было лишь неизбежной помаркой. Сама Система была принципиально иной.

Сегодня ликвидация традиционной российской школы знаний и бездумная реализация ЕГЭ лишь закрепит отставание России от стран, уже активно развивающих креативную, инновационную… тут были бы уместны и прочие дурацкие слова, но я скажу правильное, русское слово – разумную - экономику. И как тут не вспомнить в этой связи о той же самой государственной безопасности, о которой в свое время так вовремя вспомнили американцы.

Сегодня же в очень многих "обычных" школах (и в Москве в том числе) учителя попросту устранились от подготовки к экзаменам, а на родительских собраниях не отвечают на вопрос "Когда начнете готовить детей?", а просят не сдавать "их" предмет. Никакой ответственности за это ни директора школ, ни сами учителя не несут. Министерство образования с них этого не требует. Фурсенко не требует, не хочет, чтобы наше будущее поколение учили.

Символично в этом контексте звучит просьба Фурсенко закончить разговоры о ЕГЭ.
"В этом году надо прекращать споры. Все правила известны. Надо дать ребятам спокойно готовиться к этому экзамену. Он абсолютно не такой страшный, как о нем любят рассказывать, - сказал Фурсенко в интервью "Эху Москвы". - Мы можем обсудить, насколько хорошо были готовы контрольно-измерительные материалы, требуется ли коррекция в составе экзаменов и какие требуются изменения в учете результатов олимпиад после того, как выпускные экзамены в школе будут сданы".

По сути это означает, что министр готов ради эксперимента пожертвовать как минимум выпускниками 2009 года и на их судьбу ему наплевать.

К слову, это вообще, по моим наблюдениям, уникальный человек. Человек, наделенный властью, вершащий судьбами миллионов людей, ВСЕГДА в пикантной, так скажем, ситуации, либо "переводит стрелки" на другого (пускай даже на президента – ему почему-то можно), либо браво заявляет в думе, что "ЕГЭ придумал не я".
Ну, и что с такого, казалось бы, спрашивать? А на любой неудобный, или, что чаще случается, который он просто не понял в силу своей креативности, вопрос, он выдает либо откровенную глупость, либо опять "переводит стрелки" и т.д и т.п.
******
Сегодня ситуация в нашем современном образовании полностью симметрична армейской реформе - там чтобы сократить бюджетные расходы - сокращают офицеров и прапорщиков, а в образовании после массового отсева с бюджетных мест явно неспособных студентов будут просто сокращены бюджетные места и, как следствие - ВУЗы. И, наверное, не надо нам рефлексировать на предмет того, что и с этой стороны идет "слив" большой, пока еще дееспособной и пока еще умеющей огрызаться страны. Честно говоря, я не думаю, что у фурсенок и сердюковых об этом голова болит. Для них это видимо, просто бизнес, ничего личного.

В отличие от подавляющего числа россиян.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС