23 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBYwsp
Смотрите: http://perevozki.youdo.com/ekaterinburg/: подробнее >>
Услуги на YouDo: http://remont.youdo.com/electrician/lighting/led/other/progektor/, подробнее здесь.
youdo.com


Аналитика все материалы

"Космические" технологии газовиков в Заполярье

В 2009 году на Бованенковском нефтегазоконденсатном месторождении (полуостров Ямал), которое станет одним из стратегических российских месторождений газа, должно начаться бурение скважин. Здесь уже смонтирован один буровой станок и завершены работы по отсыпке четырех кустов газовых скважин. Это месторождение в Заполярье во многом уникально – начиная от дорог, применяемых для строительства, и заканчивая его запасами, которые во многом будут определять экспортные поставки "Газпрома" уже через несколько лет.

Газовый монополист определил полуостров Ямал регионом стратегических интересов. Промышленное освоение месторождений Ямала позволит довести добычу "голубого топлива" на полуострове до 250 млрд куб. м в год, а выход на Ямал имеет принципиальное значение для обеспечения роста добычи газа. Запасы крупнейших месторождений Ямала – Бованенковского и Харасавэйского, а также Новопортовского месторождения, лицензии на разработку которых принадлежат "дочке" "Газпрома" – ООО "Газпром добыча Надым", составляют 5,9 трлн куб. м газа, 100 млн тонн конденсата и 227 млн тонн нефти.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU При этом первоочередным объектом освоения на Ямале являются сеноман-аптские залежи (образовавшиеся более 90 млн лет назад, - прим.) Бованенковского месторождения. "Проектный объем добычи газа на Бованенковском месторождении определен в 115 млрд куб. м в год. В долгосрочной перспективе проектный объем добычи газа должен увеличиться до 140 млрд куб. м в год. Для вывода добытого газа в единую систему газоснабжения России необходимо построить газотранспортную систему общей протяженностью 2 тыс. 451 км, включая новый газотранспортный коридор "Бованенково – Ухта" протяженностью около 1 тыс. 100 км", – рассказали Накануне.RU в пресс-службе ОАО "Газпром".

Как отмечает Игорь Плесовских, первый заместитель гендиректора по моделированию месторождений Сибирского научно-аналитического центра (СибНАЦ), принимавшего участие в разработке программы комплексного освоения территорий Ямала, сейчас ежегодные объемы добычи газа в России составляют 650-680 куб. м в год, однако добыча на ранее введенных месторождениях падает. Это ставит под угрозу энергетическую безопасность страны и заявленные объемы экспортных поставок уже в ближайшей перспективе.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU
                                                                                                                                                                                                                                      

Так, падают объемы добываемого газа на Уренгойском, Надымском, Медвежьем месторождениях, рассказал Накануне.RU замдиректора Топливно-энергетического независимого института (ТЭНИ) Сергей Ежов. И сейчас должны вводиться новые месторождения, которые будут их замещать. "Бованенковское – гигантское месторождение и в других местах таких нет, не считая Иркутской области. Однако там – локальный источник, который не соединен с европейской системой", – говорит он.

В случае с Ямалом речь будет идти не об одном месторождении, а уже о новом газовом районе, отмечают эксперты. "Бованенковское месторождение вместе с Харасавейским и Крузенштерновским образует крупный сырьевой узел на полуострове Ямал. Но именно оно намечено как первоочередной участок ввода в разработку. Месторождение уникально по своим запасам – кроме залежей газа в сеномане, разработка которых является традиционной и легкодоступной, запасы сосредоточены и в неоконе (образовавшиеся более 130 млн лет назад, - прим.), и в юре (период начался 206 млн лет назад и длился 64 млн лет, - прим.), пласты которых характеризуются сложными горно-геологическими условиями, требуют доразведки и доизучения", – рассказал Накануне.RU Игорь Плесовских.

Справка: В Западной Сибири сеноманский ярус содержит уникальные месторождения природного газа, из которых в настоящее время производится большая часть добычи российского газа. Содержит газ состоящий почти исключительно из метана, не требующий переработки и наиболее дешевый. Глубина залегания от 1 - 1,7 тыс. м. Валанжинский ярус (неоком) содержит месторождения природного газа на глубине свыше 2 тыс. м. Содержит газ, состоящий из метана, этана, пропана, бутана и более тяжёлых фракций, называемых газовым конденсатом.

Вместе с тем, эти участки остаются безальтернативными вариантами – из открытых и невведенных крупных по запасам месторождений остаются только месторождения полуострова Ямал. После того, как они в структуре добычи будут составлять основную часть, то на ближайшие 15-20 лет будут гарантировать энергетическую безопасность страны. "Это единственный регион в России, где подготовлена сырьевая база. В основном, это делалось Главтюменьгеологией в 70-80 -е годы. Сейчас только здесь есть открытые крупные месторождения, которые еще не введены в разработку", – отмечает Игорь Плесовских.

Эксперт по нефти и газу компании "Тройка Диалог" Валерий Нестеров заметил в беседе с Накануне.RU, что Бованенково будет давать порядка 20% российского газа, чем, по сути, обеспечит исполнение экспортных контрактов. С ним соглашается и замгендиректора СибНАЦа Игорь Плесовских – без введения Бованенково России будет крайне сложно обеспечивать заявленные экспортные пошлины.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Начальник управления транспорта департамента инвестиций и строительства ОАО "Газпром" Виктор Рахманько заявляет, что работы по освоению Бованенково идут опережающими темпами. "Бованенковские залежи находятся в одном из самых труднодоступных районов полуострова. Однако уникальность территории является мощным импульсом для разработки современных технологий в бурении, добыче, трубоукладке, дорожном строительстве. Все эти новшества в большинстве своем – отечественные разработки", – говорит он.

К уникальным проектам он отнес, прежде всего, строительство четырехкилометрового мостового перехода через пойму реки Юрибей, который является составной частью железной дороги Обская-Бованенково – основной транспортной магистрали к месторождению – и строительство трубопровода по дну Байдарацкой губы, способного выдерживать давление в 120 атмосфер. "Этот мост, который способен выдержать шестикратную нагрузку, строителям удалось построить в рекордно короткие сроки – фактически за 200 дней. Такого в аналогичных широтах, на сложнейших мерзлотных грунтах никто в мире не строил. Технологии, которые здесь применяются, сопоставимы разве что с космическими", – отмечает Виктор Рахманько.

Строительство железной дороги в сложнейших климатических условиях ведет компания "Ямалтрансстрой", возглавляемая Игорем Наком. Сейчас железнодорожники построили уже более чем 330 км пути, чем значительно упростили жизнь газовикам. На участке дороги уже организовано грузовое движение, до разъезда Хралов доставляется оборудование и строительные материалы. В настоящее время компания готова к ежегодной транспортировке более 1 млн тонн грузов, необходимых для освоения полуострова Ямал и строительства новых газопроводов, соединяющих перспективные промышленные районы России с магистральной газовой системой "Газпрома". Начальник пресс-службы компании "Газпром добыча Надым" Андрей Тепляков отмечает, что железная дорога значительно облегчает работы об освоению Бованенково, однако "всю соль железной дороги" пока ощутить не удалось.

Железная дорога(2023)|Фото: Накануне.RU "Железная дорога – ключевой объект, главная транспортная артерия при освоении Бованенковского месторождения. Она будет важна как для доставки грузов, так и для доставки части вахтовых рабочих, хотя для этого в дальнейшем будет строиться и аэропорт, – рассказал Накануне.RU представитель добывающей компании Андрей Тепляков. – Железная дорога не зависит от времени года, от особенностей ямальского климата, она "круглогодична" и может работать постоянно, это очень важный фактор. На сегодняшний день в нашей работе, пока она не доведена до Бованенково, на оставшемся участке пути мы зависим и от погоды, и от того, возможно ли лететь вертолетом или переправить грузы по "зимнику".

Ожидается, что железная дорога Обская-Бованенково общей протяженностью 528 км будет открыта в полном объеме в 2010 году, а освоение Бованенково должно начаться в третьем квартале 2011 года. Немаловажно и то, что дорога проходит вдоль Полярного Урала, где уже есть разведанные промышленные залежи полезных ископаемых. Одним из них является месторождение Новогоднее-Монто, скарново-магнетитовая руда которого содержит повышенные концентрации золота, серебра, меди, кобальта. В целом же прогнозные ресурсы рудного золота Полярного Урала, апробированные в головных институтах, оцениваются в объеме 95 тонн, поэтому и дорога на Бованенково, по сути, является одной из дорог к "уральским кладовым".

Но сложные природно-климатические и экологические условия предъявляют свои требования не только к технологиям добычи и строительства, но и к экологии, отмечает замдиректора ТЭНИ Сергей Ежов. "В ходе освоения должны быть применены особые меры для сохранения природы", – заявил он, а, по словам Игоря Плесовских, освоение региона должно вестись с учетом его географической уникальности, сохранения традиционных для этих мест ремесел и применением новых экологических и энергосберегающих технологий, предусматривающих минимальное вмешательство людей в эти процессы. Как считает замгендиректора СибНАЦа, благодаря, в том числе, сотрудничеству с властями Ямало-Ненецкого автономного округа этот компонент в проекте оказался полностью учтен. "Здесь экологические технологии будут реализованы на все 100%. Программа (комплексного освоения полуострова Ямал, - прим.) разрабатывалась и доделывалась в 2007-08 годах и предусматривает все лучшие наработки в этих вопросах", – рассказал он Накануне.RU.

Сейчас выполнен прогноз уровней добычи на Бованенково до 2035 года. Однако и после этого года жизнь месторождения не закончится тоже – потребуются дополнительные технологии и работы, которые позволят ее продлить, по имеющимся расчетам, до 2050 года. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС