Сергей Канчуков: Заявив о военном сотрудничестве с Китаем, США сдерживают его и занимаются "легальной" разведкой
Накануне США и Китай подписали договор о военном сотрудничестве. Такой договор обычно предполагает обмен военными знаниями, знакомство с военной техникой и умениями партнера. Было также заявлено, что возможно страны проведут совместные сухопутные учения. Учитывая, что американцы открыто объявляют тихоокеанский регион зоной своих ключевых интересов, учитывая, что Китай поддерживает Россию и не поддерживает политику Запада в отношении России, то заключение договора выглядит довольно странно. США также открыто поддерживают Японию, Южную Корею и самый близкий и болезненный регион для Китая – Тайвань. Но ни России, ни Китаю не стоит опасаться таких шагов со стороны Штатов, уверен генерал-майор, кандидат политических наук Сергей Канчуков. Его экспертное мнение - специально для Накануне.RU.
Международное военное сотрудничество - это одно из основных частей международной политики. И с одной стороны, Китай позиционирует себя столпом этой международной политики, с другой стороны - это развитие международных отношений, и оно не зависит одно от другого.
Инициатива вряд ли исходила от Китая - он не будет показывать свою заинтересованность, смысла нет. Вот мы показываем свою заинтересованность, говорим об этом, а на нас плюют те же самые европейские страны, то же самое НАТО. Мы говорим - давайте взаимодействовать, давайте сотрудничать, давайте бороться за вопросы мира, за понимание, за развитие, за обоюдовыгодное сотрудничество. А нас обвиняют в агрессии. Китай же работает от обратного - пусть покажут свою заинтересованность другие люди или другие государства, а КНР уже оценит это дело, можно сотрудничать или нет.
Китаю это выгодно с любой точки зрения. Выгодно тем, что они будут непосредственно знакомиться с тактикой действий, с характеристиками техники, будут общаться с военнослужащими. Кроме того, КНР в этом свете выступает как своего рода миротворец, потому что международное военное сотрудничество - это тоже часть миротворческих процессов в мире.
Угроз для других стран, в том числе и России, там нет вообще никаких. Наоборот, этот договор как раз и предназначен для того, чтобы нивелировать все угрозы. Это обмен делегациями военнослужащих, это взаимодействие между структурами управления, налаживание различных связей. Более того, российские военные отреагируют, я думаю, положительно. Осуждать подобного рода договор смысла нет, потому что любой вопрос, связанный с вопросами военного сотрудничества, мирных путей - это плюс. Мы же тоже не хотим воевать ни с США, ни с Европой, ни с кем угодно, поэтому я думаю, эти действия оценят положительно.
Мы же тоже сотрудничали с НАТО в этом плане. Только НАТО сейчас в одностороннем порядке разорвало эти отношения. И несмотря на то, что Штаты усиливают свою группировку в тихоокеанском регионе и говорят, что нужно более строго решать вопросы, мне кажется, что будет только снижение напряженности в этой зоне.
Я считаю, что все-таки американцы прикладывают усилия для решения своих геополитических задач. Не получается с двухсторонним сотрудничеством в политике G2, как они предлагали – зайдут с военной стороны, будут с военачальниками разговаривать. Может быть, это приблизит и политику. А Китаю отказываться смысла нет - он стремится к общению, он стремится к развитию. И это один из способов развития.
Хотя с другой стороны, это одна из форм сдерживания Китая, одна из форм ведения разведки. Потому что вопросы, связанные с сотрудничеством в военной области, - это ведь "легальная" разведка. Легальная разведка по ведению информационной войны, по получению данных о готовности армии Китая вести боевые действия уже изнутри. Не по докладам, не по средствам массовой информации, а изнутри. И на учениях можно оценивать уже и качество вооружения, и качество боевой оперативной подготовки.
Я думаю, что, начиная с G2, США последовательно - не с этой стороны, так с той - будут решать вопросы локализации Китая в его устремлении а стать великой державой. Хотя Китай уже ей стал. А Америка будет стремиться со всех сторон это дело ограничить. В том числе и тут - на военном сотрудничестве.
Генерал-майор, кандидат политических наук Сергей Канчуков специально для Накануне.RU