29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы


Экономика В России

Крупнов: Нужна форсированная умная реиндустриализация. Не можете – пошли вон!

В России уровень безработицы по итогам июня-августа 2020 г. вырос на 1,9%, достигнув отметки в 6,3%. Количество регионов, в которых больше 10% граждан не могут найти занятость, увеличилось в 2 раза с прошлого года – с 6 до 13. В первых строчках по самым "безработным" регионам находятся: Республика Ингушетия (30,7%, прирост на 4,5 процентных пункта), Республика Тыва (22,3%, прирост на 11,6 п.п.), Чеченская Республика (21,7%, прирост на 8,3 п.п.), Республика Северная Осетия — Алания (16,3%, прирост на 3,7 п.п.), Республика Дагестан (16,1%, прирост на 4,4 п.п.). Еще у 8 регионов безработица от 10% до 15,4%.

Лучше всех справляются пока: Ямало-Ненецкий автономный округ (2,5%, прирост на 0,4 п.п.), Москва (2,7%, прирост на 1,4 п.п.), Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (3,2%, прирост на 0,3 п.п.), Санкт-Петербург (3,6%, прирост на 2,2 п.п.), Камчатский край (3,6%, прироста нет). То есть безработица растет практически везде, кроме нескольких регионов, следует из исследования РИА Новости.

И тем не менее, эту информацию пытаются выдать за хорошие новости, объясняя это тем, что первопричиной таких показателей стало не катастрофическое положение в экономике, а то, что регистрироваться в качестве безработного стало проще, пособия получать стало проще – вот теперь все этим и пользуются. Ну а то, что государство не может обходиться без мигрантской рабочей силы и в целом не может обеспечить свое население нормальными рабочими местами – это как бы никого не волнует. Не говоря уже о том, что хваленая цифровая экономика оказалась цифровой, как ни странно, только на бумаге.

Но главное в этой истории с безработицей даже не общая цифра по стране и не заявления чиновников, обвиняющих во всем плохой Запад. Главное – что это все побочные эффекты от загибающегося экономического режима, который 30 лет проедает советское наследие, напоминает в беседе с Накануне.RU председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.

Коллаж, увольнение, безработица, банкротство(2023)|Фото: Накануне.RU

– Как на ваш взгляд, в чем главные причины такой ситуации?

мэф, московский экономический форум, крупнов(2015)|Фото: Накануне.RU– Во всем виноват ковид, санкции и саудиты, конечно же, которые опустили цену на нефть…

На самом деле, это не имеет никакого отношения к происходящему, кроме конъюнктурных последствий в указанном процессе. Как минимум, стагнация по инвестициям идет с 2011 года, до ковида, естественно, до санкций, до "плохого" поведения саудитов и так далее.

Проблема заключается в том, что тридцатилетие деиндустриализации страны закономерно приводит к этим процессам. А если на это наложить еще и экономический "рост", то чему удивляться?

Советское наследие проедено, новых фундаментальных источников роста не создано. Поэтому надо привыкать. Как нам министр экономического развития на прошлой неделе рассказал - это не кризис, а "новая нормальность". Просто надо привыкать.

– То есть ковид стал не причиной, а катализатором давно идущих процессов?

– Да, вообще все параметры по безработице абсолютно коррелируют с параметрами по отсутствию инвестиций в основные фонды, с падением промышленности, с повышением импортозависимости и так далее. Мы вырываем из общего проседания экономики вопросы безработицы, а у правительства на это готов ответ. Вот нам Максим Решетников из Минэкономразвития на прошлой неделе сказал, что это не кризис, а "новая нормальность". То есть, если у вас какая-нибудь болезнь, надо просто изменить отношение к этому, и все будет отлично. И в этом вся суть – они вырывают проблему из контекста, хотя все это в единой системе результатов деиндустриализации страны за тридцать лет.

Сначала в 90-е все разрушили, распродали все, что можно. А дальше вдруг пошла нефть и газ в рост с начала нулевых. Все, "жизнь удалась". Потом к концу нулевых ударил кризис 2008 года, цены на "черное золото" подросли, но к 2014 снова стали падать. И то же самое происходит по сей день. Ситуация понятна: эта экономическая система нежизнеспособна, а значит, с этой экономической системой и страна нежизнеспособна.

– Но у них всегда есть ответ, как вы сказали, - ковид, санкции, саудиты, Запад?

– Ну, классные ведь "отмазки", согласитесь? Они скажут, что во всем виноваты санкции, но не могут же только одни санкции так все испортить? Тогда они добавят - падение цен на нефть из-за саудитов. Ну, кто-то поверит. Они еще добавят – ковид! Ну, теперь все объяснили.

Но все показатели указывают на то, что еще с 2011 года падают инвестиции, по сути, идет ничтожный экономический рост и так далее – то есть до санкций, до ковида, до падения цен на нефть.

Коллаж, обвал нефти(2020)|Фото: Накануне.RU

– Тем не менее, конкретно безработица объясняется так же "красиво" – будто стало проще зарегистрироваться безработным и получать пособие, вот граждане и ломанулись заполнять бумаги…

– Ну конечно, и еще можно найти 100 способов, как черное выдать за белое. Более того, у нас высокопоставленные лица открыто заявляют, что если бы не было санкций, мы бы промышленностью вообще бы не занимались – спасибо санкциям! Поэтому, повторюсь, вопрос понятен - страна нежизнеспособна при этой экономической модели, при этих экономических установках.

Пора первым лицам понять и заявить, что рыночная экономика завела нас в полный тупик. Специалисты могут спорить, подлинная это рыночная экономика, "почти подлинная" или какая-то "неправильная". Но все это идеологически задавалось в конце 80-х годов, что и развалило СССР: будто нужен переход к рынку, будто плановая экономика неэффективна и так далее - все это за 30 лет исчерпалось. Нам, оказывается, дедушки и бабушки оставили колоссальные хозяйственные заделы Советского Союза, но вот за 30 лет весь холодильник сожрали.

– Какой выход? Менять экономическую модель?

– Не просто экономическую модель, а вообще всю методологию, мировоззрение и идеологию, здесь модели недостаточно. Ведь государство из чего исходит? Вот говоришь чиновникам высокопоставленным, например, что надо поднимать льняную отрасль (а сюда можно вписать что угодно – станкостроение, авиастроение и другое), они говорят – конечно, надо поднимать, поэтому мы введем 10 мер государственной поддержки. Ты им снова говоришь – но ведь поддерживать некого? А они отвечают – мы ведь государство, мы не можем вмешиваться в экономику! Экономика – это же рынок, там свои механизмы. Государство – это же регуляторная система. И вот ты смотришь на этих людей и думаешь - что с ними? Они вообще нормальные?

Ведь возникает ситуация, когда государство – главный хозяйствующий субъект страны, не хочет хозяйствовать, либо хозяйствуют люди из страшно забюрократизированных госкорпораций, что к хозяйству тоже не имеет никакого отношения. И вот возникает вопрос – а чего мы ждем?

Как недавно один высокопоставленный чиновник заявил – наверное, время льна еще не пришло. То есть у нас не пришло время льна, станкостроения, авиастроения, горнодобывающей техники и так далее?

коллаж, Владимир Путин, цифровая экономика(2017)|Фото: Накануне.RU

– Зато пришло время "цифровой экономики"?

– Да, пришло время "цифровой экономики", которой можно все замазать. То есть это не экономическая модель, это религия. Религия, исходящая из того, что каким-то образом что-то возникнет. Вот пошла на мировом рынке цена на нефть вверх – что-то где-то возникло. Упали нефть и газ – ну все, конец, надо все закрывать. Поэтому в этой религии вопрос о 2% безработицы – это как задаваться вопросом о том, почему у людоедов костер для пищи стал на пару градусов холоднее.

Мне кажется, тут очень важно не идти на поводу у этих вбрасываемых бессмысленных цифр. Потому что если взять более-менее благополучный, по сравнению с нынешним, 2016 год, то из примерно 80 млн экономически активного населения, достойная по международным стандартам занятость, более-менее средняя заработная плата и так далее была только у 21 млн человек. То есть 60 млн имеет занятость, но они, как признавали это и Голодец, и Голикова, "работающие бедные". Зарплата меньше прожиточного минимума или совсем маленькая, рваная занятость (когда человек ходит на работу, но на полдня, условно говоря) и еще множество вариантов. Суть в том, что нормальная занятость была только у 21 млн из 80 млн экономически активного населения.

У нас только 25% работников имеет более-менее приличную занятость, а мы говорим – 2% безработица… Поэтому мне кажется, что уже пора с этим заканчивать, пора эту религию, которая продвигается под видом экономики, отменять, "обнулять" ее.

Это абсолютно неолиберальная, рыночная религия, которая сначала проела все советское наследие, а сейчас просто продолжает проедать действительность, что осталось. Ну либо будем дальше ей служить, либо надо это остановить.

– А что дальше?

– А дальше вопрос простой – должна быть форсированная реиндустриализация страны. Да, цифровая экономика тут же может быть, пусть будет умная реиндустриализация страны, кто поспорит?

Нужно создавать в ближайшие три года 50 национальных новых индустрий, то есть компаний, которые за три года поднимутся в капитализации с нуля до 1 млрд долларов. Ничего другого не будет! Потому что просто невозможно! Импортозамещение вылилось в рост объемов импорта. Ну это же смешно! И всю эту экономическую братию надо гнать.

Все очень просто – нужна форсированная умная реиндустриализация, 50 новых индустрий в течение трех лет. Все. Не можете – пошли вон. Все остальное – разговоры ни о чем.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС