24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBtYjZ
Смотрите: http://remont.youdo.com/repair/bathroom/price/, недорого.
Рекомендуем: http://remont.youdo.com/electrician/outlet/transfer/, подробное описание.
Объявление: http://remont.youdo.com/plumbers/canalization/external/, выбирай YouDo!
youdo.com


Аналитика все материалы


Общество В России

Народное просвЯщение

Уходящая неделя была ознаменована неожиданным решением вопроса преподавания курса "Основ православной культуры" на самом высоком уровне – за круглым столом Дмитрий Медведев собрал представителей всех основных конфессий и дал добро на эксперимент по введению в школах религиозно-культурной составляющей. И – о чудо! – кажется, в обществе воцарилось некоторое подобие согласия по данному вопросу – без этой составляющей не воспитаешь духовно здорового гражданина. За этим всеобщим согласием и примирением забыли про одну интересную вещь – а кто же напишет учебник для "убежденных атеистов" – по "Основам светской этики", и, главное, что будет в этом учебнике?

Итак, схема эксперимента следующая: весной в 18 регионах России появится религиозное образование. Оно будет добровольным, это всячески подчеркивал и Президент, и представители конфессий, в частности, Патриарх Кирилл, то есть можно будет выбирать между религиями: православием, исламом, иудаизмом и буддизмом. Другое дело, что курс и учебник, который может быть одобрен Рособразованием, пока разрабатывается только РПЦ, остальным следует поторопиться. Преподавать курс будут только светские педагоги, соответственно, священники в школах вряд ли появятся.

школа дети ребенок первый класс 1 сентября|Фото: www.rt-online.ruТем, кто хочет изучить "все многообразие российской религиозной жизни", подготовят общий курс истории и основ традиционных конфессий России. Тут тоже вроде бы все ясно и просто – такую программу можно создать на основе уже имеющихся культурологических курсов. К написанию можно привлечь представителей церквей и ученых-культурологов и теологов. А вот что это за "светская этика" и кто ей займется? Ведь, несмотря на то, что представители конфессий пришли к согласию, большая часть родителей (а именно от них будет зависеть выбор курса) все еще с большим сомнением относятся к религиозному образованию, и, вполне вероятно, выберут для своих детей "нейтральные" "Основы светской этики" (ОСЭ).

В Министерстве образования и науки РФ нашему агентству затруднились пояснить, кто и когда будет разрабатывать ОСЭ. Само по себе понятие "светская этика" весьма размыто и, скажем так, растяжимо. С одной стороны, этот курс представляют как "альтернативу для атеистов". Значит ли это, что выбравшим его ученикам будут растолковывать дарвинистскую теорию? Дмитрий Медведев заверил, что на религиозных курсах никто не будет убеждать школьников в существовании Бога. Тогда и курс ОСЭ не должен убеждать учащихся в отрицании существования высшей силы. С другой стороны, под светской этикой может подразумеваться даже этикет поведения за столом. Но тогда это также не будет альтернативой религиозным курсам – изучить правила поведения в обществе следовало бы всем: и православным, и мусульманам, и атеистам. В общем, вопрос очень спорный, пожалуй, даже серьезнее, чем вопрос о необходимости преподавания собственно ОПК.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU Кстати, РПЦ в лице протодиакона Андрея Кураева уже высказала беспокойство по этому поводу. Для противников какого-либо религиозного образования отсутствие "курса для атеистов" всегда будет неоспоримым доводом – как можно преподавать ОПК, если нет альтернативы? А пока будут спорить – кто и как будет писать курс ОСЭ, может пройти очень много времени. Удивляет и то, что Минобрнауки РФ за долгие годы споров с церквями, в первую очередь, с РПЦ, так и не позаботилось о создании хотя бы какого-то курса по ОСЭ.

Впрочем, что говорить о государстве, если даже у общества нет не то что однозначных позиций по данному вопросу – нет даже примерного представления о том, кто бы мог заняться написанием учебника для атеистов. В общем-то, весьма абсурдная ситуация – в стране, где почти сто лет атеизм по сути и был государственной религией, не могут написать учебник по этой самой "религии".

Мы представляем несколько экспертных мнений, которые, возможно, и не предлагают пока решение дилеммы, но, как минимум, четко обозначают ее.

Первый зампред ЦК КПРФ, заместитель председателя Государственной Думы РФ Иван Мельников:

Что касается самого важного пункта: преподавания основ религиозной культуры и светской этики, то тут важно, кто этим будет заниматься. Если школьный учитель, - я не против, если священнослужитель, - тут большие вопросы.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU В целом мы поддерживаем РПЦ в вопросах пропаганды высоких нравственных ценностей, давно не выступаем против права человека на веру. Однако мы против вмешательства институтов церкви в деятельность институтов общества. А вхождение в школьное расписание, на флот и в армию, - при всех разговорах о факультативности, добровольности и многоконфессиональности, – это все же, скажем откровенно, проникновение институтов церкви.

Нам скажут: а как нести веру и нравственность, как воспитывать, если оставаться в храмах? Но, простите, в советское время священников в школе, на флоте и в армии не было, но был доброжелательный строй, где без сомнений на пьедестал возводились нравственность, справедливость, коллективизм. Поэтому мы за такие шаги, которые меняют обстановку, меняют условия жизни, а не за попытки сгладить восприятие существующих сегодня норм и правил жизни.

Декан социологического факультета МГУ им. Ломоносова, профессор Владимир Добреньков:

Решение президента о преподавании основ религиозной культуры и светской этики в школах является долгожданным, а принципы, на которых оно будет реализовываться, взвешенными.

Особо стоит отметить, что данные принципы учитывают интересы всех традиционных религиозных конфессий и немногочисленной атеистической части общества, в полной мере сохраняя светский характер преподавания. Полагаю, найти конфигурацию решения данного вопроса, учитывающую интересы членов общества (верующих, причем представляющих различные вероисповедания, и неверующих), государственных и религиозных институтов было нелегко. Но данная задача решена блестяще - тонко и основательно.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Однако теперь сторонникам данного курса, к числу которых принадлежу и я, следует мобилизоваться для того, чтобы трехлетний эксперимент по введению основ религиозной культуры проходил без сбоев, а его результаты оказались успешными. Для этого нужно решить вопросы программ, методики, учебников и, главное, кадров. И тут большая ответственность лежит на вузовском сообществе, которое должно в короткие сроки создать механизмы подготовки новой генерации специалистов, равно компетентных в вопросах основ религии и гуманитарных науках, и свободных от академических предубеждений в отношении преподавания основ религии в светских учебных заведениях.

В настоящее время мы с коллегами готовим системные предложения по данному поводу. К примеру, серьезным шагом может стать коррекция в связи с инициативой президента разрабатываемых образовательных стандартов, а также программ по ряду уже преподаваемых дисциплин. Например, программы по специальности "Работа с молодежью", подготовка по которой сегодня ведется в МГУ и еще в 55 высших учебных заведениях России, в первую очередь должны приобщать будущих профессионалов по взаимодействию с молодежью к знаниям в направлении религиозной культуры.

По моему мнению, чрезвычайно важно то, что инициатива президента актуализирует необходимость развития российской религиоведческой школы - философии, истории и социологии религии. Ведь на сегодня аутентичной отечественной религиоведческой школы нет. Конечно, это объясняется мировоззренческими поисками 90-х, но время собирать камни уже давно наступило. В этом смысле ученым-религиоведам стоит избавиться от стереотипов в отношении преподавания теологии в светских вузах - это станет логичным шагом, продолжающим идею взаимодействия исследовательских сфер, от которых зависит духовное здоровье общества.

В вопросах обеспечения преподавания основ религиозной культуры в школах также стоит обратиться к результатам работы церковных учебных заведений, в первую очередь, Православного Свято-Тихоновского богословского университета. Наработки этого вуза - это плод многолетнего труда ученых и преподавателей, имеющих блестящее светское образование и серьезную богословскую подготовку.

Именно этот вуз мог бы стать одним из модераторов процесса подготовки кадров для преподавания религиозной культуры в школах, координируя создание соответствующей системы с участием светских высших учебных заведений России. Таким образом, оптимальной для подготовки кадров будет синергия усилий коллективов светских и религиозных учебных заведений, которая объединит знание и опыт обеих сторон.

Также важным мне кажется еще одна мера - ее я озвучивал ранее - создание телевизионного курса Основ религиозной культуры для детских телеканалов, а также видеокурса для школ. Это станет серьезной методической поддержкой регионам и фиксированием планки качества и толерантности, которой должно сопровождаться преподавание данного курса.

Никита Михалков, режиссер:

михалков никита сергеевич режиссер|Фото: Александр Иванишин www.itogi.ruРечь должна идти не об эксперименте. Это вопрос национальной безопасности. Мне жалко, что потеряно очень много времени. Я и раньше считал, считаю и сейчас, что страна жила тысячелетия по определенным законам и канонам, но мы почему-то стали считать себя умнее, чем Дмитрий Донской, Александр Невский, Александр Пушкин или Федор Тютчев. Представители разных конфессий ходили каждый в свою церковь, но все они были гражданами одной великой страны. На мой взгляд, необходимость немедленного внедрения преподавания основ религиозной культуры продиктована той ситуацией, в которую мы попали, особенно это касается молодого поколения, которое лишено иммунитета от негативного воздействия.

По его словам, после 1917 года в России был разрушен "институт нравственных основ, а вместо этого нам предложили моральный кодекс строителей коммунизма".

Обращение к Президенту РФ лидеров традиционных религий России:

Наша страна играет все более значимую роль в современном мире. Основой ее долгосрочного развития являются выработанные веками духовно-нравственные ценности и идеалы: патриотизм, крепкая семья, трудолюбие, любовь к ближнему, честность и взаимопонимание.

Как справедливо отмечалось в Вашем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года, важную роль в передаче этих ценностей молодому поколению, формировании образа жизни народа играет система образования и, прежде всего, школьного.

В настоящее время создается новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов, призванное расширить возможности личностного и духовно-нравственного саморазвития и самореализации учащихся. Обсуждая и определяя базовые направления и параметры модернизации школьного образования, нельзя игнорировать многовековой опыт и традиции Русской православной церкви, ислама, буддизма, иудаизма в передаче лучшего достояния отечественной духовной культуры подрастающим поколениям.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Полагаем, что школьники должны не только знакомиться с шедеврами мировой и русской литературы и искусства, но, прежде всего, обретать устойчивые нравственные ориентиры, усваивать основополагающие нормы достойной общественной жизни. Нельзя стать полноценным гражданином государства и членом общества, не зная, что данные Богом заповеди: "не убий", "не укради" и другие — обязательны для всех, безотносительно к тому, верующий ты человек или неверующий.

В связи с этим мы просим Вас, как главу государства, при принятии новых стандартов общего образования способствовать включению по выбору родителей учащихся общеобразовательных школ курса истории и культуры традиционных религий: православия, ислама, буддизма и иудаизма в качестве базовой учебной дисциплины.

Поскольку сегодня в нашей стране проживают представители многих национальностей, религий и мировоззренческих групп, и все они имеют равные права на реализацию своих образовательных потребностей, целесообразно также предусмотреть преподавание в школе основ мировых религий и основ светской этики. Естественно, при этом должны обеспечиваться добровольность и возможность выбора той или иной дисциплины.

В свою очередь, представители традиционных религий страны готовы принять самое активное участие в работе по подготовке федеральных государственных образовательных стандартов, а также в разработке учебных программ и методических пособий по преподаванию истории и культуры традиционных религий России.

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси

Равиль Гайнутдин, Председатель Совета муфтиев России

Талгат Таджуддин, Председатель Центрального духовного управления мусульман России

Исмаил Бердиев, Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

Берл Лазар, Главный раввин России

Дамба Аюшеев, Пандито хамбо лама, председатель Буддийской традиционной сангхи России


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС