27 Февраля 2021
форумfeedback
search

Что стоит за новым взлётом биткоина?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
Ремонт деревянного стула по адресу http://remont.youdo.com/furniture/repair/chairs/tag/wooden/.
Услуги частных мастеров: http://remont.youdo.com/plumbers/bidet/price/, подробности...


Аналитика все материалы

Прощание с "матерым": легендарную линейку самолетов Туполева "замораживают"?

Это поставит жирный крест на всем "импортозамещении"

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) может заморозить производство Ту-204СМ - модификации потомка знаменитого Ту-104, первого реактивного пассажирского самолета, что вывел советский авиапром "в дамки" еще в далеком 1955 г. И не то, чтобы самолет был плохим, остановку производства связывают с "ненужностью" и "экономической неоправданностью". Да, многое с тех пор (когда первый из линейки "тушек" поразил воображение всего мира) стало "ненужным".

Когда закончилась Великая Отечественная, и промышленность должна была перейти на производство товаров для мира, а не для войны, возник вопрос и о гражданской авиации. Создавать пассажирские самолеты нового типа приготовились два ведущих отечественных Конструкторских Бюро - Андрея Туполева и Сергея Ильюшина.

Подход к вопросу у них разнился – один собирался создавать принципиально новый самолет, и приступил к разработке пассажирского лайнера с турбовинтовым двигателем — будущего Ил-18. А вот Туполев решил заняться созданием пассажирских самолетов на базе уже существующих и хорошо зарекомендовавших себя военных. Недаром про советскую промышленность бродит шутка, мол, диаметр папирос "Беломорканал" был таким же, как калибр патрона – чтобы если вдруг война, через два часа все было готово к выпуску патронов. Конечно, про "Беломор" шутка, но, как известно, в каждой шутке есть доля правды, а здесь мы видим на примере в пику фольклорным представлениям о советской промышленности, как из военных самолетов решили делать гражданские. Так началась история создания пассажирского реактивного самолета на базе дальнего бомбардировщика Ту-16.

Туполев|Фото: tverigrad.ru

Андрей Николаевич Туполев - выдающийся авиаконструктор, под его руководством спроектировано свыше 100 типов самолетов

Если нутро было жестким и военным, то для народа-победителя интерьер салона Туполев разработал королевский, даже слишком (идея "салон - дом" не учитывала скромную обстановку в квартирах людей, но должна была располагать к отдыху на высоте). Со временем излишества сгладились, кстати, не только внутренней отделкой заведовал сам Туполев, но он же разрабатывал меню для пассажиров – так, по его указанию их угощали коньяком и бутербродами с икрой.

Туполев, Илюшин, Ту-104, Ил, Тушка|Фото:

Когда самолет был готов, Хрущев, любивший бывать за рубежом, загорелся идеей полететь на Туманный Альбион, куда он собирался тогда, именно на Ту-104. Энтузиаста отговорили, все же первый полет! Вдруг что-то пойдет не так, и в Англию на Ту-104 для начала отправились дипломаты, которые готовили встречу на высоком уровне. Полет прошел нормально, зато реакция англичан далеко отличалась от нормы. Еще далеко было до космической гонки с американцами, но дух соперничества между Западом и СССР уже витал, буквально говоря, в воздухе – там были первым делом самолеты.

Оказалось, что в январе 1952 г. англичане собрали свой аналог Ту-104, коммерческий реактивный авиалайнер "Комета", но лайнер постигли неудачи – серия необъяснимых катастроф, и на "Комете" поставили крест. И вот после того, как англичане сняли с эксплуатации первый реактивный самолет, этот экземпляр "тупиковой" ветви развития гражданской авиации, – русские прилетают на таком лайнере между делом! Славный народ с характерным чувством юмора начал зубоскалить, мол, на самом деле, у Советов всего один такой самолет – они его просто перекрашивают и ставят другие номера, чтобы ввести нас в заблуждение. Как гласит русская пословица – бог троицу любит – Туполев в ответ на язвительные замечания просто отправил в Лондон сразу три Ту-104, в аэропорте их выстроили в ряд, все без шуток.

Но дело в том, что ни русские, ни англичане не знали, с чем столкнулись, использовать реактивные самолеты в гражданской авиации - все равно, что попытаться приручить дикого зверя. Без потерь не обошлось, ведь предыдущее поколение пассажирских самолетов, поршневых, летали на значительно меньшей высоте. Помимо того, что лайнер был неустойчив и тяжел, именно высота таила свои опасности: самое страшное явление, с которым столкнулись экипажи Ту-104, был "подхват" – это вертикальный поток воздуха. Самолет сначала резко подхватывало вверх, а затем он резко падал в пике. Поначалу все списывали на неопытность пилотов, потому что никто из конструкторов даже не представлял себе, какие подвохи, а точнее "подхваты" несет большая высота.

Ту-104|Фото: h-a.d-cd.net

Ту-104 (по кодификации НАТО: Camel — Верблюд) — первый советский реактивный пассажирский самолет

Но самолет модивифицировали, эволюция Ту-104 шла в ногу со временем. За его мощь и величину, за выносливость, с которой он преодолевал невероятные пространства, в НАТО ему дали прозвище "Верблюд". А вот детище Ильюшина, турбовинтовой Ил-18 прозвали "Простак".

ту-154м самолет|Фото:яндекс

Ту-154 (по кодификации НАТО: Careless — "Беззаботный") — трехдвигательный реактивный пассажирский самолет, пришедший на смену Ту-104

В 60-х годах вышла модификация Ту-104, которая должна была превзойти вышедший тогда Боинг -727. Ту– 154 стал самым массовым советским реактивным пассажирским самолетом до конца первого десятилетия XXI века. С 1968 по 2013 гг. было выпущено 998 самолетов Ту-154 нескольких модификаций, основными из которых стали Ту-154Б и Ту-154М. Примечательно, что количество членов экипажа на Ту-134 (и 154) было четыре человека.  В то же время, на тех же "Боингах"  применялась двухчленная кабина. Опять же в антисоветском фольклоре 90-х повышенное количество членов экипажа объясняли тем, что самолет всего с двумя пилотами легче угнать за границу, потому нанимали сразу четверых, позже троих пилотов (ага, пока одни работали, третий стоял на стреме и отбивал кабину от граждан, желавших угнать самолет). На самом деле катастрофы последнего времени показали, что два пилота в кабине – опасно, особенно если один из пилотов собирается врезаться в гору.

"Советский Союз намеренно не шел на двухчеловечный экипаж, он считал, что минимум три человека должны быть в кабине, - комментирует Накануне.RU писатель-футуролог Максим Калашников. - То, что у западных аналогов (и у наших самолетов сейчас) два человека в экипаже, я считаю крайней глупостью, я посмотрел специально достаточное количество расследований катастроф – господи, сколько же ошибок совершает экипаж из двух человек в стрессовой ситуации! Два человека – слишком мало. Они теряются. Ну а что сказали насчет Ту-204? Там три человека – это, мол, сразу по экономике бьет".

Ту-204, Ту-214, заморозка проектов, линейка Ту, Туполев, гражданская авиация|Фото:

По экономике особенно стукнули 1990-е годы. Новому Ту-204 не повезло со временем рождения, самый совершенный из линейки пострадал вместе со всей промышленностью. В 1990 году новые самолеты появились на заводе "Авиастар-СП" в Ульяновске, начиная с 1996-го, модификация Ту-214 производилась на КАПО имени С.П. Горбунова в Казани. На основе базового варианта Ту-204 в нашей стране было создано примерно 20 различных модификаций лайнеров. Это должен был быть новый, самый массовый, большой и надежный самолет, но...

Ту-204, Туполев|Фото: unnatural.ru

Ту-204 — советский/российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет, разработанный для замены Ту-154

"Самолеты попали под общий развал 90-х, когда летали на остатках флота 70-80 годов, то есть на самолетах Ту-154, Як-42. Вот в 90-е и начало "нулевых" еще действовал советский парк, бедные компании, на которые разлетелся "Аэрофлот", не могли заказывать новую технику, потому на Ту–204 и Ту-214 не было заказов, - комментирует Максим Калашников. - И за 20 с лишним лет их не было произведено достаточное количество – не было парка, который бы летал, и нарабатывался бы опыт, совершенствовалась линейка. Спрос был очень узкий – военный и правительственный отряд. Ну, а когда спрос появился, стали покупать зарубежные самолеты. Понятно почему".

Всего в России было произведено 1 тыс. 26 самолетов Ту-154 различных модификаций. Ту-204, который должен был сменить его на тех же авиалиниях, выпустили всего 77 единиц. При этом на 1 января 2015 года эксплуатировалось только 42 самолета линейки, что даже меньше количества до сих пор эксплуатируемых Ту-154 (60 единиц), большая часть из которых принадлежит ВВС России – 19 самолетов.

Сейчас самой совершенной модификацией самолета является Ту-204СМ. Пассажирский Ту-204СМ превосходит своих предшественников из семейства Ту-204 по техническим и навигационным характеристикам, при этом он полностью соответствует мировым требованиям по экономичности, эксплуатационной технологичности и комфортабельности. Кроме того, на авиалайнере Ту-204СМ была реализована концепция под названием "электронный борт" – и, конечно, как на прогрессивном Западе, у нас теперь там предусмотрено только два пилота. Три – стало дорого.

Самолет Ту-204 технические характеристики|Фото: Накануне.RU

Тем не менее, самолет остается одним из лучших экземпляров своего поколения, пассажирский Ту-204 является одним из немногих самолетов, которому на практике пришлось подтвердить возможность безопасного завершения полета со всеми неработающими двигателями. Это произошло 14 января 2002 года, Ту-204-100 авиакомпании "Сибирь", следовавший рейсом Франкфурт – Новосибирск, в сложных метеорологических условиях выработал весь запас топлива за 17 километров до аэропорта Омска, где он сумел совершить успешную посадку с двумя неработающими на тот момент двигателями! При этом никто из пассажиров воздушного судна не пострадал, а сам самолет вскоре снова был возвращен в эксплуатацию.

Но, несмотря на то, что крыло и оперение Ту-204/214 мало подвержены нарастанию льда, и среди всех современных магистральных самолетов Ту-204 является единственной машиной, крыло которого не требует наличия противообледенительной системы – проект по производству линейки Ту "заморозили". Говорят, спроса нет. Были заказы из Ирана, Египта, но главным ударом становится то, что с родного постсоветского неба Туполевские самолеты вытеснил все тот же "Боинг". На одном из авиасалонов недавнего времени прозвучали такие прогнозы - что касается спроса на территории бывшего Советского Союза, Boeing прогнозирует потребность в 1 тыс. 150 новых самолетов в России и СНГ общей стоимостью $140 млрд. 

"Ожидается, что в ближайшие 20 лет объёмы перевозок в регионе ежегодно будут возрастать на 3,7%, - заявил вице-президент по продажам на Ближнем Востоке, в России и Центральной Азии Марти Бентротт. - Для обслуживания растущего пассажиропотока авиакомпаниям СНГ потребуется 760 узкофюзеляжных и 200 широкофюзеляжных самолетов".

Казалось бы, какое раздолье для импортозамещения. Но наши чиновники твердят - "не нужно". 

"Когда люди с психологией обывателя занимаются авиацией, вообще планируют развитие, получается то, что получается, - комментирует пистаель-футуролог Максим Калашников. - Я считаю, что Российская Федерация могла бы занять великолепные мировые нишы в гражданской авиации. Делать то, что не делает ни "Аэробус", ни даже "Бомбардир Эмбраер".

МС-21|Фото: irkut.com

Иркут МС-21 ("Магистральный самолет XXI века") — российский проект ближне-среднемагистрального пассажирского самолета. Начало серийного производства ожидается в 2017 году

"Совершенно провалился рынок, я считаю, где мы могли бы в общем присутствовать – это рынок турбовинтовых самолетов. Я говорил это и буду повторять каждый раз – турбовинтовой самолет более шумный, но он и горючего тратит гораздо меньше на человека, чем турбореактивный. Это реальная возможность снижать цены, но не на дурацких низкоценниках лоукостерах, а лететь с обслуживанием, с едой. Потенциал многих проектов не использовали, и потом история гражданского авиастроения уже Российской Федерации – это история упущенных шансов", - считает он.

Плачевное положение в авиации объясняет соответствующей мотивацией чиновников и конструктор Сергей Анучин:

"Наши чиновники, наряду с Погосяном, заняли в свое время позицию, что это "конченный самолет". Плохих самолетов не бывает, по сравнению с другими и не старый, но его Погосян с компанией ("Промторг", который стоит на позиции замдиректора департамента Богатырева, который курирует авиапромышленность), чиновники продажные по своей сути, и единожды подписавшись под одной точкой зрения, продались один раз и все. Погосяна американцы ведут с 1989 года, когда он первый раз съездил с Симоновым по поводу совместно самолета с американцами. Все на крючке находятся, все проданы и куплены. Поэтому рассчитывать, что эта братия на что-то сподобится – нет. Они обычные клерки, которые отрабатывают деньги".

По сути, конечно, планируют заменить один наш самолет другим, но тоже нашим. Перспективный лайнер МС-21, который по планам авиапромовских стратегов должен занять нишу Ту-204, пока не готов. Президент ОАК сообщал, что в декабре должна состояться выкатка первого экземпляра лайнера. Но по оценкам Владимира Дмитриева, авиаконструктора и в недавнем прошлом директора ЦАГИ, самолет пока не состоялся: "Да нет этого самолета. Он появится к 2020 году. А почему не запустить Ту-204СМ? Отличнейший самолет".

Самолет Мс-21 технические характеристики|Фото: Накануне.RU

Улучшена топливная экономичность и эксплуатационная технологичность. Ту-204СМ вмещает от 166 до 215 пассажиров. Он может находиться в воздухе около девяти часов. Дальность полета при максимальной нагрузке – 4,2 тыс. км. А вот МС-21 пока "журавль в небе". По словам экспертов, в новом МС-21 используется много композиционных материалов, а "Аэрокомпозит", который разрабатывает их, не был ни на одних испытаниях, никаких испытаний по отечественным композитам не проводилось. Авиаконструкторы называют это безответственностью, ведь самолет должен возить 180 человек. Первый полет МС-21 планируется в этому году, но специалисты настаивают, что для испытаний нужно минимум 3–4 года (только статические испытания длятся три года).  Советник департамента авиационной промышленности Минпромторга, заслуженный конструктор России Алексей Игнатов делал в СМИ заявление:

"В 2018 году, я могу с полной ответственностью сказать, МС-21 не будет. Мы второй раз наступаем на те же грабли, что и с "Суперджетом". Сегодня то, что делается в ОАК в части создания МС-21, – это полное безобразие". (№ 16 (457) от 7 мая 2015, "Аргументы Недели", Владимир Леонов).

Получается так, что российские компании покупают зарубежные не всегда лучшие аналоги, потому что они якобы дешевле, потому что такова политика отвечающих за это чиновников. А на современный Туполев денег нет. Как и "Ил-96", им пользуются летный отряд "Россия" Администрации президента. А сам президент не может ответить на вопрос, почему граждане летают на бывших в употреблении "Боингах" и "Аэробусах". Почему-то "правила рынка", написанные "невидимой рукой" (кто-то скажет - лоббистов), вытесняют качество, проверенное временем. Что же останется нам после того, как самый массовый лайнер, титан Советского Союза, матерый Ту-204 канет в Лету с эпохой промышленного превосходства? "Дорогие россияне" будут и дальше летать на самолетах зарубежных производителей, а наши эффективные менеджеры от авиастроения, поднимая шум и пиаро-пыль, продолжат штучный выпуск "отечественных" полуиностранных воздушных судов вроде "Суперджета" и малоизвестного МС-21, осваивая миллиардные субсидии. Конечно, нельзя ставить на одну доску SSJ-100 и МС-21, который при всех текущих издержках будет достойной сменой Ту-154 и реальным конкурентом A320 и Boeing-737. Как отмечает наш эксперт конструктор Сергей Анучин, не стоит противопоставлять семейство Ту-204/214 и МС-21 - все нужны, и очень жаль терять Ту-204.

add_circle ОБСУДИТЬ (8)


Читать все комментарии (8)


Добавить комментарий:

Прощание с "матерым": легендарную линейку самолетов Туполева "замораживают"?

Уважаемые читатели Накануне.RU! Комментарии проходят премодерацию. подробнее...

Просьба уважать других участников форума и чтить УК РФ! Комментарии, оскорбляющие других людей, имеющие признаки экстремизма, нарушающие многочисленные требования законодательства, публиковаться не будут. Форум наш становится более громоздким, но проявляющий крайне пристальную требовательность к нашей редакции Роскомнадзор диктует условия. Заранее приносим извинения, надеемся на понимание и конструктивную дискуссию.

Текст комментария *

Жирный Подчеркнутый

Ваше имя *





Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС






Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Магазин спецодежды