14 Мая 2024
search

О деле замминистра обороны Иванова

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Исправленная "автогражданка": самое сложное позади?

Уже четыре с половиной года в России действует обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). Этот закон, как и любой другой в нашей стране, был непродуман, буксовал, вызывал недовольство и нуждался в огранке. Закон поправляли. Продолжают это делать до сих пор и не остановятся в ближайшем будущем. Часть поправок вступили в силу 1 марта, еще часть (видимо, чтобы сразу сильно не пугать страховщиков и автомобилистов) начнет действовать с 1 июля. Поправки эти, стоит отметить, не революционны. Есть ряд положительных моментов для автолюбителей, и соответственно, отрицательных для страховых компаний, но в большей части изменения носят технический характер. Тем не менее, эксперты прогнозируют рост жалоб и претензий со стороны водителей автомобилей - в общем, полную неразбериху.

С 1 марта увеличилась сумма выплаты пострадавшим в ДТП. Раньше были ограничения в виде 240 тыс. руб. на всех, кто пострадал, а теперь максимальная сумма, на которую может рассчитывать каждый пострадавший, составит 160 тыс. руб. К слову, ограничения по сумме выплат долгое время были и в западных странах, например, во Франции. Но со временем в стране ужесточались требования к водителям, дорогам, инфраструктуре и многому другому. И когда за счет этого произошло снижение аварийности, были убраны лимиты выплат за ущерб здоровью. Возможно, что все к этому придет и в России, но, по понятным причинам, не в ближайшее время.

Пока же изменения, кроме суммы выплат, коснулись того, что отныне договор ОСАГО можно заключать на три месяца, тогда как раньше минимальный срок был на полгода, что может быть выгодно для дачников, использующих свое авто только для поездок в сад-огород. Правда, теперь, если договор был заключен на один год, срок действия полиса заканчивается сразу же по истечении Фото: Накануне.ruгодового срока, а до 1 марта полис был действительным еще в течение месяца. Изменился и сам полис ОСАГО – он выполнен на новом бланке, а стикеры для лобового стекла ушли в прошлое.

Одним из самых насущных новшеств стало продление срока рассмотрения страховщиками вопроса о размере ущерба. Ранее этот срок составлял 15 суток, а сейчас продлен до одного месяца. Автомобилистов такое изменение, конечно же, не может радовать, при том, что просрочки по платежам со стороны страховщиков хоть и стали меньше, но все равно есть. Однако за каждый день просрочки им теперь придется платить 168 руб. вне зависимости от суммы ущерба.

Поскольку все поправки вступили в силу с 1 марта, то, значит, на договоры ОСАГО, заключенные ранее, они не распространяются. То есть, если автомобилист получил полис, допустим, 29 февраля, то страховщики обязаны рассмотреть его заявку, в случае ДТП, в течение 15-и дней.


Из-за того, что параллельно будут действовать две нормы закона, может возникнуть путаница. Представитель комитета по защите прав автомобилистов в Екатеринбурге Анатолий Горлов заявил, что многие автомобилисты не могут разобраться в "старом" ОСАГО, а теперь, с вступлением в силу поправок, непонятных моментов будет еще больше. "Часто водители, в случае ДТП, Фото: гибдд челябинскастараются сразу на месте расплачиваться с пострадавшим", - отметил Анатолий Горлов. По его словам, это связано с правовой безграмотностью водителей, а также с нежеланием собирать справки, оформлять документы и терять время в ГИБДД и страховой компании.

"Пострадавший оказывается пострадавшим вдвойне. Кроме того, что повредили его автомобиль, он должен собрать кучу документов и потерять полдня, чтобы получить страховые выплаты", - добавил Горлов. В случае, если сумма ущерба небольшая и нет желания фиксировать ДТП, он советует виновникам аварии, решившим расплатиться на месте, брать с пострадавших расписку, что претензий нет. В противном случае пострадавший может написать заявление в ГИБДД о том, что второй водитель покинул место ДТП. А за это, как многие помнят, светит или лишение прав, или арест.

Самые важные изменения законодатели отложили до лета. Наконец-то сбудется мечта всех авто-правозащитников: с 1 июля пострадавший в ДТП сможет обращаться за выплатами не только в страховую компанию виновного, но и в свою. Такая мера, как уверены эксперты, заставит страховщиков более щепетильно относиться к своим клиентам.


Не секрет, что многие автомобилисты не довольны экспертизой, проводимой при страховых компаниях, когда из-за износа деталей сумма выплат получается слишком маленькой, и на ремонт приходится добавлять деньги из своего кармана. Больше всего жалоб поступает именно на экспертизу. На одном из автомобильных форумов Екатеринбурга описан случай, когда "нулевая" машина только отъехала из салона, как тут же попала в ДТП. Страховая виновного насчитала по ОСАГО 50 тысяч рублей, и из этой суммы вычла 3 тысячи рублей за износ (новых!) деталей. В итоге автовладелец на руки получил 47 тысяч.

Фото: Алексей Кондрашкин photoxpress.ruФото: Алексей Кондрашкин photoxpress.ru

Сегодня, по сути, не так важно, с какой страховой компанией заключен договор ОСАГО, ведь "разборки" проходят со страховщиком виновника ДТП. С 1 же июля, когда водитель сможет обращаться за компенсацией к своему страховщику (а может и к страховщику виновного, выбор остается за пострадавшим), можно надеяться, что количество случаев занижения стоимости выплат снизится.

Правда, страховщики уже сейчас бьют тревогу и говорят о том, что им эти изменения дорого обойдутся. "Нет изменений в налогообложении, отсутствует единая система учета обращений. Кроме того, не создана система взаиморасчетов между страховыми компаниями. У многих просто может не хватит денег для двойного потока выплат", - высказал свои опасения генеральный директор СК "Северная Казна" Александр Меренков. То есть в первое время к одному и тому же страховщику будут обращаться и пострадавшие в ДТП по вине его клиента, и сами клиенты, пострадавшие по вине других. По словам Меренкова, затраты СК "Северная казна" могут возрасти на 150 млн руб.

Не исключены и случаи мошенничества, когда человек захочет попытаться получить двойную компенсацию, потребовав выплат и со своего страховщика, и со страховщика виновного. Все это возможно из-за того, что опять же нет единой базы данных, о необходимости которой говорят давным-давно, но она до сих пор не создана. Ее суть состоит в том, что каждая страховая компания отвечает в режиме реального времени на запрос другой страховой компании через ядро системы.

Любые вносимые изменения добавляют головной боли тем, кого ОСАГО напрямую касается, но все-таки, как уверены эксперты, самое сложное позади. И для страховщиков, и для автолюбителей. Существующие и возможные трудности, конечно, мешают жить страховщикам для которых ОСАГО, как они все говорят в один голос, не является прибыльным бизнесом, но для автовладельцев изменения явно положительные. По сути, у всех один интерес – чтобы ДТП было намного меньше. Представитель комитета по защите прав автомобилистов в Екатеринбурге Анатолий Горлов рассказал, что в Магнитогорске страховщики на особо аварийном месте за свой счет заменили светофоры, а в еще каком-то регионе пытаются влиять на обучение водителей в автошколах. Делают они это, конечно же, не из альтруизма, ведь чем меньше ДТП, тем меньше им придется платить. В связи с этим, у комитета по ремонт дороги(2019)|Фото: Фото: Накануне.RU защите прав автомобилистов в Екатеринбурге родилась идея совместно со страховщиками попытаться привлечь чиновников к ответственности за состояние дорог. Попытка не пытка, но вряд ли она хоть к чему-нибудь приведет.

Представитель комитета по защите прав автомобилистов в Екатеринбурге Владимир Селянин подчеркивает, что ОСАГО, о необходимости которого столько спорили когда-то, - неизбежность, и положительный эффект от этого ощутим. Так, практически ушли в прошлое автоподставы, когда водитель помятого автомобиля провоцирует другого на ДТП, а потом предъявляет счет за якобы нанесенные повреждения. Сегодня такой криминальный бизнес потерял всякий смысл, ведь ущерб все равно выплачивает страховая.

С 1 марта 2008 года:
- не нужно страховать прицепы к легковым автомобилям, принадлежащие физическим лицам;
- физические лица теперь могут заключить договор ОСАГО на три месяца, а юридические – на полгода;
- для автомобилей, зарегистрированных за рубежом, минимальный срок страхования уменьшен до пяти дней;
- отменен спецзнак государственного образца или так называемый стикер;
- отменен порядок продления договора ОСАГО с 30-дневным льготным периодом;
- максимальная сумма выплат каждому пострадавшему в одном ДТП составляет 160 тысяч рублей;
- родственники погибшего в ДТП имеют право на получение 135 тысяч рублей + 25 тысяч рублей на возмещение расходов на погребение;
- ДТП на внутренней территории организации отныне является страховым случаем;
- срок рассмотрения заявления о выплате продлен с 15-и до 30 календарных дней;
- за каждый день просрочки рассмотрения заявления о выплате вводится неустойка в размере 1/75 ставки ЦБ РФ рефинансирования от страховой суммы по виду вреда;
- после проведения страховщиком осмотра автомобиля, если страховщик и потерпевший согласны с суммой выплат, проведение независимой экспертизы не требуется.

С 1 июля 2008 года:
- пострадавший имеет право обратиться за выплатой в свою страховую компанию.

С 1 декабря 2008 года:
- у участников дорожного движения появится возможность оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС