Реформу МВД поставили на карту. Дорожную...
С сегодняшнего дня любой неравнодушный к проблемам МВД россиянин может ознакомиться с "Дорожной картой" реформирования ведомства, которая доступна на сайте министерства. Итогом многомесячной работы стала торжественная церемония, прошедшая в понедельник в здании на Житной, в ходе которой разработчики "карты" передали ее министру Владимиру Колокольцеву. Казалось бы, повод для проведения официозного мероприятия с привлечением большого количества журналистов выбран не совсем удачно.
Если передачу каждого документа министру обставлять таким церемониалом, то у него просто не останется времени, чтобы с ними работать. Впрочем, акцент, который сделали устроители мероприятия, понятен, если вспомнить о том, что принятый еще прошлой Думой "Закон о полиции" так и не стал панацеей от всех болячек "милиции – полиции" и после серии скандалов стал восприниматься в глазах общества скорее как символ неудачи затеянной тогдашним президентом Медведевым реформы органов внутренних дел. И вот, новый министр при новом президенте, по сути, заново начинает преобразования, полагаясь на документ, который созрел не в его собственном ведомстве, а вышел из-под пера независимых профессионалов и общественников.
Передавая "Дорожную карту" Владимиру Колокольцеву, главный научный сотрудник ВНИИ МВД Михаил Бабаев отметил, что группа, которая трудилась над созданием документа, отличалась высочайшим уровнем взаимодействия и взаимопонимания.
"Нам приятно было работать над этой программой еще и потому, что, насколько мне известно, такого документа в практике Министерства внутренних дел еще не было. Именно это обстоятельство дает нам надежду на то, что этот документ послужит вам подспорьем в чрезвычайно трудной работе по реформированию министерства", - отметил Михаил Бабаев.
Владимир Колокольцев, в свою очередь, отметил, что все предложения, собранные в "карте", будут внимательно изучены, а некоторые из них уже реализуются министерством. Так, например, "подвижность" "социальных лифтов", которая раньше была на нуле, теперь лично контролируется руководством министерства.
"Часть предложений " карты" уже получает свое воплощение в практической деятельности. Например, если взять пункт о создании условий для работы профессиональных "лифтов", стимулирующих профессиональный рост и личную инициативу сотрудников. Я ничем другим и не руководствовался, когда категорически запретил массовый переход сотрудников вслед за своим руководителем, который, например, уходит работать в другой регион. Причина проста – если лишить этих "лифтов" сотрудников низших подразделений и освобождать должности под "пришельцев", то ничто так не будет способствовать лишению инициативы этих сотрудников, которые лишатся перспективы продвижения по службе", - отметил Владимир Колокольцев.
Авторы "дорожной карты", представляя Владимиру Колокольцеву документ, рассказали министру о своем видении самых наболевших проблем. Так, известный адвокат, член Общественной палаты России Анатолий Кучерена поведал, что во время недавнего посещения членами Общественной палаты Бутырской тюрьмы они столкнулись с удивительными обстоятельствами в работе полиции.
"Вроде бы по закону все правильно, человека задержали без нарушений, затем суд его арестовал, а потом люди сидят там по 8 или 9 месяцев и к ним следователь не приходит вообще! Мы провели опрос и выяснили, что это очень серьезная проблема. Я, конечно, понимаю занятость следователей, дознавателей, но, согласитесь, что когда человек без всякой надежды, это ни к чему хорошему не приводит. Либо надо расширять штат следственных органов, либо убеждать следователей, чтобы они приходили к заключенным в течение максимум двух месяцев, как это и предусмотрено действующим законодательством", - рассказал Кучерена.
Не менее предметно и не менее содержательно о документе говорил зампред думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн.
"Это уже даже не десятый вариант "дорожной карты", и у нас было много споров и дискуссий вокруг этого документа. Мне кажется, что" дорожная карта" сумела охватить большинство болевых точек и проблем, стоящих перед МВД", - начал депутат. Он особо отметил, что "сегодняшняя конструкция и на низовом уровне, и на уровне центрального аппарата МВД не отвечает требованиям сегодняшнего времени. На начальников полиции сегодня возложено до 80% тех задач, которые в целом стоят перед органами внутренних дел. Не могу в этой связи не сказать и о необходимости решения такого наболевшего вопроса, как судьба подразделений по борьбе с организованной преступностью", - отметил он.
"В нашей "дорожной карте", конечно же, не содержится конкретных предложений насчет того, как построить эту систему. Мы говорим лишь о том, что ее надо решать", - добавил Хинштейн, вспомнив о мрачных прогнозах специалистов-криминологов , которые предрекают активизацию "мафиозных войн" после недавнего убийства известного криминального авторитета, имя и прозвище которого депутат во избежание лишней рекламы называть не стал.
"Второй момент, на который я хочу обратить особое внимание, - это роль и место общественных советов и общественности вообще в деятельности органов внутренних дел. Сегодня общественные советы в подавляющем большинстве представляют собой не самое впечатляющее зрелище. Они, несмотря на недавнее переформатирование, по-прежнему сформированы из людей, удобных для начальства. Последние события, когда председатель общественного совета МВД России, поэт Илья Резник нарушил правила дорожного движения, высветили ключевую проблему. В общественный совет люди идут для того, чтобы получить документ для дальнейшей спокойной езды по дорогам. Хотя, очевидно, что задачи общественного совета совершенно другие. Я попросил бы министра подготовить указание о том, что предъявление членами общественных советов своих удостоверений при нарушении правил дорожного движения не может быть реабилитирующим обстоятельством, а, наоборот, будет лишь отягчать вину," – констатировал Александр Хинштейн.
Жирную точку в обсуждении карты и всей церемонии в целом поставил экс-замминистра, а ныне сенатор Александр Чекалин. Он предложил вообще "увековечить" документ.
"Для придания ему высокого государственного значения считаю необходимым после всенародного обсуждения этого документа в Интернете доложить о нем Президенту Российской Федерации, с предложением утвердить этот документ указом главы государства. Указ мог бы состоять из нескольких основных разделов. Первое – утверждение "Дорожной карты" или концепции дальнейшего реформирования органов внутренних дел. Второе – поручение Правительству России об организационном и финансово-экономическом сопровождении реформирования МВД и координирования участия других федеральных органов. Нужно формировать бюджет МВД, поскольку, я уверен в том, что министерству потребуются дополнительные средства для работы в новых условиях. Третье – требование к регионам по работе над реформированием регионального и муниципального звена. Ведь по Конституции правопорядок определен предметом совместного ведения регионов и центра", - сказал Александр Чекалин.
По окончании церемонии Александр Хинштейн рассказал корреспонденту Накануне.RU о том, как будет в дальнейшем вестись работа с "дорожной картой".
Александр Хинштейн: Теперь мы будем собираться не в таком составе, а более компактными группами. Мы будем обсуждать 20 тем, по каждой из которых есть ответственный. Я, например, буду заниматься пятью темами. Мы будем встречаться с ответственными лицами МВД – заместителями министров по направлениям, начальниками главков и департаментов – и уже вырабатывать конкретные практические предложения, как реализовать все то, что написано в "Дорожной карте".
Вопрос: Когда эта работа будет закончена?
Александр Хинштейн: Есть разные задачи, и потому есть разная длительность, необходимая для их решения. Скажем, одно дело – модернизация общественных советов – эту работу можно сделать в течение нескольких месяцев. А другое дело – подготовка концепции противодействия организованной преступности.
Вопрос: Вы согласны с Александром Чекалиным, который говорит, что нужно узаконить эту "дорожную карту указом Президента?
Александр Хинштейн: Я не могу комментировать это предложение. Поскольку не знаю, насколько достижим такой указ.
Вопрос: Вы оговорились, что это далеко не десятый вариант "карты". Что же было до того? Какой вариант, по-Вашему, был самым сильным и что удалось отстоять в итоговом документе?
Александр Хинштейн: В первой редакции были предложения по модернизации уголовно-процессуального законодательства, которые предполагали не проводить досудебное следствие! В окончательной редакции этого нет, потому что мы понимаем, что за последствия это может повлечь за собой. Были споры с профильными руководителями того или иного направления в МВД. Они не со всем соглашались. Но в целом до крика не доходило. Я, например, настаивал на том, что надо прописать необходимость восстановления ГУБОПа как такового, но в конечном варианте появилась запись: "определить оптимальную систему подразделений по борьбе с оргпреступностью, одновременно решив вопрос с управлениями в федеральных округах". По сути это не изменилось, а по форме стало более обтекаемо. В этом и состоит наша теперешняя задача при доработке направлений – прописать эти позиции более четко.
Вопрос: Вы, как законодатель, увидели перед собой какие-то задачи? Надо ли принимать дополнительные законы?
Александр Хинштейн: Мы создали неформальную рабочую группу с МВД России, которая занялась анализом современного законодательства и правоприменительной практики, поскольку уже более года действуют закон "О полиции", закон о соцгарантиях при прохождении службы в полиции, и уже можно говорить о первых результатах реализации этих законов, об их сильных и слабых местах. Мы сейчас запрашиваем регионы, чтобы нам наши коллеги с мест подсказали, куда двигаться. Что касается самой "Дорожной карты", то для реализации большинства ее пунктов не требуется изменение законодательства.
Вопрос: Вы ожидаете, что ваша "дорожная карта" будет обсуждаться так же широко, как и закон "О полиции"?
Александр Хинштейн: Мы ожидаем даже более серьезного обсуждения, чем было с законом "О полиции", потому что, к моему сожалению, обсуждение закона "О полиции" не дало никаких системных результатов. Да, было много откликов, да, большое количество отзывов оставили граждане, но МВД на каких позициях стояло, на таких и осталось. Нас это не устраивает. Мы исходим не из позиции "чести мундира" и имитации общественной деятельности. Мы заинтересованы в том, чтобы разумные и интересные предложения были реализованы.