23 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBp93C
Услуги частных мастеров: http://remont.youdo.com/electrician/wiring/other/novostroyke/, посмотреть.
Тут http://perevozki.youdo.com/passenger/russia/fare/meggorod/: подробное описание тут.
youdo.com


Аналитика все материалы

ШОС против "Того Кого Нельзя Называть"

Американские военные на авиабазе "Ганси", что под Бишкеком, накануне оказались в странном положении - буквально в нескольких сотнях метров от них с ревом один за другим садились самолеты лидеров стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которую иногда неформально называют азиатским "Анти-НАТО".

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Саммит еще задолго до начала оценивался как наиболее значимый за последние годы. Мировая пресса отмечает, что после очередной встречи стран – участниц ШОС накануне появился "антинатовский альянс" или "Варшавский договор – 2".

Впрочем, на брифинге "Саммит ШОС в Бишкеке: итоги есть, но будут ли результаты?", российские эксперты родство ШОС и с НАТО, и с Варшавским договором отрицали…
******
Итак, накануне лидеры стран-членов ШОС вновь встретились. Встретились, каждый имея при себе свои интересы.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Президенту России Владимиру Путину была очевидно важна и военно-политическая составляющая ШОС (хотя военно-политической организация себя считать упорно отказывается), и ее роль в деле построения энергетической сверхдержавы, и возможность подчеркнуть нынешнюю все возрастающую роль России как глобального мирового игрока.

Фото: russian.peopledaily.com.cnПредседателю КНР Ху Цзиньтао, как и России, не нравятся планы американцев по созданию ПРО, в том числе на Тихом океане, и крайне интересно взаимодействие с соседями в области энергетики, пишут "Известия".

Пригласил их Курманбек БакиевФото: www.pr.kg, который уже года два руководит государством, находящимся на грани революции, и в поддержке таких "тяжеловесов" он, безусловно, нуждается.

К соседу приехал президент Узбекистана Ислам Каримов, который для Запада после подавления андижанских беспорядков стал "кровавым диктатором", но среди лидеров ШОС он – "свой человек".

Фото:  www.irna.irРядом — президент бедного Таджикистана Эмомали Рахмонов — он мечтает создать в рамках ШОС инвестиционный фонд – тоже понятно для чего.

Фото: Накануне.ruПрезидент Казахстана Нурсултан Назарбаев среди шести участников организации чувствует себя значимым "номером три" и активно предлагает создать "единый энергетический рынок".

Фото: www.republicoftogo.comЕще в киргизскую столицу приехали два наблюдателя: президент Монголии Намбарын Энхбаяр и "гвоздь саммита" — президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Для него достаточно самого факта присутствия на саммите: одно это вызывает аллергию на Западе.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU В качестве "почетных гостей" приехали президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов (его предшественник не жаловал международные мероприятия, новый глава пытается эту традицию изменить, что само по себе сдвигает геополитическое равновесие в регионе), а также… пришедший к власти с помощью США президент Афганистана, на сегодня - главного производителя героина в мире, Хамид Карзай, которого очень волнуют возможности ШОС в распространении… пардон, "в борьбе с распространением" наркотиков.

Если послушать их всех вместе, то они желают сотрудничать почти во всем и везде. Но главное, центральные страны-участницы — Россия и Китай — желают уменьшения американского влияния в регионе. Некоторые члены союза соглашаются с такой позицией явно не безоговорочно, другие (как Тегеран), Москву и Пекин абсолютно поддерживают и пытаются использовать в своих целях. Но именно это позволяет такой пестрой компании держаться вместе.

Впрочем, на саммите ШОС в Бишкеке главы государств, словно сговорившись, избегали прямо ругать Америку. Нет, это не значит, что накануне обошлось без критических замечаний и явно выражаемого недовольства в ее сторону.

Но никто так и не произнес слов "США" или "НАТО".

Даже Ахмадинежад, с трудом сдерживаясь, говорил об "одной из держав, которая привыкла говорить с позиции силы". Президент Узбекистана ругал какого-то "гада, который с помощью войск пытается добиться мира в Афганистане". А Путин подвел итог: "Любые попытки в одиночку решать глобальные и региональные проблемы перспектив не имеют", - видимо, имея в виду все того же неведомого "гада". Свою речь Президент России усилил описанием, как успешно проходят учения войск членов ШОС "Мирная миссия-2007", как важны эти учения и что неплохо бы проводить их регулярно, отмечает "КП".

Эффект от выступления Путина усилило любопытное обстоятельство: российская и иранская инициативы вдруг совпали. На путинскую идею создания "Энергетического клуба" ШОС (для координации действий в нефтегазовой сфере) Ахмадинежад ответил предложением лично поучаствовать в его организации.

Впрочем, сдержанность Ахмадинежада имела свои пределы: он призывал "предотвратить мировой оккупационный режим", выражал признательность за возможность оказаться в "дружественном кругу" и упоминал "высокомерные державы", которые "все еще привыкли разговаривать с позиции силы и угрозы", в то время как "мир нуждается в основанной на принципах морали безопасности" (о своих угрозах стереть с карты мира Израиль Ахмадинежад временно запамятовал).

Фото: www.brunet.bnС ним впрямую не соглашались, но с ним и не спорили. В то же время именно он громче всех призывал создать в рамках ШОС некий энергетический альянс. К слову, о том, что эта тема всерьез интересует не только Иран, но и Индию (обе страны являются наблюдателями в ШОС), говорит сам статус представителя Дели: не глава МИД, а министр нефти и газа.

Об энергоклубе ШОС так или иначе говорили все лидеры, но пока конкретных очертаний он не обрел. Путин упомянул о возможном "сопряжении национальных энергетических концепций", Назарбаев пошел чуть дальше и сообщил, что недавно разослал всем заинтересованным сторонам им же предложенный проект Азиатской энергетической стратегии. Тем не менее, очевидно, что формализовать свои отношения в сфере ТЭК члены ШОС не спешат. Возможно, потому, что понимают: конфликты интересов неизбежны и решать их лучше не "большим хуралом", а более кулуарно.

******
Неясно, по каким причинам главы стран – участников ШОС, даже те из них, кто в другое время при всяком удобном случае прямо клеймят "Того, Кого Нельзя Называть" по имени, сопровождая сие разоблачительство весьма нелицеприятными эпитетами, - на этот раз прямо обозначать отказывались. Скорее всего, необходимость такой согласованной сдержанности диктовалась тем, что лидеры стран ШОС не желают до сроку чересчур раздражать и без того покореженное самолюбие американской администрации.

А то, что в Вашингтоне отнесутся к прошедшему саммиту ШОС и проведенным в ходе него "невоенно-военным" учениям с нескрываемым раздражением, было ясно еще до его начала.

Так, собственно, оно и вышло.

Газета Daily Telegraph пишет об опасениях Запада, и, в частности, Вашингтона, в связи с усилением роли влиятельного центрально-азиатского альянса.

"Соединенные Штаты будут пристально наблюдать за беспрецедентной демонстрацией объединенной военной силы России и Китая на военных учениях, проходящих под эгидой Шанхайской организации сотрудничества", - пишет газета. - "Эти военные маневры проходят на фоне опасений в связи с тем, что российский лидер пытается превратить эту организацию во второй Варшавский договор. У Вашингтона есть много причин для беспокойства".

Действительно, Шанхайская организация сотрудничества быстро приобретает репутацию антизападного альянса. Но как раз именно поэтому ее страны-лидеры: Россия и Китай, в отличие от импульсивного и бескомпромиссного лидера Ирана, предпочитают сообща наращивать военно-энергетические мышцы – но поступательно, без резких заявлений и опрометчивых шагов.

Прошедший саммит в основном был посвящен вопросам укрепления сотрудничества в области энергетики в центральной Азии - в регионе, геополитическое значение которого в последнее время зримо возрастает, благодаря его большим энергетическим ресурсам. Запад отчаянно стремится укрепить свое влияние в этом регионе, но он начинает сильно отставать в этом от России и Китая. Его по-восточному обходительно, но неотвратимо, как бы начинают "выдавливать" из сферы интересов стран – участников и наблюдателей ШОС...

И с каждым новым саммитом становится все более очевидно, что ШОС имеет большие амбиции, и то, что она еще несколько лет назад воспринималась многими, как ни к чему не обязывающая тусовка нескольких восточных государств с неясным статусом и весьма туманными перспективами, сегодня на глазах превращается в мощный политико-энергетический (и военный, как бы ни стремились завуалировать сей компонент его участники) блок.

Но, повторюсь, пока страны-лидеры ШОС (и в первую очередь – Китай, с его весьма успешным опытом внедрения путем ползучего проникновения в экономики западных стран, и прежде всего США) предпочитают подспудно накачивать свои мышцы прежде всего в энергетической сфере, не форсируя политическую составляющую.

Впрочем, и здесь есть один весьма знаковый нюанс. Вышесказанное относится в первую очередь к внешнеполитической составляющей, а конкретно – к отношениям с США и их сателлитами. Что же касается политических моментов, касающихся внутреннего положения в странах – участниках ШОС, то здесь как раз позиция ШОС декларируется однозначно и весьма категорично – все "ШОСовские" лидеры недвусмысленно и неоднократно заявляли, что выступают категорически против попыток раскачивания внутриполитических ситуаций в странах региона извне.

Понятно поэтому, что такая набирающая силу и политический вес организация вызывает законный интерес у ее соседей по региону, и многие из них уже изьявляли желание вступить в число ее участников.

Так, к ней вроде бы уже хотят присоединиться Пакистан, Индия, Монголия и Иран.

И вот тут-то на поверхности возникают некоторые проблемы.

На первый взгляд, само по себе расширение ШОС, укрупнение его сильными участниками, такими, как Индия (население, экономика, военный аспект) или Иран (энергоресурсы), способен добавить весу этой организации. Но, с другой стороны, при подобной интеграции могут возникнуть (и, скорее всего, возникнут) неизбежные "линии напряженности" – но теперь уже внутри самого альянса.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU О том, что такое весьма вероятно, можно судить хотя бы на примере Европы, которая на своей шкуре испытала (и продолжает испытывать) все прелести поспешного расширения, терзаемая ныне противоречиями как между новыми, не всегда, скажем так, вполне адекватными ее членами, так и усиливающимися напряжениями в самих странах-основательницах ЕС.

Как раз сомнения по поводу того, не пойдет ли количественное усиление ШОС во вред качеству – вследствие резкого усиления напряженности внутри самой организации и сдерживает пока ее от решения о принятии новых членов.

А то, что такое возможно – это даже не вопрос: так, принятие Индии и Пакистана в ШОС автоматически подразумевает для нее обзаведение таким "геморроем" как давняя, иногда на грани войны, их взаимная "любовь" друг к дружке. И нахождение этих стран, мягко говоря, не сильно друг другу доверяющих, как минимум, не добавит стабильности и взаимного доверия внутри самого блока.

С Ираном все еще сложнее – потому как сегодняшнее членство Ирана в организации поставит как ШОС, так и США в весьма затруднительное положение. Ведь аналогично НАТО в договоре ШОС говорится, что нападение на одного из ее членов рассматривается как нападение на всех. То есть, если США решат предпринять военные действия против Ирана, они автоматически окажутся против Китая и России.

Готовы ли Китай и Россия сегодня открыто выступить против США и НАТО на стороне яростно-бескомпромиссного, иногда до одиозности, Ахманидежада? Думается, сегодня - вряд ли.

Ведь Россия и Китай занимают сегодня ключевые позиции на рынках США и Европы. Так, доля России в газоснабжении Европы составляет почти 25% и продолжает увеличиваться. А Китай выступает крупнейшим торговым партнером США, у него самые большие золотовалютные резервы, которые оцениваются в $1,33 трлн. Он же второй по величине держатель казначейских облигаций Минфина США и именно Китай, как бы ни дико это звучало на первый взгляд, сегодня фактически финансирует все расходы Белого дома.

Фото: Накануне.ruКроме того, Пекин, где в будущем году пройдут Олимпийские игры, как раз сегодня крайне не заинтересован в том, чтобы бросать вызов США, принимая Иран в ШОС. США накануне и так развернули против Китая мощную пропагандистскую компанию, а в этом случае американцы (и Пекин этого не может не понимать) объявят таки бойкот Играм-2008. И как раз этими соображениями (в том числе) Китай на сегодняшний день блокирует прием Ирана в этот клуб.

А что касается Монголии… То ее, наверное, и можно было бы принять. Только после того, как было отказано во вступлении трем "тяжеловесам", прием Улан-Батора в ШОС выглядел бы по отношению к ним не очень, скажем так, этично. Поэтому и было решено, что монголы тоже пока подождут – до кучи.

Фото: Накануне.ruВ итоге, подписав договор о сотрудничестве и выслушав приятные жалобы пакистанской и монгольской сторон на безответное желание вступить в "шанхайский клуб" (пока у них статус наблюдателей), главы государств вылетели в Челябинск на военные маневры ШОС.

Решения, принятые на саммите

Подписан Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств — членов ШОС.

Утвержден план действий государств — членов ШОС по обеспечению международной информационной безопасности.

Решено, что следующий саммит ШОС пройдет через год в Душанбе, а в 2009 году в роли хозяина встречи выступит Екатеринбург.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС