Исследователь: В деле группы Дятлова могут быть скрытые документы, если записка прокурора Ивделя написана 15 февраля 1959 года
Тюменский писатель, исследователь гибели группы Игоря Дятлова Олег Архипов готов представить на суд общественности документ, который может пролить свет на тайну смерти туристов. Речь о служебной записке прокурора Ивделя Василия Темпалова, в которой говорится, что сотрудники надзорного ведомства задолго до объявления официального следствия и обнаружения тел знали о том, что туристы погибли. Сейчас документ – в переданной исследователю части архива бывшего следователя по особо важным делам прокуратуры области Владимира Коротаева, который в 1959 г. трудился под началом Темпалова. О записке и архиве, а также о невнимании к имеющимся в нем ценным документам Олег Архипов рассказал в интервью Накануне.RU.
Вопрос: К вам попал богатейший материал по теме – архив следователя Владимира Коротаева. Среди бумаг Коротаева есть любопытная записка о том, что следователи знали о смерти группы уже 15 февраля, то есть за 11 дней до обнаружения палатки и первых двух тел. О чем этот документ? Он может в корне изменить понимание трагедии?
Олег Архипов: Небольшая правка. Действительно, 26 февраля 1959 г. "официально" была обнаружена палатка дятловцев, а на следующий день – первые четыре трупа погибших туристов (труп Слободина был найден несколько позднее). Дело было возбуждено, как следует из материалов всем известного уголовного дела, 26 февраля.
12 сентября 2016 г. в Екатеринбурге мне был передан архив бывшего следователя по особо важным делам прокуратуры Свердловской области Владимира Коротаева (1936–2012), в котором, помимо большого количества совершенно разных документов, находилась интереснейшая рукописная записка.
Это служебная записка прокурора Ивделя, младшего советника юстиции Василия Темпалова своему подчинённому, следователю городской прокуратуры, на тот момент – младшему юристу Коротаеву, датированная 15 февраля 1959 г.
Из ее текста следует, что 15 февраля 1959 г., на момент составления бумаги в областной, городской ивдельской прокуратуре и прокуратуре РСФСР уже точно знали о гибели туристской группы. Известна была и фамилия руководителя этой группы – Дятлов. И можно пока только предполагать, в каких числах февраля уже было известно о гибели туристов.
Привлекает внимание и фраза Василия Темпалова, что он выезжает в Свердловск "по уголовному делу по факту гибели туристов" для доклада зампрокурора РСФСР. Имеется в виду Леонид Ураков. Экспертиза, проведённая в Москве, подтвердила, что это почерк прокурора города Ивделя Темпалова. Также намечено провести ещё ряд экспертиз по этой записке. Помимо этого, продолжаю работать по одной из "зацепок", присутствующих в служебной записке. Если подтвердится, что текст данной бумаги была написан Темпаловым именно 15 февраля, то это будет говорить о том, что всем известное "уголовное дело" о гибели туристов – далеко не основной и далеко не полный документальный материал, на основе которого можно говорить о происшедших реальных событиях в 1959 г.
Вопрос: Вы будете рассказывать об этом или о других находках на конференции, посвященной 60-летию гибели ребят?
Олег Архипов: Не вижу никаких препятствий для этого. Будущее покажет.
Вопрос: Кто-то до вас интересовался архивом Коротаева? Насколько успешно? Почему в итоге он достался именно вам?
Олег Архипов: В данном аспекте необходимо важное пояснение. Мне достался лишь архив Владимира Коротаева за ивдельский период работы этого следователя в городской прокуратуре (1958-1962), а также часть архива начального периода работы в Свердловске, включая бумаги по делу убийства семьи Ахимблит-Иткиной (1964). В том числе и документы периода работы в специальных бригадах прокуратуры РСФСР и СССР по особо важным делам, связанным с коррупционной составляющей в правоохранительных органах, системе торговли и адвокатской среде.
Не раз во время интервью для уральских изданий Коротаев демонстрировал массивный альбом с фотографиями из своего домашнего архива. Было известно, и не единожды сам Владимир Иванович говорил о том, что за годы своей деятельности он сохранил немало интересного материала по различным громким делам, над которыми ему довелось работать. Лично для меня архив Коротаева всегда представлял особый интерес, и не только из-за дела группы Дятлова. Известный по многочисленным публикациям фотоальбом и основная часть архива находилась у Коротаева в его однокомнатной квартире на ул.Токарей.
После ухода из жизни Владимира Ивановича тот альбом и большая часть обширного архива были предоставлены одному екатеринбургскому журналисту. Меня же интересовали как раз бумаги из неизвестного "пыльного" архива бывшего следователя.
А крайне интересный архив Коротаева за ивдельский период хранился в родительском частном доме на улице Калинина, что в деревне Гилёво Белоярского района Свердловской области. Владимир Иванович лично отвёз его ещё при жизни своих родителей. Считал его важным и сделал этот шаг, чтобы архив не был утерян. Никто не работал с этим архивом. Вдова следователя забрала его из деревни лишь после смерти Коротаева и привезла папку с документами в Екатеринбург. Никто про этот архив не спрашивал. Никому до этого, грубо говоря, не было дела. После четырёх лет поиска мне удалось выйти на родственников Владимира Ивановича, связаться с ними и провести встречу. Благодарю их за этот шаг и за сохранение столь важного архива!
Архипов - автор нескольких документальных книг о смерти группы
Вопрос: Какие еще находки есть в архиве? Как они могут повлиять на ситуацию вокруг трагедии?
Олег Архипов: Повторюсь, архив очень обширный. И имеет, прежде всего, историческую и краеведческую ценность. Я показывал документы из архива Коротаева персонам, проработавшим в прокуратуре долгие годы. Они по достоинству оценили документы, исходя из реального знания следственного процесса, личного знакомства с Владимиром Ивановичем и владением информации по ивдельскому компоненту, отображённых в бумагах событий. Присутствуют и иные документы по следственным действиям 1959 г., но никакого сенсационного содержимого они не несут.
Основное содержание ивдельского периода – бумаги, связанные с начальным этапом расследования гибели группы Игоря Дятлова (1959 г.). Также бумаги, связанные с гибелью экипажа Гладырева (июль 1960 г.), протокол осмотра места авиационной катастрофы самолёта гражданской авиации 123-го авиаполка (отображаю, как написано в протоколе) марки ЯК-12 под управлением лётчика Свердловского Управления – Патрушева Г.В. (25 мая 1961 г., 20 км от поселка Вижай). Упомянутые лётчики принимали участие в поисках группы Дятлова.
Также имеются: обвинительные заключения по разным уголовным делам, постановления о привлечении в качестве обвиняемого разных лиц, постановления о проведении экспертиз (в том числе и СМЭ), постановления о прекращении уголовных дел, акт приёма и сдачи дел (ноябрь 1962 г., в связи с освобождением Коротаева от должности следователя прокуратуры Ивделя) – очень интересный документ, как и различные сообщения, докладные записки (включая докладную начальнику следственного отдела прокуратуры Свердловской области советнику юстиции Лукину о расследовании уголовных дел за 1959 г.), справки, ориентировки, письма и многое другое. Самые интересные документы будут опубликованы в моей новой книге, посвящённой гибели группы Дятлова. Сканы ряда документов, не касающихся дела группы Дятлова, я уже предоставил для краеведческих исследований, а некоторые документы будут представлены для музейных экспозиций.