19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Трое из шести - новые-старые

Накануне в пятницу, депутаты Госдумы ЯНАО единогласно утвердили предложенную Президентом РФ Владимиром Путиным  кандидатуру Юрия Неелова на пост Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа. Таким образом, Юрий Неелов стал третьим утвержденным (читай – назначенным) по новой схеме губернатором в УрФО (и уже десятым – в России).

Само утверждение на ямальской думе прошло стремительно, ожидаемо и даже, пожалуй, как-то буднично. Внеочередное заседание состоялось буквально на второй день после внесения Путиным кандидатуры Неелова. В его результате – единогласно "за" - не сомневался никто. А уже в среду в Салехарде состоится иннаугурация нового-старого губернатора Ямала.

Так назначение Неелова логично завершило трехходовый процесс назначения нефтегазовой тюменской "триады", по формальным признакам вроде бы ничем не выделяясь на фоне предыдуших назначений - сначала губернатора Тюменской области Собянина, а затем – губернатора ХМАО Филипенко. Но это – только по формальным признакам. В реальности же процесс обретения Ямалом своего губернатора шел куда как более извилистыми путями, то и дело пробуксовывая, и натыкаясь на подводные камни (незаметные, ясное дело, для широкой публики) утвердительно-согласовательного "болота".

Впрочем, о непростом характере утверждения Неелова губернатором можно было судить хотя бы по тому, что иногда на поверхность все же выплескивались отголоски той самой "подковерной" борьбы, которая, надо думать, попортила немало нервов как самому Юрию Васильевичу, так и его соратникам из ближайшего окружения.

Вспомним хотя бы, как напряженно (а если честно – то попросту нервно) чувствовал себя Неелов на церемонии инаугурации Сергея Собянина. Ему было от чего нервничать – ведь на вступление в должность тюменского губернатора он, в отличие от уже назначенного на тот момент Путиным и утвержденным югорской думой Александра Филипенко, единственный из нефтегазовой губернаторской троицы прибыл в "подвешенном" статусе – на тот момент Путин его кандидатуру еще не внес. Более того, само представление кандидатур полпредом Латышевым на должность ямальского губернатора Президенту сопровождалось неожиданными и резкими перестановками. Для более цельного понимания картины происходящего, сделаем небольшое отступление.

Назначение по очереди – с юга на север

Казалось бы – так ли важно – кто именно будет фигурировать в списке полпреда за №2, коль скоро все равно фигура того, кого представит Путин, уже определена и согласована? Так-то оно, конечно, так, только - не всегда. И нагляднее всего это проявилось как раз в назначении Собянина, Филипенко и Неелова. Назначения эти сопровождались тем, что можно условно охарактеризовать как пошаговое возрастание напряженности.

Вспомним, как стремительно прошла отставка Собянина, внесение его кандидатуры Президентом и утверждение Тюменской Облдумой . Блестящая (другого слова просто не подберешь) политическая комбинация тюменского губернатора завершилась полным успехом. Собянин рискнул (как он сам признался журналистам) – и выиграл. Здесь вопроса о "кандидате №2" не было.

У губернатора Югры уже был осязаемый конкурент, по крайней мере, – формально. Как-никак мэр Сургута, вотчины "Сургутнефтегаза" и одного их крупнейших городов ХМАО Александр Сидоров – фигура достаточно значимая. Но как раз то обстоятельство, что Сургут и "Сургутнефтегаз" понятия если не тождественные, то весьма и весьма родственные, делало его кандидатуру в качестве реального противника Александру Филипенко чересчур сомнительной. Дело в том, что "Сургутнефтегаз" - хоть и одна из крупнейших, но всего лишь "одна из" нефтяных компаний, действующих на территории Югры. И назначение Сидорова (чисто гипотетическое, разумеется) так или иначе обязательно бы нарушило сложившийся за последнее десятилетие баланс сил в округе между нефтегазовиками. А раскачивать экономическую (а значит – и социально-политическую) ситуацию самой, пожалуй, динамично развивающейся российской территории, которая к тому же является одним из основных поставщиков в бюджет "нефтедолларов", сегодня российским властям нет абсолютно никакого смысла. Да и рейтинг доверия населения у югорского губернатора сегодня таков, что сравним, пожалуй, только с президентским, и это Кремль тоже никак не мог сбрасывать со счетов. Так что Александр Сидоров, исходя из вышесказанного, все-таки был кандидатурой больше формальной, нежели реальной. Впрочем, как и любой другой на его месте из нынешних югорских мэров (Нижневартовска ли, Нефтеюганска, Нягани или Когалыма), и по той же самой причине – все эти города находятся под "патронажем" той или иной нефтяной компании, следовательно экономическое равновесие в регионе все равно, как ни крути, было бы в той или иной мере нарушено.

На Ямале же все обстоит, с одной стороны, гораздо проще, а, с другой, – много запутаннее. Проще, потому что "говорю – Ямал, подразумеваю – Газпром" и наоборот. И вроде бы у губернатора Ямала все должно быть очевидно хорошо до тех пор, пока у него будут сохраняться теплые и максимально лояльные отношения с газовым гигантом. Но как раз, исходя из этого, и начинаются сложности.

"Верность" приходится доказывать постоянно

Вспомним хотя бы как еще в начале прошлого года Ассоциация малых народов ЯНАО обратилась с просьбой включить Юрия Неелова в совет директоров Газпрома как представителя от государства. Понятное дело, инициатива эта исходила исключительно от самих оленеводов и рыбаков, формально сам губернатор был как бы ни при чем. Но вот только к этой инициативе в Москве отнеслись довольно прохладно. Ни государственные структуры, ни Газпром эту инициативу не заметили. И в совет директоров Газпрома Неелов так и не попал. Факт, конечно, сам по себе не абы какой значимый (особенно если учесть тогдашнее "бодание" округов с Тюменью за полномочия) но – все таки весьма симптоматичный, и, чего уж там, для ямальского губернатора не очень приятный.

Правда, после заключения-таки многострадального тройственного соглашения прошлым летом, Юрий Неелов как раз и занялся в первую голову тем, что принялся укреплять пошатнувшиеся было отношения с Газпромом. Одновременно губернатор Ямала старался заручиться поддержкой и во властных структурах – как в Москве, так и у полпреда Латышева, впрочем, как и у губернатора Собянина. То, что ему в этом деле удалось добиться серьезных успехов, говорит как раз его выдвижение президентом и утверждение на губернаторском посту. Не последнюю роль, надо думать, сыграл и фактор "рейтинга" – для большинства российских губернаторов остающийся пределом мечтаний. Но вот однозначно заявлять, что у губернатора Ямала с Газпромом и Кремлем сегодня (и в будущем) существуют лишь (словами Шарапова) "полная любовь и доверие друг к дружке" пока преждевременно.

Этот проблемный "номер второй"

Сначала помимо нынешнего главы Ямала в списке полпредства фигурировал  генеральный директор дочерней структуры "Газпрома" – "Тюментрансгаза" - Павел Завальный. С одной стороны, вроде бы понятно, почему второй кандидат был именно от Газпрома – а от кого же спрашивается, еще? С другой – как раз это и непонятно. Ведь, если Неелову удалось "договориться" с Газпромом, то бишь – убедить того в своей лояльности, то такое выдвижение кандидата от газовиков, пусть даже хоть трижды номинальное, все равно жест несколько недружественный и таящий в себе потенциальную угрозу, если не на сегодня, то – на будущее.

Правда, Завальный прямо на инаугурации Собянина неожиданно заявил журналистам, что ничего не знает о своем выдвижении и готов поддержать кандидатуру Юрия Неелова, поскольку "существующая структура губернаторского корпуса в Тюменской области в настоящее время является оптимальной". То, что это заявление было действительно неожиданным и не согласованным заранее, можно было заключить хотя бы из реакции как госчиновников, так и газовиков – на их лицах в тот момент читалось плохо скрытое изумление. Впрочем, это лишь субъективное мнение и не более того.

В ответ Юрий Неелов на инаугурации заявил, что остается единственным всенародно избранным губернатором в области, и процитировал поэта: "Куда спешить? Мы все там будем!" Но, несмотря на столь бодрый оптимизм, чувствовал он себя явно неуютно – фактор неопределенности (пусть и небольшой) не может никому прибавить настроения.

Таким образом, перед полпредом Латышевым вновь встала непростая задача выбора "кандидата №2".

То, что эта задача была действительно непростой, объясняется следующим. Ведь подыскать "дежурную" кандидатуру на пост губернатора Ямала было не так легко, как может это показаться на первый взгляд. На Ямале нельзя было идти по проторенному Югрой пути – выставить в качестве оппонента действующему губернатору одного из мэров таких крупных городов, как Новый Уренгой, Надым или Ноябрьск. Ведь Новый Уренгой – это "газовая столица" России, и Надым тоже – вотчина Газпрома, а потому выдвижение таких серьезных и влиятельных фигур, как их мэры, фактически означало бы прямую конфронтацию между "Газпромом" и нынешним руководством Ямала. Ноябрьск же – это отдельная песня. Нелогично было бы, если б руководитель вотчины "Сибнефти" (но – "назначенец" Неелова) выдвинулся бы оппонентом (пусть и номинальным) губернатору главного газодобывающего региона России.

Что до остальных ямальских мэров, вроде Губкинского, Муравленко или Тазовского – слишком уж неравны были бы "весовые категории" соперников. Хотя, кто знает, может быть, именно этот вариант и устроил бы губернатора Ямала больше всего. Но – только губернатора Ямала, ибо полпред не имеет права представлять президенту заведомо несерьезные "вторые" кандидатуры, превращая сам процесс назначения губернаторов в заведомую профанацию и второе - слишком значим для России Ямал и слишком много серьезных структур на нем "завязано", чтобы позволить любому его губернатору чувствовать себя слишком уж независимо.

Такой "неудобный" Якушев

Поэтому на фоне произошедшего "кандидатура №2" вице-губернатора Тюменской области Владимира Якушева оказалась для многих совершенно неожиданна. Такое "выдвижение" сразу заставило аналитиков оценивать кандидатуру Якушева отнюдь не как дежурную, призванную лишь для того, чтобы соблюсти новую процедуру выдвижения и назначения губернаторов.

Якушев хорошо известен на Ямале. Там он проработал несколько лет и сделал головокружительную карьеру в Западно-Сибирском коммерческом банке. Начав работать в банке в 1994 году обычным юрисконсультом, Якушев уже через четыре года стал его президентом. Это и было последнее место его работы перед назначением в 2001 году на должность вице-губернатора Тюменской области. Более того, еще немаловажный с точки зрения политических раскладов момент: Якушев одновременно является лидером тюменского городского отделения "Единой России". И, несмотря на то, что Якушев четыре года уже не живет в округе, на Ямале его помнят.

Глава информационно-аналитического ведомства аппарата полпреда  Борис Кириллов объяснил выбор Петра Латышева тем, что Владимир Якушев – достаточно известная фигура в Тюменском регионе, в том числе и на Ямале. Сам Якушев комментировать свое выдвижение отказался. "Я не готов говорить сейчас с прессой на эту тему", – заявил он.

Добавило интриги и то, что процесс выдвижения кандидатуры президентом, ранее вроде бы такой четкий и отлаженный как швейцарские часы, вдруг застопорился: после представления кандидатур Латышевым до выдвижения президентского кандидата прошло больше недели. И всю эту неделю на Ямале сохранялась гнетущая "тишина". Там ждали – и нервничали. О причине временной задержки можно только гадать. Понятно, что все это господина Неелова просто не могло если не нервировать… но держать в напряжении – точно.

P.S.

Для господина Неелова все на этот раз окончилось хорошо. Президент все-таки внес его кандидатуру, а окружная дума стремительно его утвердила. Неелов назначен (не будем придираться к словам, пусть формально выбран – по новой схеме).

Северный триумвират снова в строю. Если уже сегодня попытаться рассмотреть перспективы трех Тюменских губернаторов на ближайшую пятилетку (срок сам по себе не малый), то можно предположить следующее.

Собянин активно и достаточно успешно набирает политический вес. Сегодня он уже воспринимается не просто как выдвиженец Кремля, но как достаточно реальная и весомая политическая фигура федеральнолго значения. Не сумев в прошлом году "подмять" под себя два основных нефтегазовых округа России, он, тем не менее сумел сохранить "политическое лицо" и перетянул на юг Тюменской области значительные денежные средства, чем дал реальный стимул к интенсивному развитию региона. Поэтому не надо удивляться, если через некоторое время его карьера может пойти круто вверх – именно на федеральный уровень.

Филипенко в ХМАО остается гарантом стабильности и динамичного развития округа. Искусно поддерживая выстроенную им же систему сдержек и противовесов, он обеспечивает для экономики Югры (равно как и для УрФО, и для России в целом) динамично-поступательное движение вперед. При этом роль его отнюдь не заключается только в некоем балансе между нефтяными компаниями- "качалками" нефти. Югорский губернатор активно работает в сфере интенсификации экономического развития, привлечением инвестиций (как это по отношению к Югре на первый взгляд и не смешно), геологоразведкой, и т.д. и т.п… Проще говоря, он создает задел для будущего.

Что касается Юрия Неелова, то, несмотря на его нынешнюю очевидную победу, вопросов ямальскому главе предстоит решать немало. Слишком завязан Ямал на Газпроме. Слишком узкое пространство у ямальского губернатора для маневра, и, как следствие – слишком он рискует в будущем все более и более превращаться в фигуру номинальную. Но Юрий Васильевич многократно в своей карьере показывал удивительную способность делать из "минусов" политические "плюсы" для себя и для округа. Итак, пятилетка для трех тюменских губернаторов только начинается.

А что с другими главами УрФО? Вопрос вроде бы преждевременный. У Богомолова - губернатора Курганской области только -только начался избранный срок, для главы Свердловской области вопрос тоже временем вроде бы не поставлен, у Петра Сумина - губернатора Челябинской области выборный период заканчивается только в конце 2005 года. И, тем не менее. Рискнем предположить, что и этой троице задуматься есть о чем. Любопытный факт. В начале короткой 8-мартовской недели уральский полпред Петр Латышев совершил неанонсируемый, краткий рабочий визит в Челябинск, а через несколько дней уже Петр Сумин побывал на рабочей встрече в Кремле у Владимира Путина. Если вспомнить, как случилась стремительная комбинация Собянина, то напрашиваются аналогии. И, если буквально на днях выяснится, что Петр Иванович спросил президента о доверии и получил это доверие, то удивляться особо не придется.

По Богомолову пока вопрос и правда не актуален. Выбирался Олег Алексеевич прямо в догонку подписания документов по новой системе определения глав субъектов.

Что касается Эдуарда Эргартовича, который в прямом и переносном смысле слова является старожилом среди уральских коллег, то здесь все совсем неоднозначно. Сам Россель упорно утверждает, что ему хватает доверия "пятимиллионного" населения области (в скобках заметим, что и населения тысяч на 300-400 в области поменьше, и доверие из них оказали Росселю не более 30%), но даже из придворных политологов ему мало кто верит. Доверие президента сегодня мало кому пока еще мешает. А раз Эдуард Эргартович о доверии не спрашивает, то значит не уверен в ответе. Если хотите наш прогноз, то Средний Урал как раз почти единственный субъект, в коем будут серьезные кадровые руководящие перемены...      


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Другие статьи



Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС