20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Жертва кризиса

Минрегионразвития назвал "опорный край державы" – Свердловскую область – одним из тех регионов, кто сильнее всего пострадал от кризиса. Металлургическая отрасль, за счет которой в докризисное время процветал Средний Урал, просела больше всего. Поступления в бюджет падают, безработица, а вместе с ней, как ожидается, и преступность, будет расти. Региональные власти, смирившись с неизбежным в виде падения цен и спроса на металлургическую продукцию, делают ставку на...сельское хозяйство и надеются на помощь федеральных властей. О том, что может из этого получиться, - в материале Накануне.RU.

Накануне на расширенном заседании свердловского правительства губернатор Эдуард Россель признался: да, Свердловская область пострадала от кризиса наиболее сильно. Подвела экспортоориентированность экономики и высокая концентрированность металлургических предприятий. 50% валового регионального продукта приходится именно на металлургию! Цены на металлы снизились в три раза, производство сокращается, спрос сужается. С начала года поступления в бюджет от налога на прибыль (основная статья доходов) упали в три раза. Как перекроить региональный бюджет, чтобы хватило на выполнение минимальных обязательств – непонятно.

По данным анализа Министерства регионального развития, исходя из предварительного анализа, доходы сократятся на 17 млрд руб. Если в 2008 году они составили 157 млрд, то в 2009 году – лишь 140,8 млрд. Свердловское правительство смотрит на вещи более оптимистично. Как опять же следует из доклада о социально-экономическом положении субъектов РФ, в декабре 2008 года министерства, региональные власти считали, что в нынешнем году бюджет получит 152,3 млрд руб. доходов. Таким образом, дефицит бюджета, по региональному прогнозу, составит 1,8 млрд руб., а по прогнозу Минрегионразвития – 13,3 млрд руб.


Доклад готовился в конце января исходя из данных на конец 2008 года, так что реальность может оказаться еще хуже, чем предположения.

Еще одна системообразующая отрасль в Свердловской области, только начавшая подниматься с колен – машиностроение – также переживает не лучшие времена. Об этом можно судить, например, по крупнейшему предприятию – "Уралвагонзаводу". Как уралвагонзавод увз цех производство цистерны | Фото: Накануне.ruрассказал Накануне.RU начальник управления информацией "Уралвагонзавода" Борис Минеев, УВЗ последним из вагоностроительных заводов России и Украины останавливал в феврале свое производство. "Мы работали октябрь, ноябрь, декабрь, не снижали объемы выпуска подвижного состава, когда все уже стояли. В январе работали, а с 5 по 24 февраля вагоносборочный конвейер не работал. В связи с ценами, которые установила для подвижного состава правительство России, выпуск подвижного состава стал убыточным", - сообщил Борис Минеев.

По его словам, объем заказа на подвижной состав упал почти на две трети. Те контракты, которые на сегодня существуют, позволяют загрузить мощности завода на треть от объемов прошлого года. Если в прошлом году было выпущено порядка 20 тыс. единиц подвижного состава, то нынче имеется заключенных договоров на 6 тыс. единиц. В результате в феврале 11,6 тыс. человек находились в отпусках, в марте количество этих людей уменьшилось до 6,5 тыс. "По апрелю ситуация не понятна, так как заключенных контрактов никаких нет", - отметил начальник управления информацией "Уралвагонзавода".

По его словам, не намного лучше обстоят дела и с другой продукцией, которую выпускает завод. "Рынок эскалаторов просто умер, производим продукцию под конкретные заказы, которых мало. А производство тракторов, наоборот, увеличилось в первые два месяца, это связано с тем, что имелись заключенные еще в прошлом году договора. Производство дорожно-строительной техники уменьшилось, производим треть от того, что производилось раньше", - добавил Борис Минеев. Но машиностроение завод цех | Фото: Накануне.ruзавод пока держится и не сокращает своих рабочих.

Менее крупным предприятием еще хуже. На заседании свердловского правительства генеральный директор ЗАО "ТПО "Уралпромоборудование" Андрей Беседин к неудовольствию губернатора ("Ваши семь минут истекли. Хватит нас запугивать, я сам могу всех так запугать", - прервал выступление Беседина Россель и предложил ему озвучить конкретные предложения) рассказал, что машиностроительные заводы сократили объемы от 2 до 4,5 раз. Крупные заказы прекратились, остались мелкие: ремонт оборудования, замена отдельных элементов. Да и по таким заказам непонятно, как будет производиться расчет.

Поскольку заказов на рынке мало, а заказчики это понимают, то настаивают, как говорит Андрей Беседин, на снижении цен на продукцию до уровня цен января 2008 года. "Мы работаем на грани себестоимости", - отметил гендиректор ЗАО "ТПО Уралпромоборудование". Он подчеркнул, что многие заказчики снижают размер аванса до 20-25%. "Получили 20% аванса, потратили на материалы 40%. Должны идти в банк", - посетовал Беседин, сообщив, что проценты, под которые предоставляются кредиты, всем известны. Кроме того, как он заявил, возникают сложности с тем, чтобы получить деньги за уже поставленную продукцию: "По шесть месяцев бегаем за заказчиками, чтобы получить деньги".

Причем, это касается не только мелких заказчиков, но и крупных. "Не только мы получили от Богословского алюминиевого завода (ОК "РУСАЛ") "письмо счастья", где было предложено снизить цены на уже поставленную продукцию на 30%, а иначе денег мы не получим", - добавил Андрей Беседин. По его словам, ситуация, которую он обрисовал, касается практически всех машиностроительных предприятий в области. Таким образом, речь идет не только о том, чтобы получить доходы от этих компаний в бюджет, но встает вопрос и об их выживании.


Еще один яркий пример – "Уральский приборостроительный завод". Довольно успешный и твердо стоящий на ногах до кризиса. Но Уральская горно-металлургическая компания подала иск в Арбитражный суд Свердловской области с требованием признать Уральский приборостроительный завод банкротом. Также к заводу подано еще несколько исков на миллионы рублей. На самом заводе говорят, что 2008 год был закончен с положительным балансом, сегодня предприятие продолжает работать практически в полную силу, выпуская новые изделия для авиации (приборы и комплексные системы навигации для самолётов ЯК-130, Ан-148 машиностроение завод цех рабочий заготовка | Фото: Накануне.ruи других военных, гражданских лайнеров) и здравоохранения.

На заводе же заявляют, что на складе скопилось авиационных приборов и техники медицинского назначения на сумму более 300 млн руб., но как только авиапредприятия и учреждения здравоохранения получат государственную помощь, вся продукция будет реализована, а приборостроители смогут рассчитаться со своими кредиторами. Вот только когда предприятия получат помощь – большой вопрос.

Таких, в общем-то, крепких, но бессильных перед кризисом предприятий немало. А любое сокращение персонала или даже банкротство дает рост безработицы (по официальным данным, сейчас 66 тыс. безработных, к апрелю ожидается 77 тыс. 75,9 тыс. работают неполный рабочий день, 15,2 тыс. – в простое, 3,5 тыс. в неоплачиваемых отпусках). А, как заметил Эдуард Россель, каждый новый процент безработицы дает увеличение преступности на 5%. Для Среднего Урала, который год занимающего второе место по преступности, это еще один крайне тревожный фактор.

Поскольку на быстрое восстановление металлургической и машиностроительной отраслей надежды мало, ведь кризис, как признал и губернатор, будет длиться не один год, самое время обратить свой взгляд на другие отрасли. "Если продукция одного завода не пользуется спросом, есть возможность его закрыть и наладить другое производство, но такого рода политика требует большей решительности и понимания, что в области должно быть через несколько лет, после того, как кризис закончится. Вопрос в том, какой через три-пять лет окажется Свердловская область: такой же как сейчас, только с меньшими поступлениями в бюджет или область, которая в сложные годы сможет придумать, как развиваться дальше", - высказал Накануне.RU свое мнение старший эксперт Института региональной политики Алексей Титков.

природа лес белый гриб боровик | Фото: Накануне.ruУ правительства области на этот счет свой взгляд. Россель неоднократно заявлял, что сейчас – самое время заниматься проектными работами, а также сельским хозяйством, для которого наступил "золотой век". По мнению губернатора, нужно заниматься всем, начиная от восстановления коровников и свинарников, заканчивая…сбором ягод и грибов. "У нас один предприниматель 180 т грибов собрал и продал за границу. Можем собирать, кормить себя и других. Вот три направления работы: сбор дикоросов, развитие села и чистота", - считает губернатор.

Однако при всей возможной перспективности продажи ягод и грибов хоть сколько-нибудь заметный положительный эффект это дать вряд ли сможет. Промышленная область в одночасье не станет сельскохозяйственной. Тем более, что в УрФО уже есть одна такая – Курганская. Она же, кстати, единственный регион-реципиент в федеральном округе.

По мнению Алексея Титкова, не исключено, что и Свердловская область на время может стать реципиентом. "Отнесение региона к донорам или реципиентам во многом технический вопрос. В самом по себе статусе дотационного региона нет ничего страшного. Что касается Свердловской области, такой вариант тоже надо иметь в виду и не считать, что он наносит удар по репутации", - считает старший эксперт Института региональной политики.

Сегодня Среднему Уралу (впрочем, как и другим российским регионам) без помощи федеральных властей никак не обойтись. Причем без помощи безвозмездной. "Надо брать субсидии, так как кредиты мы не вернем, не надо себя обманывать", - неожиданно признался Россель.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС