26 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBbNMm
Объявление: http://remont.youdo.com/tile/replacement/other/vvannoy/, в Москве.
Услуги профессионалов: http://remont.youdo.com/doors/interior-doors/garmoshka/, ссылка на описание.
youdo.com


Аналитика все материалы

Ипотеку в массы!

То, что жилищный вопрос испортил далеко не только москвичей, со времен Булгакова широко известно. Как и то, что этот самый вопрос никак не удалось  решить ни к 1985, ни к 2000 году. Было время, когда российские власти  просто пустили дело на самотек - кто сможет, сам купит, кто не сможет, пусть живет, где живет. И вот, кажется, дело сдвинулось. Иностранное слово "ипотека" стало звучать в речах политиков все чаще, превращаясь постепенно в реальные законопроекты и даже программы. Но на деле, как всегда, оказалось все не так просто, как на бумаге. И население пока явно не торопится воспользоваться своим ипотечным правом улучшить жилищные условия. О причинах этого и перспективах развития ипотечного кредитования в России рассказывал накануне в эфире телекомпании "Ермак" Владимир Герасименко, вице-президент национального фонда развития рынка недвижимости и оценочной деятельности. Печтаную версию этого интервью мы публикуем ниже. 

Вопрос: Насколько успешно в России развивается ипотека?

Владимир Герасименко: Пока ипотека развивается медленными темпами. И на это есть определенные причины. Например, большой первоначальный взнос, высокие процентные  ставки.  Я полагаю, что в свете решения Президента и Министерства экономики о  выделении средств из госбюджета для субсидирования первоначального взноса и выплат по процентам, ситуация изменится. 

Вопрос: Сколько сейчас в среднем составляет ставка по ипотечным кредитам?

Владимир Герасименко: По той программе, которую предлагает Агентство по ипотеке – ставка 14%,  а банки предлагают ипотечные кредиты  по более дорогой ставке.  

Вопрос: Сколько процентов готово субсидировать государство?

Владимир Герасименко: Половину. Выделяется 22 млрд. рублей на эти цели. Речь идет о двух программах – "Молодая семья" и "Село XXI века". В этих программах  будут субсидироваться не только процентные ставки, но и первоначальный взнос. Правда, все зависит от того, в каком регионе проживает семья.  Например, если в регионе-доноре, то будет субсидироваться 30% стоимости жилья. Там же, где граждане не имеют доходов, будет строиться социальное жилье с правом выкупа (речь идет о гражданах, совокупный доход которых до 4,5 тысяч рублей).

Вопрос: Регионы, в свою очередь, будут как-то субсидировать и процентные ставки, и выплаты первоначального взноса?  

Владимир Герасименко: Некоторые регионы и сейчас участвуют в этих процессах. Например, Татарстан, Челябинская область, Тюменская область. Там власти помогают гражданам выплачитвать первоначальный взнос и проценты. Ипотека, соответственно, ушла далеко вперед. На сегодняшний день по доходам 30% населения готовы участвовать в ипотеке, но одних пугает первоначальный взнос, других высокие процентные ставки. И, если мы просубсидируем  хотя бы это, то треть российских семей по своим доходом придут в ипотеку.

Вопрос: А банки готовы снизить процентные ставки?

Владимир Герасименко: Мешает высокая инфляция. С одной стороны, растет платежеспособный спрос населения, с другой,  все съедает инфляция. Государство должно заинтересовать банки. Создать налоговые льготы, уменьшить инфляцию. Мы, к сожалению, приняли только американскую модель ипотеки: двухуровневую, рассчитанную на рефинансирование ценных бумаг, кредитов. Возьмем пример Германии. Там более 200 лет  развивали строительно-сберегательные кассы. А когда фондовый рынок достиг определенного уровня, запустили ценные ипотечные бумаги.  В Германии 50% граждан пользуются строительно-сберегательными кассами.  Нам нужен доступ к длинным низкопроцентным деньгам.

Вопрос: Рынок ипотечных ценных бумаг у нас не работает?

Владимир Герасименко: Не хватает несколько нормативных актов. Но в целом закон принят. Хотя пока у нас и фондовый рынок в целом недостаточно развит: нет инвесторов, которые готовы вкладывать деньги в эти бумаги.

Вопрос: Кроме ипотеки, какие инструменты должны существовать, чтобы сделать жилье доступным?

Владимир Герасименко: Нужен целый набор инструментов. Строительно-сберегательные кассы,  ипотечные ценные бумаги, необходимо снизить первоначальный взнос хотя бы до уровня 10-15% и, если есть возможность у государства, субсидировать процентные ставки до приемлемого уровня, с которого и начинается массовая ипотека. Мы поправили налоговое законодательство и за счет этого получаем удвоение ипотечных кредитов каждый год. Это в частности, имущественные налоговые вычеты, отмена налога на добавленную стоимость при переходе жилья от застройщика непосредственно к потребителю. Налоговое законодательство сейчас приемлемо для развития. Не хватает  участия государства.

Вопрос: Развивается ли ипотека на селе?

Владимир Герасименко: Там где регионы совместно с муниципальными образованиями  предусматривают в своих бюджетах финансовые средства для развития этого направления,  развивается. В Челябинской области есть подобная программа и налицо позитивные перемены. У нас есть задача выдать ипотечных кредитов к 2010 году миллион - это порядка 20 млрд. долларов, и удвоить темпы жилищного строительства с нынешних 40 до 80 млн. долларов. Сделать это будет непросто, так как у нас нет полного набора инструментов. Скажем, принят закон о жилищно-накопительных  кооперативах, но он не работает. Не создано эффективной модели первоначального накопления на жилье. Как работают строительно-сберегательные  кассы? Гражданин накапливает 30% стоимости жилья, государство гарантирует вклады в банка, начисляет на эти средства проценты. И как только накопил гражданин 50%, то он под те же 7-8% получает ипотечный кредит для недостающей суммы. Вот основная идея этого закона. Он уже внесен, но пока по нему вынесено отрицательное заключение. Впрочем, думаю, в эту осеннюю сессию закон все-таки рассмотрят.

Вопрос: Есть еще один тормоз развития ипотеки – дорогие квартиры, а эту проблему как решить?

Владимир Герасименко: Нужно все рассматривать комплексно. У нас сейчас не хватает земельных участков, обустроенных коммунально-инженерной инфраструктурой. Правительство собирается выделить гарантии на привлечение средств  в инженерно-коммунальную структуру, чтобы обустроить участки. Если объем рынка ипотеки  будет совпадать с объемами  жилищного строительства, то рост цен на жилье не прогнозируется на таком уровне, как сейчас. Нужно предложение доступного жилья, чтобы граждане с любым уровнем  дохода могли его приобретать. А у нас на сегодняшний день  4 млн. российских семей находятся в очереди. Если мы запустим ипотеку в том в виде, в котором предлагается, то половина этих людей улучшат свои жилищные  условия, они готовы прийти в ипотеку. Остальные будут претендовать на жилье по договору социального найма.

Вопрос: Можно ли назвать какую-то конкретную дату, когда, действительно, ипотека, заработает в полную силу?  

Владимир Герасименко: Если мы примем обозначенные мной в беседе законопроекты, и если государство начнет процесс субсидирования, то, думаю, к 2010 году ипотека заработает в полную силу.  Долевое строительство запустили, но приняли закон, который никому не выгоден. Надо что бы этот путь не повторила ипотека.   

                 Редакция благодарит телекомпанию "Ермак" за предоставленные материалы


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС