"Царь провозгласил себя на Урале". Одиозный схимонах Сергий – примета странного времени
Лишенный сана после церковного суда отец Сергий (Николай Романов) предложил главе государства Владимиру Путину отдать власть, он обещал навести порядок в России за три дня. Если полномочия президента Романов не получит, то объявит Путину и патриарху Кириллу духовную войну. "Ты был взвешен и найден легким", - сказал Схиигумен, обратившись к президенту и добавив при этом, что "православный царь среди нас".
Наказа "не суди и не судим будешь" Сергий не боится, ведь он уже был судим - самого Сергия также "взвешивали" в 80-ые годы и нашли его виновным в серьезных уголовных проступках, таких как грабеж, кража госимущества и даже убийство. Отсидев 13 лет в колонии, будущий негласный предводитель царебожничества - адепты этого религиозного течения считают царя Николая чуть ли не новым Иисусом, отдавшим себя в жертву, - отправился в послушание и вскоре развил бурную деятельность на урочище Ганина Яма.
Вообще же не может не показаться странным, что политическая повестка последних дней крутится вокруг: красноярского бизнесмена, обвиненного в создании ОПГ, хабаровского губернатора, подозреваемого в убийстве, и схимника, за убийство отсидевшего. И не то чтобы сочувствие людей из-за "гонений" было на их стороне, но и явного осуждения за дела давно минувших дней тоже не прослеживается. Что это за новая примета времени - попыталось разобраться Накануне.RU.
"Совершенно очевидно, что гражданин Романов стал проявлять странности в поведении далеко не вчера, - комментирует ситуацию вокруг скандального монаха отец Андрей Кураев. - Саму ситуацию потому можно характеризовать только как крайне позорную для Русской православной церкви в целом и Екатеринбургской епархии в частности, потому как человек с такими большими и очевидными странностями в течение 20 лет считался рекламным брендом уральского православия".
Всю эксцентричность харизматичного священника замечали и раньше, уверен эксперт, но в церковной среде не реагировали на это, как оказалось - очень зря. "Тема избыточного почитания императора Николая как раз и привлекает всевозможных фриков, это называется царебожничество. Христа оказалось недостаточно для спасения человечества, - объясняет эксперт Андрей Кураев суть религиозного течения, - а русские оказались такими мерзавцами, что для нас потребовалась отдельная жертва, отдельный "Христос" в виде Николая II. Но при этом оказывается, что мы самый святой народ на свете. Здесь сплетение различных мифов, и логике нет особого места. В данном случае Сергий Романов популярен потому, что он разрешает ненависть, это самый главный его пастырь".
Возможно, ранее Сергий не попадал в опалу, потому что заявления его не содержали открытой критики самой власти РПЦ и особой оппозиционности действующему президенту - тоже. А после своего политического "каминаута", несмотря на сомнительную славу экзорциста, автор нетленок о масонах, заговорах, лже-коронавирусе вдруг стал звездой для либеральных сил.
Тем не менее, даже после красноречивого жеста в отношении оппозиционных либералов, поддержки сторонников Сергий не только не лишился, а даже укрепил свое положение несгибаемостью черносотенной линии. Даже самый смертный из всех грехов, который некогда совершил схиигумен, народ не отпугивает, ведь кто первым вошел в рай? Покаявшийся разбойник и убийца милее православному сердцу любого "святоши"? Как говорится - Бог простит.
"Каждый человек хочет увидеть реализованную сказку, один из ключевых сюжетов христианской литературы - это покаявшийся разбойник. Каждому хочется быть очевидцем таких чудес, был разбойник и убийца - стал император или святой. В постриге с такой биографией ему не могли никак отказать, у нас любой человек может принять постриг, проблема в том, что нельзя было давать ему священный сан - во-первых. А во-вторых, если заметили, что он начал изрекать с трибуны, здесь надо было дать по рукам вовремя", - говорит Кураев.
Не менее интересен феномен роста популярности политиков, подозреваемых в убийствах - сначала красноярский депутат Анатолий Быков, которому припомнили лихие 90-ые и вменяют убийство двух бизнес-партнеров, затем обвинение в убийстве получил хабаровский губернатор Сергей Фургал. И если коррупционными статьями у нас в стране уже никого не удивишь, то обвинения в убийстве публику изумили, но от политиков не открестились, как и в случае с Сергием, наверное, решили - Бог простит, а кто не без греха, пусть первый бросит камень?
Камни тем не менее летят, и летят они в сторону власти. Сложно, но чем еще можно объяснить нарастающие протесты в Хабаровском крае? Директор Центра политологических исследований Финансового университета, политолог Павел Салин настаивает на том, что население выступает в данном случае не за Фургала, а против того, чтобы федеральный центр плевал на их решения, в беседе с Накануне.RU эксперт он напоминает, что именно поэтому в 2018 году за Фургала и проголосовали, как за "протестного" кандидата, чтобы высказать свое недовольство политикой федерального центра. Что же касается обвинений в убийстве, то тут власть просто недооценивает интеллектуальные способности среднего россиянина.
"Средний россиянин может прекрасно сопоставить факты в этой ситуации и задать вопрос - тут дело в уголовном преступлении или в том, что он стал политически неугоден? Если в уголовных делах, то почему он трижды становился депутатом Госдумы, в одном созыве даже возглавил комитет, почему вы его допустили на губернаторские выборы, там же тоже идет проверка?" - задается вопросом Салин.
Протестный запрос населения сошелся сегодня на Фургале, это же касается Быкова в Красноярском крае, который также воплощал местную протестную повестку. Видимо, настроения эти настолько сильны, что люди готовы закрывать глаза на обвинения в убийствах и настолько не доверяют власти, что даже сомневаются в подлинности этих уголовных дел?
Кстати, одиозный старец Сергий и тут взял ответственность на себя, мол, Фургал - это только первая ласточка в его личных "казнях египетских", и протесты на путинскую Россию насылает не кто-нибудь, а именно он. Одиозный схимонах угрожает ласточками в своем очередном обращении к Путину: "Хабаровск - вам первая ласточка, а ласточки по всей России живут и даже летают над Кремлем".
"Я так и предполагал, что вскоре Сергий провозгласит себя царем и патриархом, только думал, что он все же дождется "Царских дней", но не выдержал. В принципе, да, вполне ожидаемое развитие ситуации. Тут можно играть на повышение ставок и с каждым заявлением давать все больше "экстремизма". Ну, есть же у нас секта, которую возглавляет "бог-император", Романову есть куда развиваться", - заявляет российский религиовед Роман Силантьев в беседе с Накануне.RU.
По мнению эксперта, под старца маскироваться не сложно, сложно под доктора биологии, например. Чтобы возглавить религиозное течение и иметь воинственных последователей, высшее образование не нужно, оно, скорее, даже будет мешать. Но здесь история приобретает совсем уж фантасмагорический характер. "Романов стал реальным конкурентом якутского шамана, которого сейчас принудительно лечат, его ниша освободилась, и Сергий ее занял", - говорит Силантьев.
Действительно, первым, посягнувшим на власть Путина, был двоеверец православный шаман Габышев, который, жонглируя словами "депрессия" и "колдовство" в одном предложении, по пути с севера в Москву также рассуждал о состоянии общества, делал недвусмысленные политические заявления "против тирании", угрожал "демократическим способом уравновесить власть". Во время паломничества шаман, якобы, излечивал страждущих - так, в СМИ писали, что жительницу Улан-Удэ он избавил от хронической мигрени.
Сергий вполне мог предположить, что с него снимут сан после всех его громких заявлений, а без лишнего груза легче продвигаться в политике, ведь требует он не пост патриарха, не отдельную церковь, а стяжает политической власти над Россией? Политолог Павел Салин констатирует, что так начинается новая эпоха в стране, исторические тенденции идут в прямо противоположном направлении тому, что хочет и что делает власть:
"Власть хочет, словами Пескова, "зацементировать" ситуацию, а ситуация, наоборот, развивается все более быстрыми темпами и со все большей амплитудой. Ситуацию можно сравнить с тем, что было в конце 80-х годов, либо сравнить с началом 20 века, когда достаточно радикальные и в предыдущей реальности маргинальные деятели становились точкой сборки ряда социально активных групп, социальных меньшинств, вот и этот схиигумен провел реальные уличные действия, только в церковной системе координат. Светские протестующие устраивают майданы, захватывают площади, а он захватил монастырь. Элемент "цветной революции", но в рамках церковной территории".
Это говорит о том, что и церковная система, несмотря на попытки "цементирования всего", расшатывается, и запрос на альтернативу, даже на радикальную и не безупречную с морально-этической точки зрения нарастает, уверен политолог.