29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы

"Мегафон", МТС, "Вымпелком": как сговорились!

На прошлой неделе разразился очередной скандал, связанный с ценами на услуги мобильной связи. На этот раз цены не повышаются, а наоборот, понижаются. Однако кто от этого выиграет, еще не известно, а вот то, что в итоге расплачиваться будет потребитель, совершенно очевидно.

Напомним, федеральная антимонопольная служба возбудила административное дело в отношении так называемой "большой тройки" – крупнейших федеральных операторов мобильной связи – ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), ОАО "Мегафон" и ОАО "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн"). ФАС выявила признаки нарушения антимонопольного законодательства (статья №6 федерального закона "О конкуренции").

Суть вопроса в том, что тарифы на интерконнект (соединение между абонентами разных операторских компаний) в рамках "большой тройки" были снижены с 1,1 рубля до 0,95 рубля. При этом на звонки операторов, которые не входят в тройку, тарифы остались на прежнем уровне. За один и тот же объем трафика внутри сетей "большой тройки" "вызывающий оператор" будет платить на 16% меньше, чем "вызывающий" оператор другой сети. Проще говоря, антимонопольная служба обвиняет (уже не в первый раз) компании-гиганты в сговоре. Те, конечно, усиленно открещиваются от подобных обвинений. Тем более существует мнение о том, что в ФАС жалуются на "больших братьев" более мелкие региональные компании, у которых и клиентов поменьше, и объем трафика с лидерами, соответственно, не настолько большой, чтобы можно было получить какие-то скидки от "большой тройки".

(2005)|Фото: Фото: news.bbc.co.uk

Собственно, простого обывателя мало волнуют споры и взаимные обвинения, - ему бы звонить, и, желательно, дешевле. Абоненты "большой тройки", пока что, только выигрывают. Действительно, звонки в сети трех компаний будут обходиться гораздо дешевле. А вот местным операторам, возможно, придется изменить тарифную политику, что неизбежно скажется на расходах потребителей. "Отказавшись от предоставления привлекательных недорогих предложений – той ниши, которая является основным конкурентным преимуществом региональных операторов, компании, впервые выходящие на рынок подвижной радиотелефонной связи, оказываются в неравном положении по сравнению с федеральными операторами, что, в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства, недопустимо, - считают в ФАС .

Уже сейчас аналитики сходятся во мнении, что все останется на своих местах, и "большая тройка" вряд ли разорится.

"Даже если сговор и был, то судебное дело, скорее всего, завершится ничем, - комментирует ситуацию руководитель пресс-службы информационной группы "Финам" Владислав Кочетков,ФАС сделала это, потому что в последнее время мелкие операторы весьма недовольны ценовой политикой федеральных компаний. Члены "большой тройки" от этого не пострадают и, в любом случае, останутся при своем. Что касается судебного процесса, то у тройки компаний достаточно квалифицированные юристы, они решают такие вопросы без проблем. Скорее всего, суд не усмотрит каких-либо нарушений, потому что компании факт сговора будут отрицать, а доказать что-то будет практически невозможно. Если вспомнить, то аналогичная ситуация была вокруг отмены платы за входящие звонки".
Действительно, федеральная антимонопольная служба уже интересовалась "синхронными" действиями "Мегафона", МТС и "Вымпелком" в связи с переходом на принцип calling party pays ("платит звонящий"). Почти сразу после отмены платы за входящие звонки, "большая тройка" решила ввести плату за собственно соединение между абонентами. Компании утверждали, что лишь компенсируют потери после отмены платы за входящие звонки. Однако в ФАС к таким заявлениям отнеслись настороженно, подозревая, что таким образом операторы просто хотели увеличить прибыли. А Мининформсвязи вообще заявило, что взимание денег за факт соединения – незаконно, потому что такой услуги закон не предусматривает, и в лицензиях операторов она тоже не указана. После проверок антимонопольщиков, компании отказались от этой идеи в пользу повышения стоимости первой минутой разговора. Но и тут ФАС не отстает – обещала проверить такую "слаженность" действий на наличие сговора.

Первое слушание по делу "большой тройки" назначено на 28 сентября. "Дело будет рассмотрено при непосредственном участии представителей компаний, - поясняет пресс-секретарь федеральной антимонопольной службы Елена Нагайчук,

– И в случае, если факт сговора будет подтвержден, может быть вынесено либо решение о перечислении в федеральный бюджет незаконно полученного дохода, либо о возвращении цен на конкурентный уровень, либо и то, и другое одновременно. Нельзя также забывать о том, что компании имеют право обжаловать решение в судебном порядке".
Сама же "большая тройка", хоть и знала о проверках в отношении компаний-участников, все равно ведет себя несколько нервно. И как тут не поверить в "теорию заговора", когда пресс-секретари, "не сговариваясь", практически слово в слово объясняют возникшую ситуацию?

"Поскольку мы еще не видели документальную версию решения ФАС, могу сказать только одно: мы не считаем, что нарушили закон, а напротив, действовали в рамках законодательства, в том числе, и антимонопольного, - комментирует заявления ФАС пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Юлия Остроухова,Наши действия соответствовали бизнес-практике, которая имеет место во всем мире". Ей вторит пресс-секретарь ОАО "Мобильные Телесистемы" (МТС) Кирилл Алявдин: "Компания МТС неукоснительно соблюдает действующее российское законодательство. Введение с первого июля 2006 года в действие принципа "платит звонящий" привело к глобальным изменениям правил взаимодействия операторов фиксированной и мобильной связи на всем российском телекоммуникационном рынке.

Были установлены понятные и прозрачные тарифы на межоператорские соединения фиксированных и мобильных операторов, которые послужили базой для формирования тарифов на интерконнект и для всех остальных игроков рынка. Компания МТС установила для всех своих партнеров - сотовых операторов - единый уровень тарифов на интерконнект, который составил 1,1 рубля. Следуя принятой во всем мире практике МТС, исходя из объема трафика партнера, может предоставлять ему соответствующие скидки. В данном случае с учетом большого объема трафика со стороны ряда операторов для них был установлен тариф на интерконнект в размере 95 копеек с учетом этой самой скидки за объем трафика. Еще раз подчеркиваем, что это принятая во всем мире бизнес-практика. Что касается заявления ФАС о возбуждении дела в отношении операторов "большой тройки", то комментировать это заявление мы сможем только после того, как ознакомимся с ним".

Несмотря на такое единодушие, в пресс-службах компаний не комментируют действия "партнеров по тройке", ссылаясь на то, что у других операторов тоже есть пресс-службы, в которых "люди работают, и им за это платят деньги". На мой взгляд, в данном случае можно разделить зарплату пресс-секретарей между всем тремя компаниями, за "коллективный труд" по созданию пресс-релизов-близнецов. Кто у кого подсматривал – непонятно.

Вообще, компании из "большой тройки" недоумевают по поводу вмешательства в их личные дела антимонопольной службы. "Тарифы на интерконнект не подлежат регулированию, это предмет переговоров сторон. Для всех операторов мобильной связи предложен один базовый тариф, но важно принять во внимание, что операторы "большой тройки" обмениваются трафиком, несопоставимым по объему с небольшими региональными операторами, - комментирует ситуацию пресс-секретарь ОАО "Мегафон" Марина Белашева.

По мнению тройки, дело, возбужденное ФАС, - неприятное недоразумение, возникшее у антимонопольщиков при изучении обоснований тарифов. "Мы уверены, что этот вопрос разрешится в ближайшее время, мы готовы к сотрудничеству с ФАС. Можно предположить, что ФАС не удовлетворилась нашими пояснениями, которые мы отправили не так давно на их рассмотрение. У службы есть дополнительные вопросы. Возможно, у них сложилось ошибочное мнение. И при личной встрече, когда нам будут задаваться вопросы, мы готовы на них ответить. Уверена, что это ФАС удовлетворит", - считает Юлия Остроухова .

Конечно, в этой ситуации региональные операторы не преминули о себе напомнить. Ведь, несмотря на сравнительно небольшое в общефедеральном масштабе количество абонентов, в отдельно взятых регионах эти компании выставляют вполне конкурентоспособные услуги.

"За первое полугодие 2006 года количество абонентов сотового бизнеса ОАО "Сибирьтелеком" возросло на 23% и составило 2,5 млн абонентов, - рассказывает начальник службы по связям с общественностью ОАО "Сибирьтелеком" Владимир Шибанов,Компания продолжает стабильно удерживать позиции третьего крупного оператора сотовой связи в Сибирском регионе и седьмое место в рейтинге сотовых операторов России".

При этом региональные компании заинтересованы в том, чтобы цены на интерконнект были одинаковы как между операторами "большой тройки", так и со сторонними сотовыми операторами. В противном случае, они намерены добиваться различия в цене между входящим и исходящим трафиком по интерконнекту.

По словам Владимира Шибанова, политика "большой тройки" не представляет особой угрозы для крупных региональных компаний, поскольку, чаще всего, спектр предоставляемых региональщиками услуг включает в себя не только мобильную связь, однако определенное влияние на ухудшение финансового состояния действия тройки оказывают.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: www.ural-chel.ru

"Мы считаем это весьма остроумным решением, - рассказывает пресс-секретарь межрегионального филиала ОАО "Уралсвязьинформ" (торговая марка "Utel") Юлия Царегородцева,Однако мы уверены, что оценивать правомерность действий "федералов" могут только соответствующие антимонопольные органы. Со всеми федеральными операторами сотовой связи у компании "Уралсвязьинформ" сложились хорошие, партнерские отношения, которые мы намерены в дальнейшем сохранить". О дружбе по трезвому расчету с "большой тройкой" говорят и в "Сибирьтелекоме": "В случае, если инициативы антимонопольных органов не будут результативными, у компании есть возможности для повышения цен в рамках взаимодействия с операторами "большой тройки".

"Мы постарались оставить цены на прежнем уровне после перехода на новую систему, - продолжает Юлия Царегородцева,У нас более четырех млн абонентов, мы являемся безусловным лидером в своем регионе. Для нас не столько важны сверхприбыли, сколько лояльность клиентской базы".

Действительно, региональные компании и рады бы не поднимать тарифы, однако во многом продолжают зависеть от внешних факторов, в том числе и ценовой политики тройки крупнейших компаний. Те же, в свою очередь, явно не собираются проигрывать нынешнее дело и терять часть, притом не малую, своих доходов. Был сговор или нет – собственно, не в этом дело. Даже если "большая тройка" будет действовать независимо и параллельно, интересы ее членов все равно будут совпадать. И направлены они будут, скорей всего, как раз против местных региональных компаний.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС