02 Декабря 2020
форумfeedback
search

Эрдоган начинает и выигрывает?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Общество В России

Екатерина Добренькова: вузы бросили в экспериментальную разведку

Кризис коснулся всех сфер жизни, не миновал он и высшее образование. Министерство образования и науки РФ намерено разработать комплекс мер, направленных на поддержку студентов, обучающихся на платной основе. В то же время, многие высказываются в том духе, что экономический спад поможет "очистить" высшее платное образование, и заведения с низким качеством предоставляемых услуг, не выдержав конкуренции в сложные времена, сами собой исчезнут. Так ли это, и что действительно можно сделать, чтобы поддержать студентов и преподавателей платных отделений Накануне.RU рассказала профессор, первый проректор МАБИУ Екатерина Добренькова.

Вопрос: На этой неделе стало известно о том, что Министерство образования и науки разрабатывает комплекс мер по поддержке студентов, обучающихся на платной основе. Как Вы их оцениваете? Могут ли они существенно поддержать платное образование в России?

добренькова екатерина владимировна  первый проректор международной академии бизнеса и управления | Фото:Екатерина Добренькова: Полагаю, что одной из наиболее действенных мер, представленных министром, является перевод студентов с хорошей успеваемостью с платного отделения на бюджетные места. Хотя, к сожалению, совершенно очевидно, что на всех бюджетных мест в государственных вузах не хватит. Более того, их не хватит большинству платников-отличников, которые совсем скоро по причине кризиса могут лишиться возможности обучаться на коммерческой основе.

Льготные кредиты. Согласно статистике, ранее представленной в СМИ, в банках сейчас заморожены 5 тыс. "образовательных" кредитов, а ведь только в Москве на платной основе учится гораздо больше студентов. Это означает, что в целом система льгот в отношении подобных кредитов не спасет ситуацию с оплатой образования. К тому же, даже льготные кредиты надо отдавать. А если у родителей нет работы, как его отдавать? Если нет гарантий трудоустройства после окончания вуза в связи с финансовым кризисом, как его отдавать?

Что же касается решения о замораживании стоимости обучения, которое приняли руководители ряда российских вузов, то вряд ли оно даст положительный результат и существенно поддержит студентов-платников. Дело в том, что сегодня стоимость обучения на платных отделениях ведущих государственных вузов, таких как МГУ и ГУ-ВШЭ, очень большая - она варьируется в пределах $10 тыс. в год. И я сомневаюсь, что в условиях резкого падения платежной способности населения, эта сумма, даже "замороженная", станет панацеей для учащихся (тем более, что многие вузы сегодня переводят стоимость обучения в так называемые у.е., пытаясь сохранить ценовую планку). Абитуриенты же и вовсе смогут решиться на обязательства платить такие деньги за обучение только через год-два.

Я полагаю, что гораздо более эффективными мерами станут, во-первых, категорический отказ от конвертации стоимости обучения в у.е. в пользу ее определения в рублях, во-вторых, частичное введение механизмов по снижению стоимости обучения (например, можно было бы такую меру применять в отношении студентов, демонстрирующих отличную успеваемость).

Вопрос: Согласны ли Вы с тезисом о том, что экономический кризис будет способствовать чистке системы платного образования, поскольку сделает неконкурентными псевдовузы?

финансы деньги валюта доллар кошелек | Екатерина Добренькова: К сожалению, это не так, потому что вопрос качества образования – вопрос отдельный. На деле может получиться так, что в условиях кризиса, когда значительная часть людей, особенно в регионах, будет ориентирована на поиск вузов с наименьшей стоимостью обучения, в фокусе интереса окажутся те самые псевдовузы, которые с легкостью минимизируют цены (профанация же дешевле качества). Почему? Родители не захотят из-за кризиса лишать детей диплома о высшем образовании, к тому же постараются занять их хоть каким-то делом в депрессивное кризисное время, чтобы те не подались на улицу.

Вопрос: То есть не стоимость должна быть фильтром для оценки качества вуза?

Екатерина Добренькова: Качество вузов должно быть отдельной и приоритетной программой Минобрнауки. Сейчас курс на это взят, но я считаю, что работу в этом направлении надо сделать более жесткой и срочной – у нас нет времени на "мягкий" сценарий. В том числе потому, что мы не имеем права сохранением псевдовузов обеспечивать их конкурентность в платном сегменте, ведь, поддавшись рекламной скидке на стоимость обучения, студент, к сожалению, лишь, уже заплатив, понимает, что не туда попал… Надо сделать так, чтобы у абитуриентов был выбор между платным дорогим и платным недорогим вузами, и чтобы у него не было выбора более или менее дорогими псевдовузами, которых быть не должно в принципе.

Вопрос: Вы предложили снижение стоимости обучения как меру поддержки платного образования как в государственном так и в негосударственном сегментах?

Екатерина Добренькова: По поводу негосударственных – им проще, потому что они свой бюджет считают сами, им проще рассчитать механизмы складывания себестоимости и стоимости продукта, чтобы не работать в убыток. Но государственным тоже это сделать несложно, потому что в последнее время стоимость платного образования у них была завышена в несколько раз, и им придется просто вернуться к реальности.

Вопрос: Кризис платного образования - это проблема только учащихся?

памятник студент образование | Фото: Накануне.ruЕкатерина Добренькова: Конечно, это проблема многих социальных слоев, не только студентов. Это проблема родителей, у которых, если ребенок не будет учиться или работать, его надо будет содержать и чем-то занимать. Это проблема людей, работающих в системе высшей школы - профессорско-преподавательского, инспекторского состава (потому что их зарплата складывается не только из бюджетной части, но и из внебюджетной, а также подработки на платных отделениях). Естественно, отток количества студентов и сокращение платных мест приведет к снижению заработных плат, а во многих случаях - к снижению вакантных мест для преподавателей по причине закрытия отделений или специальностей.

Вопрос: Приведет ли нынешняя ситуация к реструктуризации рынка образовательных услуг?

Екатерина Добренькова: Лишь отчасти. В данном случае, скорее всего, стоит говорить о смене контингента учащихся во многих вузах – "передвижке" социальных слоев, как это происходило во времена кризиса 98-го года.

Вопрос: В какую сторону произойдут изменения?

Екатерина Добренькова: Пока об этом говорить сложно, потому что на ситуацию влияют несколько факторов, в т.ч. демографический спад и прием в вузы только по результатам единого государственного экзамена. Получается, что на кризис как негативный фактор, наслаиваются еще два, и к чему они приведут в совокупности в этом учебном году, предсказать никто не может.

По количеству: как можно предсказать, если мы не знаем, какое количество выпускников и с какими результатами выпустится из школы, и какой будет конкурс в вузах, если приема только по результатам ЕГЭ без дополнительных экзаменов еще не было никогда? По региональной принадлежности: как прогнозировать, например, приедут ли в Москву учиться студенты из регионов или в этом году московское студенчество станет в полном смысле слова московским? На этот вопрос тоже нет ответа, потому что мы не знаем, каким будет региональный срез результатов ЕГЭ.
Фактически сейчас вузы брошены в экспериментальную разведку, причем, в год, который в силу кризисности делает этот эксперимент значительно более высокорисковым. И государство в данной ситуации может получить взрывоопасный результат.

Вопрос: Выхода нет?

образование вуз институт университет студенты лекция профессор преподаватель | Фото: www.vremea.netЕкатерина Добренькова: Выход в образовании. Я глубоко убеждена, что наша система образования может стать подушкой социальной безопасности для страны в суровые кризисные годы, поскольку сохранение рабочих мест и обеспечение занятости молодежи, в т.ч. за счет вышеозначенных предложений, оградит общество от социальных взрывов. А формирование национальной образовательной повестки дня за счет государственного заказа на подготовку специалистов для стратегических сфер жизнедеятельности страны, подготовит кадровую базу для послекризисной российской экономики. "сохранение и целесообразность" должны стать антикризисной системой координат. 

add_circle ОБСУДИТЬ (1)


Читать все комментарии (1)


Добавить комментарий:

Екатерина Добренькова: вузы бросили в экспериментальную разведку

Уважаемые читатели Накануне.RU! Комментарии проходят премодерацию. подробнее...

Просьба уважать других участников форума и чтить УК РФ! Комментарии, оскорбляющие других людей, имеющие признаки экстремизма, нарушающие многочисленные требования законодательства, публиковаться не будут. Форум наш становится более громоздким, но проявляющий крайне пристальную требовательность к нашей редакции Роскомнадзор диктует условия. Заранее приносим извинения, надеемся на понимание и конструктивную дискуссию.

Текст комментария *

Жирный Подчеркнутый

Ваше имя *





Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС




Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Магазин спецодежды