19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBtVEX
Рекомендуем: http://remont.youdo.com/doors/repair/geo/mitishi/ от 1575 руб.
Смотрите тут - http://remont.youdo.com/doors/install-locks/plasticdoor/, подробное описание.
youdo.com


Аналитика все материалы

Трубный глас будущего

 В июле 1991-го Горбачев ездил в Лондон за финансовой помощью. "Большая семерка" отказала ему. Буш-старший, бывший тогда американским президентом, учитывая прошлые "заслуги" советского лидера, так прокомментировал результаты встречи: "Парень, похоже, разбит в пух и прах, не так ли? Чудно. Он всегда был неплохим "продавцом", но не на этот раз. Думается мне, не потерял ли он чувство реальности". Весьма любопытно. Перефразируя "железного канцлера" Бисмарка, можно сказать – "Продавцы приходят и уходят, а Россия остаётся". Пока еще остается. Но "товар", всё-таки, не бесконечен. На днях, находясь на Балканском энергетическом саммите в Загребе (Хорватия), Владимир Путин сказал, что РФ готова сделать все возможное для решения энергетических проблем региона, то есть обеспечить Юго-Восточную Европу нефтью и газом.

Президент в очередной раз подтвердил, что основным приоритетом в нашей внешней и экономической политике является труба. В Хорватской столице обсуждалось российское участие в строительстве нефтепровода Бургас-Александруполис и прокладка по дну Черного моря газопровода "Южный поток". Последний проект будет осуществляться совместно "Газпромом" и итальянской компанией Eni. Ссылка была сделана на то, что только в 2006 году Россия поставила на Балканы 59 миллионов тонн нефти и 73 миллиарда кубических метров газа. Фото: Накануне.ru

Из Загреба Путин отправился в Стамбул, на саммит стран Организации Черноморского Энергетического сотрудничества (ОЧЭС). Там он сказал: "Мы предлагаем укрепить стабильность энергорынков Причерноморья, в том числе за счет расширения практики долгосрочных контрактов. На повестке дня и диверсификация маршрутов энергопоставок, внедрение новых схем страхования и разделение финансовых рисков партнеров путем обмена активами. Главное при этом, что все наши проекты, и маленькие и большие, должны быть хорошо экономически просчитаны и, безусловно, обеспечены ресурсами. Иначе это будут пустые разговоры и разочарования".
Многие эксперты поддерживают первый тезис. В интервью Накануне.RU ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Назип Байков рассказал: Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

"Сейчас, для поддержки хороших отношений с другими странами, можно говорить что угодно. Но лет через десять мы сами окажемся в сложной обстановке. Месторождения, которые открываются, не восполняют того, что уже добывается, поскольку мы стараемся "реализовать" как можно больше. Запасы нефти в стране очень маленькие. В 2003-2004-м наращивание добычи составляло 10% ежегодно. Сегодня только 2%. А года через три может начаться падение добычи. Одна из причин – практическое отсутствие разведки. Для освоения месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока нужны большие капиталы. Самостоятельно компании без государственной помощи вряд ли смогут их освоить. Правительство пытается привлечь иностранный капитал, но это не выход из положения. Несколько раз заявлялось, что Россия по добыче нефти превзошла Саудовскую Аравию. Саудовская Аравия имеет в запасе 35 миллиардов тонн, а мы около 8-ми. При таких условиях соревноваться с аравийцами бессмысленно".

Словом, всем достанется понемногу в короткий промежуток времени. Можно, конечно, покупать топливо у еще кого-нибудь и перепродавать его взамен своего. Но если в Москве до этого и додумались, то с воплощением, как всегда, появятся проблемы. И дело даже не в отсутствии способности делать что-то оперативно, а в привычке сидения на родной нефтегазовой игле.
Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

"Раз президент говорит, значит, он считает, что это возможно. Другое дело, что здесь есть проблемы. Последнее время у нас наметилось снижение темпов добычи нефти и газа. Действительно, в перспективе запасы могут истощиться, поскольку мы собираемся развивать не только западный вектор сотрудничества (увеличение поставок), но и восточный. Особенно если учесть, что внутри страны мы «проедаем» ресурсную базу, новые месторождения не разведываются и не осваиваются. Мы используем старые, открытые ешё при советской власти. Как решать вопрос?

Во-первых, надо иметь внятную энергетическую стратегию. Сейчас, кстати, пытаемся разработать очередную. За последние 13 лет в стране было принято три энергетических стратегии. Однако, ее разработка – дело сложное. Этому препятствует отсутствие обоснованной концепции экономической и промышленной политики. Во-вторых, нужно развивать сотрудничество с Центральноазиатским регионом, поскольку мы можем от них импортировать газ, и обеспечить, тем самым, выполнение своих обязательств по международным поставкам. Кроме того, сегодня Россия предполагает провести по дну Черного моря новую трубу для поставок газа на Балканы и далее в другие страны. Целесообразно, чтобы Россия продавала газ не на границе, а непосредственно потребителям. В этом случае цена газа будет значительно дороже. С этой целью России важно участвовать в распределении газа ", - объясняет в беседе с Накануне.RU зав. сектором развития ТЭК Института экономики РАН Владимир Волошин.

Настойчивое желание современной российской власти продавать нефть и газ всем, кто захочет, как видим, в принципе, не является таким уж не сбыточным. Труба протянута в Европу, новая ведется в Азию. Танкеры плывут в Северную Америку. Осталось протянуть "ветку" в сторону Африки, если у той появятся деньги. Лишь бы не вышло как с газопроводом "Голубой поток", который вели в Турцию, а потом в Анкаре заявили, что им столько газа не нужно.  

"Не станут заполняться трубопроводы, значит миллиарды долларов потрачены впустую. Но для России и других стран-экспортёров топлива важная задача – диверсифицировать экспорт своих энергоносителей. А для потребителя - диверсифицировать их импорт, и тем самым зависеть не от одного, а от многих поставщиков. Такое симметричное понимание в отношении соответствующих поставок повышает надёжность энергообеспечения. Когда мы строим трубопроводы на запад или на восток, то наши партнёры понимают, что они не единственные покупатели российского топлива. В конце концов, нефтяные и газовые потоки идут не только в балканские государства, но и в Австрию, Италию, другие западноевропейские страны. Поэтому, в случае возникновения разногласий с кем-либо из них, найдутся и другие маршруты обеспечения наших партнёров топливом. Однако, все страны заинтересованы в том, чтобы через их территорию проходили транспортные маршруты, поскольку, в таком случае, они получат немалую плату за транзит ", - рассказывает Владимир Волошин.

Восточноевропейских лидеров, говорящих о том, что их страны являются топливно-энергетическим связующим звеном между Россией и Западной Европой, можно понять. Чистая правда с географической точки зрения. К тому же, для них весьма показательно строительство трубы по дну Балтийского моря, в обход Малой Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва) и Польши. Не дай Бог русские, чтобы не платить лишних денег за транзит, обратят внимание не только на Черное море, но и на Эгейское с Ионическим.

Сказывается и общемировая обстановка, в которой нужно занять более выгодную нишу, наложить на себя звучный статус. Несмотря на то, что, например, Саудовская Аравия и ряд иных государств обладают крупными запасами, количество ресурсов медленно и верно приближается к нулевой отметке. По оценкам экспертов пик добычи нефти наступит через 10-20 лет, если не раньше. Потом начнется снижение. То же самое примерно через 40 лет будет касаться природного газа.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

В структуре потребления энергии самую большую долю занимает нефть. Заменить ее нечем. В США и Европе пытаются перейти на альтернативные источники. Например, делать из кукурузы этанол. Проблема в том, что это очень дорого. Даже нефтедобывающие страны смогут осуществлять этаноловые проекты лишь тогда, когда цена за баррель нефти превысит 100 долларов (сейчас – 60). Дополнительно ко всему требуются колоссальные сельскохозяйственные площади, соответствующее количество удобрения. Но даже если в ближайшие 20-30 лет производство этанола будет налажено, оно не восполнит необходимых потребностей.

Скажем, Бразилия бросила все силы, чтобы делать этанол. При всём напряжении "кукурузным продуктом" сумели заменить лишь 20% местного бензина. А США поставили себе задачу достичь указанного уровня к 2020-му году. В общем, перспективы прорисовываются далеко не радужные. Когда на Земле закончатся "черное золото" и "голубое топливо", всем, наверное, станет очень печально. Не менее грустно будут чувствовать себя россияне. У последних и в наши дни поводов для радости по данной теме маловато.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

"Как только мы открыли богатые месторождения еще при советской власти, то сразу принялись гнать топливо за рубеж, зарабатывать доллары. Сейчас наблюдается та же тенденция. Мы вывозим сырье, тем самым разоряем свою страну и обогащаем других. За границей наши ресурсы перерабатывают и делают деньги в десятки раз большие, чем потратили при покупке. Плюс создают новые рабочие места. Наша власть не раз уже заявляла, что надо заниматься переработкой. Всё осталось на уровне слов. В России ежегодно сгорает около 20 миллиардов кубометров нефтяного газа на промыслах. Из него можно было бы производить химическую продукцию - этилен, полиэтилен. Вообще, по газо- и нефте-переработке Россия держит планку постколониальной страны. Нефтехимия практически разрушена", - объясняет Назип Байков.

Но вернемся к словам президента – среди политологов бытует мнение, что Путин хочет передать преемнику страну с нормализованными международными связями. Мол, этим и продиктованы все недавние шаги: присоединение к санкциям против Северной Кореи, предложение к США совместно использовать Габалинскую РЛС, готовность обсуждать вывод из Приднестровья российских миротворцев.

Ну, предположим это так. Но в энергоресурсами все равно ничего не понятно. Логика хромает, если ,конечно, иметь в виду геополитическую и стратегическую, а не сиюминутную. Мне всегда казалось, что энергетическая сверхдержава – это государство, которое в состоянии успешно конкурировать на мировой арене в сфере соответствующих ноу-хау, технологий, разработок, готовой продукции (мазут, бензин, соляра, химия и т.п.), а не стремящееся "купить" всех дешевым сырьем. Видимо ошибался. Впрочем, самое правильное определение знает Гарант Конституции. Спросите у него.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС