29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы

"В Молдавии идет борьба всех против всех, но пророссийские силы могут получить рычаги власти"

В Молдавии продолжаются протесты, и только на первый взгляд народ митингует "кто во что горазд". Слышны протесты против олигархов, за досрочные выборы, за евроинтеграцию, против кабмина и прочее. Акции привели уже как минимум к 15 пострадавшим. Можно было сказать, что начался очередной Майдан, теперь уже для свержения власти в Молдавии, но эксперты пока сходятся во мнении, что не все так пессимистично. Если и Майдан - то против евроинтеграции, а не за. Есть шансы, что, возможно, пророссийские силы даже смогут если не одержать полную победу, то, по крайней мере, получить весомые рычаги влияния. Более того, в нынешней острой ситуации Приднестровья, может быть, даже хорошо, что власти Молдавии оказались отвлечены. Об этом в интервью Накануне.RU рассказал декан факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Александр Шатилов.

Вопрос: Как бы Вы оценили ситуацию, которая сложилась сейчас в Молдавии?

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Александр Шатилов: Там идет, скажем так, накопление сил, и сейчас существуют три действующих течения в молдавской политике. Первое течение – оно во многом связано так или иначе с компартией, которая была отринута от власти, но сохраняет достаточно серьезное влияние, особенно в сельской местности, в молдавском аграрном секторе, и является мощной политической силой.

Другой политической силой является – они могут называть себя как угодно – некая партия молдавского суверенитета, которая, в целом, занимает вполне прозападные позиции, но не готова интегрироваться в состав Румынии, не готова любой ценой вступать в Евросоюз. В целом она ориентирована на либеральный, но относительно самостоятельный молдавский путь.

И наконец, третье течение в современной Молдавии – это унионисты, которые вообще считают Молдавию неким придуманным коммунистическим проектом, и полагают, что она должна соединиться с Румынией. А за счет этого войти в Евросоюз в надежде на то, что ЕС поможет решить экономические, социальные и прочие проблемы.

Вопрос: Унионисты – это, по большому счету, Гражданская платформа DA ("Достоинство и правда")?

Александр Шатилов: Ну, да, там разные силы есть, довольно много и маргинальных групп, которые стремятся просто отказаться от молдавского суверенитета в пользу некой "Великой Румынии" в надежде, что Евросоюз окажет тут соответствующую материальную помощь. Или нынешняя территория Молдавии впишется в проект помощи Румынии.

Другое дело, что сейчас и на Украине, и в Молдавии распространяется какой-то стихийный евроскептицизм, потому что люди наблюдают за Европой - как она сейчас становится все более и более "рыхлой", все более зажимается в финансовом плане. И это очень сильно беспокоит сторонников евроинтеграции, потому что они опасаются, что Европа, столкнувшаяся с проблемой беженцев, с экономическими трудностями, просто этот процесс свернет и будет кормить их пустыми обещаниями. Что она, собственно и делает, например, с Украиной с 2014 г.

Поэтому ситуация сейчас подвешенная. Игра в этом треугольнике приводит к тому, что власть становится довольно "жидкой" и предельно нестабильной. И достаточно долго еще будет эта нестабильность наблюдаться в Молдавии – пока, как говорится, не победит какой-то из этих проектов. Силы у них примерно равны, и это политическое бодание может продолжаться довольно долго.

Но, может быть, это даже на руку России, потому что нашей головной болью является Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), и в этой ситуации победа, скажем, сторонников унионизма могла бы привести к тому, что возникнет еще одна горячая точка. Поэтому, на мой взгляд, все эти протесты, эти столкновения и бурление молдавской политики в какой-то мере отвлекает молдавскую элиту от проблемы Приднестровья – может, это и хорошо, особенно в таких жестких условиях конфронтации с Украиной.

 протест, Молдавия, Молдова, митинг|Фото: AP

Вопрос: По сообщениям СМИ, организатором нынешних протестов является как раз Гражданская платформа DA, и когда штурмовали здание парламента, лидеры "Нашей партии" и Партии социалистов призывали оставить эту идею, но сторонники правоцентристского движения DA продолжили штурм. Не может ли получиться так, что она "ведет" протест и приведет его не к тому, за что митингуют?

Александр Шатилов: Понятно, что можно обещать что угодно, но вопрос об объединении Молдавии с Румынией - даже если вдруг там будет тотальная победа унионистов - будет решаться явно не Кишиневе. Я думаю, скорее, на уровне Брюсселя, Вашингтона и Москвы.

В любом случае в условиях серьезных социально-экономических проблем выдвигать красивые картины светлого будущего – это очень выгодный политический ход, хотя понятно, что никто там не собирается их интегрировать в ближайшее время и никто не собирается давать им много денег. Но зато это отличный повод для "накрутки".

А ведь есть еще несколько "темных лошадок", вроде "Нашей партии" во главе с Усатым, который тоже довольно популистскую карту разыгрывает, но при этом, по некоторым данным,  поддерживает определенные контакты с Москвой. То есть сейчас в Молдавии наблюдается какая-то война всех против всех, и я еще раз скажу – может быть, это нам даже на руку.

билборд накануне(2007)|Фото: Накануне.RU

Вопрос: Лидер Платформы Андрей Нэстасе заявлял, что их права и свободы "растоптаны", потому что "главный молдавский олигарх Влад Плахотнюк захватил страну, которая теперь живет не по законам, а по его понятиям..." – можно ли провести аналогию с Януковичем?

Александр Шатилов: Если честно, то практически все, кроме жестко авторитарных, режимы постсоветского пространства находятся в состоянии политически "жидком", и постоянно власть испытывает проблемы во взаимоотношениях с бизнес-элитой – пока контакт поддерживается, все в порядке. Как только она вступает в противоречия с бизнес-элитой или появляется какая-то альтернативная элита, которая подогревает общественный протест, - это сразу приводит к дестабилизации. Ну, и с другой стороны власть постоянно испытывает давление "снизу", потому что народ хочет какого-то позитива, а у таких стран, как Молдавия, да и Украина тоже, возможностей для этого позитива мало.

До определенного момента можно кормить народ обещаниями, но в конце концов в какой-то момент эти обещания перестают срабатывать, и тогда начинает формироваться революционная ситуация – просто одни олигархи свергают других, чаще всего. Поэтому мне кажется, и здесь не исключено, что это его бизнес-оппоненты.

Вопрос: А как Вы оцениваете роль посольства США в этом вопросе?

Александр Шатилов: Мне кажется, Запад уже запутался с тем, кого поддерживать – вроде как они кого-то поддерживают, потом выясняется, что это не совсем то, что им нужно было, а население к этим политическим силам относится крайне негативно, потом они пытаются сделать ставку на других. На мой взгляд, сейчас Штаты заявили о поддержке так называемого проевропейского правительства страны исключительно потому, что они видят в этом меньшее зло, опасаясь, что при дальнейшей раскачке ситуации, силы, которые настроены относительно конструктивно в отношении России, смогут, если не одержать тотальную победу, то, по крайней мере, получить серьезный "пакет акций" в политической системе Молдавии. А это им, опять же, не нужно, потому что они с одной стороны, рассматривают Молдавию как свою завоеванную территорию, а с другой стороны видят в Молдавии некий ресурс по давлению на Россию, в частности по давлению на Приднестровье как на одну из болевых точек Российской Федерации. Потому что Приднестровье от России оторвано, его легко заблокировать или создать угрозу блокады и от этого торговаться и требовать уступок.

Поэтому я думаю, что Штаты предпримут все, чтобы даже относительно пророссийские силы в Молдавии не пришли к власти и даже не получили серьезных политических позиций.

(2005)|Фото: Фото: Накануне.ru

Вопрос: Еще когда начались протесты в прошлом году, казалось, что это начинается новый Майдан – как бы Вы оценили эти митинги?

Александр Шатилов: Майдан, как мне кажется, стал уже трендом постсоветского пространства, особенно в таких нестабильных государствах, поэтому сейчас любой протест подают как Майдан. Другое дело, если мы возьмем украинский Майдан, то он, на мой взгляд, более напоминал спланированную военно-политическую акцию, нежели пусть даже подогреваемый стихийный протест населения. Мне сейчас кажется, что в Молдавии не столько майдан, сколько слабоуправляемое народное возмущение, где-то, может, спонсируемое теми или иными олигархами, теми или иными политиками. Но организованного протеста я пока там не вижу.

Вопрос: Кремль говорит, что за ситуацией следят, призывает не прибегать к насилию, но на Украине тоже тщательно следили и тоже призывали – может, нужно что-то делать? И что мы можем сделать?

Александр Шатилов: По большому счету, ситуация такая, что в Молдавии мы полностью ситуацию контролировать не сможем. Надо биться за свой кусок в этом "акционерном обществе" под названием Молдавия. Хотя бы за "блокирующий пакет акций", чтобы не допустить перехода ее окончательно под контроль наших радикальных противников, которые давлением на Приднестровье могут создать колоссальные проблемы. Потому что Приднестровье мы бросить не можем, а при этом, если на него будет жесточайшее давление, даже попытка возврата его вооруженным путем со стороны Молдавии – ну, нам придется втягиваться в эти боевые действия, чего совсем не хотелось бы.

Поэтому лучше иметь какую-то совершенно нестабильную Молдавию, которая занимается собственными проблемами, либо Молдавию относительно стабильную, но как минимум с блокирующим пакетом российских "акций". Я вижу ситуацию так.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС