"Корпорацию развития" не пускают на рельсы Широтного хода
После "перевода стрелок" прибыль отправится к монополиям, а президентскому мега-проекту останутся убытки"Корпорацию развития" официально вычеркнули из числа участников строительства Северного широтного хода - железнодорожной магистрали в Ямало-Ненецком автономном округе, которая связывает промышленный Урал с арктическим портом Сабетта. На транспортной неделе губернатор региона Дмитрий Кобылкин анонсировал подписание "Газпромом" соглашения о строительстве железной дороги, строить которую автономия намерена при участии двух крупнейших монополий. Договориться удалось после того, как руководители "Корпорации развития" были дискредитированы возбуждением уголовного дела. Привычное "маски-шоу" завершилось скорым освобождением бывшего гендиректора Сергея Маслова и его заместителя Владимира Караманова. Несмотря на предъявление обвинений, дело до суда пока не дошло, зато за месяц ареста топ-менеджеров у "КР" успели увести ключевую стройку бывшего "УП-УПа" (поддержанный президентом проект "Урал промышленный - Урал Полярный"). На прибыль от запуска магистрали "КР", вероятнее всего, рассчитывать уже не сможет, зато убытки от дороги измеряются миллиардами.
Финансовая модель строительства, которая не менялась с 2013 г., предусматривала, что, помимо "Корпорации развития", дорогу будут прокладывать "Газпром", РЖД, Ямал и ОАО "Ямало-ненецкая железнодорожная компания" ("ЯЖДК", 55% принадлежит "Корпорации развития", 45% - РЖД).
"Корпорация развития" за счет собственных средств (источник - вклад правительства ЯНАО в капитал корпорации) обязалась построить мост через Надым. Объект был сдан в прошлом году. Финансирование моста через Обь должно было пройти по федеральной целевой программе в 2017 г., три года назад речь шла о 21,4 млрд руб. Рассматривалась возможность выделения средств из окружного бюджета с последующей компенсацией из федерального. Позднее "КР" подала заявку на деньги ФНБ, одобрение было получено, но вопрос участия госбюджета в финансировании магистрали остается открытым до сих пор. В конце концов, обской мост Правительство решило отдать РЖД, уже позднее в рамках концессионного соглашения с монополией Ямал согласился взять на себя часть расходов на строительство моста.
РЖД были ответственными за два участка широтной магистрали: достройку отрезков Пангоды – Новый Уренгой (113 км, стоимость порядка 13,2 млрд руб.) и Новый Уренгой – Коротчаево (74 км, 9,2 млрд руб.). Совместное предприятие РЖД и "Корпорации развития" – за строительство подходов к мосту и линию "Салехард – Надым". Последний участник проекта – "Газпром" – должен был строить станцию Обская-2 и участок Надым - Пангоды.
Ожидалось, что следующей строительство начнет "ЯЖДК", ее участок Салехард – Надым в 2014 г. разбили на два этапа: 97-километровый отрезок "Сырковый – Хорей" для вывоза углеводородов с Ярудейского месторождения НОВАТЭКа и "Салехард – Сырковый". Госэкспертизы пройдены, разрешения получены, но выяснилось, что в товарищах – партнерах проекта – согласия нет.
"Я могу сказать, что "КР" сейчас на 100% готова к строительству линейной части, за которую отвечает, но мы ждем решения партнеров. Мы закончили составление проектной документации, прошли госэкспертизу, сделали землеотводы, получили разрешение на строительство. Но "Корпорация развития" не сможет эксплуатировать свой участок, пока "Газпром" и РЖД не построят свои. Поэтому на правительственной комиссии было принято решение, что координатором проекта будет РЖД", - рассказывал Сергей Маслов в интервью Накануне.RU в мае 2015 г.
Перед корпорацией ставилась задача привлечь инвестиции для строительства магистрали, но отсутствие дороги в инвестпрограммах РЖД и "Газпрома" сдерживало и частный капитал.
"Вы убеждаете нас кредитовать магистраль, но как она будет работать, если будет построен только один участок?" - спрашивают нас. И мне им нечего ответить. Переговоры идут с "Газпромом" и РЖД. Инициатор этих переговоров и главный локомотив "проекта проектов" – это Дмитрий Николаевич Кобылкин, губернатор Ямала. Он толкает, двигает, поднимает эти вопросы у президента и в Правительстве, инициирует совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича", - рассказывал Маслов.
Такой подход "тихого саботажа" со стороны монополий проявлялся на протяжении всего времени существования проекта "Урал промышленный - Урал Полярный" - они не спешили выступать гарантами мега-стройки.
Ясность с инвестпрограммами "Газпрома" и РЖД наступила практически одновременно с арестом топ-менеджеров корпорации, когда уже был введен один из важнейших участков - мост через Надым.
В сентябре пресс-служба губернатора ЯНАО рассказала о совещании главы РЖД Олега Белозерова и Дмитрия Кобылкина. О корпорации на переговорах уже не вспоминали: "На сегодняшней встрече, которая прошла в Москве, были определены конкретные совместные действия по реализации проекта, а также рассмотрено соглашение между "РЖД" и правительством ЯНАО, в котором будут прописаны права и обязанности сторон, темпы и особенности строительства Северного широтного хода на всех его участках".
20 октября стало известно о задержании Сергея Маслова и его зама Владимира Караманова по подозрению в хищении через банк "Народный кредит" 1 млрд руб., принадлежавшего корпорации. Заметим, что ни один из акционеров не заявил о том, что искомый миллиард пропал из его бюджета, хотя за расходованием средств в "матрешке" следят внимательно. Накануне задержания Маслова, 19 октября, Ямал и РЖД официально заключили концессионное соглашение, лишающее корпорацию права строительства участков Широтного хода. Все отрезки, за которые отвечала "ЯЖДК", переданы РЖД. Как только из проекта исчезла "Корпорация развития", о готовности подписать соглашение заявил и "Газпром", ямальские власти анонсировали подписание договора с газовой монополией во время "Транспортной недели" в Москве. На деловом завтраке с министром транспорта Максимом Соколовым Кобылкин рассказал, что участниками проекта "Энергия Арктики" (Широтный ход и трасса Бованенково – Сабетта) являются "правительство ЯНАО, ОАО РЖД, ПАО "Газпром", инвесторы". Отметим, что еще в августе текущего года заслуги "Корпорации развития" в реализации проекта признавал вице-президент РЖД Александр Мишарин. На заседании Государственной комиссии по развитию Арктики под председательством все того же Максима Соколова "КР" из проекта не вычеркивали.
Нельзя сказать, чтобы новость об исключении "КР" из числа участников была совсем неожиданной. О таком сценарии Накануне.RU писало еще два года назад, по информации агентства, дорогу в свой портфель хотел получить экс-президент РЖД Владимир Якунин (хотя по некоторым его комментариям можно предположить, что он не очень четко представлял, по какой территории Широтный ход проходит). Ямальская дорога рассматривается, как финансовый донор для РЖД, говорили источники агентства, до 2015 г. РЖД работали без прибыли, при этом монополия получала огромные субсидии. В прошлом году прибыль составила 300 млн руб., по прогнозам руководства компании, по итогам 2016 г. ее удастся увеличить до 900 млн руб., по словам Дворковича, на этот раз РЖД существовали без многомиллиардных госсубсидий. Однако под мега-проекты монополия просит денег. Так, в 2016 г. Александр Мишарин просил добавить 5 млрд руб. на строительство ВСМ Москва – Казань. По инвестпрограмме 2017 г. на проектирование требуется 6,5 млрд руб., из которых федеральных – только 94 млн руб. Из-за дефицита средств запрошенные из бюджета миллиарды монополия не получит. Однако приблизиться к государственным деньгам она может за счет Широтного хода. Напомним, Аркадий Дворкович на заседании Совета Федерации сообщал, что Правительство по-прежнему намерено строить СШХ. Ранее президент Владимир Путин говорил о возможности включения в проект Российского фонда прямых инвестиций.
Если корпорацию отстранят от проекта широтной магистрали, ей останутся одни долги. Ямал, напомним, так и не рассчитался за строительство моста через Надым. В июле текущего года автономия оплатила допэмиссию на 1 млрд руб. Дмитрий Кобылкин говорил, что остальные средства будут перечислены "КР" до конца 2016 г. (с оговоркой "в зависимости от того, будут ли деньги на это направление"), однако решения о погашении долга не принято. Напомним, "КР" в 2015 г. выпускала допэмиссию на 6 млрд руб. в счет погашения долга Ямала за мост через Надым.
К тому же по решению суда "КР" обязана выплатить почти 2 млрд руб. тюменской компании "Мостострой-12", первому подрядчику строительства моста через Надым. Компания была отстранена от объекта на основании экспертизы, после чего всеми правдами и неправдами пыталась вернуться на объект, а аффилированные с ней структуры тормозили конкурс по выборам нового подрядчика. Судебное разбирательство длиной в два года завершилась опять же после ареста топ-менеджеров корпорации – судебная экспертиза сделала вывод, что "Мостострой-12" был добросовестным подрядчиком. "Уралстройтехнологии" – дочерняя структура "КР", выступавшая ответчиком в суде, 30 ноября подала апелляцию. В картотеке 2 декабря зарегистрирована и жалоба от "Мостостроя-12". Дата следующего заседания не назначена. На этом фоне комичным выглядит признание "Мостостроя-12" недобросоветным поставщиком в Пермском крае.
Накануне.RU стало известно о новом эпизоде судебных тяжб корпорации – исках кипрской Траваллэйшн Холдингз ЛТД (Travallation Holdings LTD), которую связывают с "Онэксимом" Михаила Прохорова. Заявление поступило в Арбитражный суд Москвы в отношении самой "Корпорации развития", третьими лицами в картотеке числятся АО "Регистрационное общество "Статус" (занимается ведением реестров владельцев ценных бумаг, проведением собраний акционеров, выплатой дивидендов и прочим), а также ООО "Энергетическая компания Урал промышленный – Урал полярный" (25% акций принадлежит "КР", остальная часть контролируется GALILEO INVESTMENTS S.A. из Люксембурга). В картотеке "Спарка" дело отнесено к категории экономических споров по гражданским правоотношениям. Подробностей заявления и суммы иска нет, дата слушаний не назначена. По поданному в тот же день второму иску оффшора к "Полярному кварцу" московский арбитраж уже принял решение: дело оставлено без движения до 13 января 2017 г. Третьими лицами в нем выступают все те же компании.
С 2015 г. отчетность корпорации перестала быть публичной, потому о финансовых успехах структуры судить сложно. Согласно базе "Спарк", чистая прибыль "КР" в 2015 г. составила 40,9 млн руб., с оборотных средств погасить долг даже перед одним "Мостостроем-12" (если не удастся оспорить решение суда) не получится. Вместе с тем уставный капитал "КР" на конец года составлял 29,7 млрд руб. Отметим, что "КР" до сих пор работает по шестистороннему соглашению с "Транснефтью" и строит объекты инфраструктуры для нефтепровода "Заполярье - Пурпе".
В "Корпорации развития" Накануне.RU по телефону не стали комментировать взаимоотношения с Ямалом и перспективы Широтного хода. Агентство направило официальный запрос. Но стороны, близкие к акционерам, отмечают, что предметных комментариев не будет до заседания попечительского совета, которое намечено на 9 декабря.
На этом фоне перестали поступать новости и от следствия - после отзыва ходатайства о продлении ареста Сергея Маслова, громкое уголовное дело не получило развития и до сих пор не дошло до суда. Собеседники, близкие к корпорации, предполагают, что целью "шоу" было отстранение "КР" от проекта, приглянувшегося более влиятельным его участникам.