Аутсорсингом по здравоохранению: Средний Урал отдает "скорые" частнику
В балансировке бюджета Свердловской области на следующий год появилась строка перевода "Cкорой помощи" на аутсорсинг, на это заложено 107,7 млн руб. Переход "скорой" в руки частников в России обсуждается давно, некоторые регионы перешли на эту систему и пытаются таким образом "обновить автопарк", однако есть и обратная тенденция – в ряде городов эксперимент уже признали неудачным и вернули службу государству, в том числе это произошло в соседних Пермском крае и Челябинской области. Подробности – в материале Накануне.RU.
Возможность перехода "Скорой помощи" на аутсорсинг обсуждается в Свердловской области с лета. Деньги на направление были заложены на минувшей неделе в результате работы согласительных комиссий, окончательное утверждение документа состоится на заседании заксобрания 10 декабря.
Председатель комитета по соцполитике регионального парламента Вячеслав Погудин подтвердил, что действительно на аутсорсинг в 2020 году будет выделено 107,7 млн руб. С кем именно будут заключаться договоры, пока неизвестно, депутат считает, что это покажет конкурс, также он затруднился сказать, какие населенные пункты перейдут на новую форму взаимодействия с водителями машин "Скорой помощи".
"Прошло заседание комитета по рассмотрению проекта территориальной программы госгарантий медицинской помощи, и в том числе министр докладывал, мои вопросы аутсорсинга звучали, но пока и у меня тоже дозированная информация. Этот опыт есть по определенным регионам, есть в определенном объеме опыт в Екатеринбурге по отдельным районам, но как делать выводы, насколько он удачный? – сказал в беседе с Накануне.RU председатель комитета по соцполитике Вячеслав Погудин. – Я уверен, что руководство минздрава понимает, что это новый вариант, новый проект, но тем не менее, все равно они считают, что будет больше позитивного".
Эксперимент по передаче "Скорой помощи" в частные руки идет в стране с начала 2010-х гг. В 2013 г. по инициативе Министерства здравоохранения РФ аутсорсинг был внедрен в шести пилотных регионах, среди которых оказался Пермский край. "Пионером" частных "скорых" в Прикамье был местный бизнесмен Евгений Фридман, первые контракты с прикамскими подстанциями в его активе появились еще в 2011 г. Но в конце 2015 г. контракты забрали московские фирмы Данила Барышникова. И вот недавно эксперимент был признан неудачным. В ноябре 2019 г. Прикамье решило отказаться от аутсорсинга из-за проблем с водителями и выходом машин на линии.
В Копейске Челябинской области произошло то же самое, при этом эксперимент длился там гораздо меньше. Только в январе этого года транспорт "Скорой помощи" в этом городе-спутнике Челябинска перевели на обслуживание частной компании. Контракт заключили с фирмой "Феникс-Менеджмент". Однако она не успела поставить нужное количество машин и на линию вышло только шесть "скорых" из 12. Недавно контракт с частником был расторгнут по поручению губернатора Алексея Текслера.
Минздрав РФ заявлял, что регионы переходить на аутсорсинг никто не заставляет, только в случае удачного опыта экспериментальных регионов врачам предложат пересесть на частные кареты. Пока же служба останется государственной. И тем не менее Свердловская область решилась на эксперимент.
Председатель профсоюза "Действие" Андрей Коновал называет основные проблемы аутсорсинга.
"Почему мы выступаем против аутсорсинга: это принципиальная позиция нашего профсоюза, мы не согласны с коммерциализацией и приватизацией отрасли здравоохранения в целом, – говорит в беседе с Накануне.RU Андрей Коновал. – Аутсорсинг – это один из механизмов подобной коммерциализации. Даже если предположить, что сохраняется государственная служба "Скорой медицинской помощи", то аутсорсинг предполагает появление частных интересов в этой системе".
Как рассказывает эксперт, опыт западных стран показал, что внедрение частно-государственных партнерств в долгосрочной перспективе ведет не к удешевлению государственных расходов и не к более рациональным эффективным условиям, а наоборот, к удорожанию сферы, так как частный бизнес имеет свои интересы и начинает навязывать и завышенную стоимость, и ненужные услуги, пользуясь различными механизмами лоббистского влияния, в том числе и коррупционного характера.
"Мы видим такие угрозы. Есть много примеров, когда аутсорсинг приводил к не лучшим последствиям. Скажем, в Уфе в 2018 году мы обнаружили, что на тех подстанциях, которые были переданы на аутсорсинг, образовались задолженности по заработной плате и люди там провели предупредительную короткую забастовку – в течение получаса они отказывались выезжать, пока им не были даны гарантии погашения задолженности".
Новые условия работы нередко доводят медперсонал до протеста, очередная акция против внедрения аутсорсинга началась на минувшей неделе в Самаре.
Более того с переводом "скорых" на аутсорсинг возникает угроза для пациентов, во-первых, потому что срочные контракты, которые будут заключать с водителями, предполагают, что людей можно менять по истечении контракта, а это будет означать текучку кадров.
"В то время как работа водителем на "скорой помощи" – это работа квалифицированная, люди там работают не первый год, по много лет, иногда десятки лет, они знают город, знают специфику этой работы. Бригады "Скорой помощи" – это единый механизм, нет никакой гарантии, что будет сохраняться "привязка" водителя к какой-то конкретной бригаде, сложно дать какие-то такие гарантии. И командный дух работы бригады "скорой помощи" – это очень важно", – говорит Андрей Коновал.
В настоящее время зачастую ликвидируется такая позиция в бригадах, как должность санитара, и сегодня обязанность организовать эвакуацию пациента, если он сам не может идти и нуждается в транспортировке на носилках, ложится на бригаду "скорой помощи", которая должна искать соседей, привлекать родственников, что далеко не всегда возможно, особенно в ночное время. В таких случаях помогает водитель. А в рамках аутсорсинга водители будут просто отказываться, и никто их не обяжет.
Не менее серьезная проблема в квалификации водителя не только как важного элемента бригады "скорой помощи", но и как человека с опытом экстремального вождения, он должен быстро реагировать в экстренных случаях, нет гарантий, что частники будут нанимать водителей, способных к такому опасному вождению, что приведет к появлению аварий на дорогах, "скорые" просто не будут доезжать до вызова.
"Основной аргумент, конечно, в пользу аутсорсинга – это возможность одномоментно, быстро обновить автопарк. Это очень важная тема. Состояние автомобилей актуально, но по существующему законодательству – это обязанность государства обеспечить станции автопарком даже не за счет средств ОМС, а за счет средств бюджета, – говорит Коновал. – Это не такие огромные деньги. Ну сколько машина стоит? Где-то три миллиона, на средний город в 500 тысяч нужно 60-100 автомобилей "скорой помощи", это не такие уж большие деньги. Если каждый год понемногу вкладывать определенную сумму, то каждый регион сможет за пять лет полностью обновлять парк "скорых".
Закладка отдельной строки расходов из бюджета области на аутсорсинг у эксперта вызывает изумление: "Получается, что аутсорсинг требует дополнительной статьи расходов в бюджете? Тогда вообще непонятно, зачем это нужно делать". По мнению противников нововведения, перевод на аутсорсинг автопарка "Скорой помощи" – это лоббирование коммерческих интересов. Кто виноват в том, что машины доведены до плачевного состояния? Интересно, что частные конторы, с которыми будут заключаться договоры, в большинстве случаев используют средства для лизинга, то есть деньги они инвестируют через определенные механизмы – почему государство само не может это делать?
В минздраве Свердловской области пока не ответили на вопросы Накануне.RU о том, по каким причинам "скорым" в Свердловской области понадобился аутсорсинг, с какой фирмой планируется заключить контракт и в каких территориях будет внедряться эксперимент.