25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Экономика В России

В штопоре

Накануне глава российского правительства Владимир Путин отправил в отставку руководителя Росавиации Евгения Бачурина. И в этот же день Президент России Дмитрий Медведев в очередной раз пенял правительству, ФАС, правоохранительным органам, на ситуацию в российской гражданской авиации. В выражениях уже давно никто не стесняется – Медведев так прямо и сказал – "ситуация безобразная". Однако думается, что "безобразная" – это самое мягкое определение. Объясним для тех, кто мыслит образно – происходящее можно сравнить с посадкой слона в самолет, к примеру, Ту-154. Вы представляете слона в самолете Ту-154? Тем не менее, он туда залез, и, похоже, вознамерился и так уже отживающий свой срок самолет окончательно доломать. Но еще более печальное сравнение для тех, кто следит за новостями. Вы видели, как уничтожали, распиливали, сминали все тот же Ту-154 – без преувеличения – символ славной советской, да и (чего уж там!) российской гражданской авиации – на ВВЦ? Так вот, с нашей гражданской авиацией, похоже, происходит то же самое. Объясним для всех – российская гражданская авиация сейчас в штопоре.

Справка: Штопор в авиации — особый, критический режим полета самолета, заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трех его осей. При этом самолет переходит на режим самовращения. Эффективность управляющих плоскостей при штопоре падает, а быстрое вращение может привести к дезориентации пилота, что затрудняет выход из штопора. Существенное падение подъемной силы приводит к быстрому снижению и потере высоты, что представляет значительную опасность, особенно на малых высотах полета. Все это требует от пилота умения избегать сваливания (если нет цели выполнить штопор преднамеренно), распознавать предвестники сваливания и штопора (тряска, сигнал АУАСП и т. п.) и, при возникновении штопора, выводить из него самолет на безопасной высоте. Существует несколько методов вывода самолета из штопора, в зависимости от модели самолета и от типа штопора. Общий принцип всех методов: остановить вращение, увеличить скорость, восстановить эффективность рулей, прекратить срыв потока на обоих крыльях, переведя аппарат в нормальный полёт со снижением и набором скорости.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Начнем с властей. Точнее, с Бачурина. В 2008 г., после развала и уже фактического банкротства альянса AirUnion, после невнятных и ничего особенного не давших в результате дел ФАС в отношении нефтяных компаний, чудовищно завышающих цены на авиакеросин (к слову, в день написания этого материала мировые цены на нефть упали ниже $70 за баррель, при этом цены на авиатопливо – на прежнем уровне), после "крика отчаяния" (иначе и не назовешь) с письмами и заявлениями о "прессинге" и притеснениях начальства, которые делал сам Бачурин, и, наконец, после слов генерального прокурора РФ Юрия Чайки "вместо того, чтобы организовывать работу с авиакомпаниями, которым сегодня предъявляются претензии в связи с массовыми задержками рейсов, он фактически ее провалил" (естественно, про Бачурина) глава Росавиации уволен. Проработал год. Как считают некоторые, лоббировал интересы "Аэрофлота", в котором раньше и работал.

Теперь место Бачурина займет уже бывший глава Ространснадзора Геннадий Курзенков. Из федерального агентства сразу же раздались восторженные возгласы, мол, теперь-то нами будет руководить человек военный, наведет порядок, а то бардак творится. "Курзенкова многие знают давно, человек он суровый, военный, - цитирует "Комсомольская правда" источник в Росавиации. - Был даже командиром эскадрильи в свое время. То есть теперь сапоги у всех всегда будут начищены. Будем надеяться, что и внутренний бардак тоже прекратится".

Справка: Геннадий Курзенков родился октября 1955 г. в поселке В. Кутум Лукояновского района Горьковской области. В 1978 г. окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков, в 1989 г. - Военно-воздушную академию им Ю. А. Гагарина, а в 2001 г. - Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.
Последнее место службы в ВС - заместитель начальника Военной - воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. Воинское звание — генерал-лейтенант. Имеет специальности командная авиационная и военное и государственное управление. Ему присвоена квалификация летчик-инженер, офицер с высшим военно-специальным образованием.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RUНо давайте вместо столь заманчивого крика "и поделом!" лучше обратимся к истории. Что было в 2007 г., когда Бачурина назначали? Правильно, были точно такие же слова, только в адрес Александра Юрчика. Юрчика "сняли" понятно за что – вспомните череду страшных авиакатастроф - по данным Межгосударственного авиационного комитета, 2006 г. побил рекорд по числу погибших в авиакатастрофах за последние 10 лет. Взорвавшийся в Иркутске Аirbus A310 "Сибири", упавший под Донецком Ту-154 "Пулково" и крушения нескольких небольших частных самолетов унесли жизни 318 человек. А в марте при посадке в Самаре разбился самолет "ЮТэйр", погибли шесть человек. И, конечно, сравнивать те же задержки рейсов, пусть и многодневные, со смертями человеческими нельзя.

Однако авиакатастрофы, по каким бы причинам они не происходили, являются четким показателем наступающего кризиса отрасли. Ошибка пилотов? А вы посмотрите, сколько часов и на чем, и в каких количествах учатся сейчас курсанты летных училищ! Техническая неисправность? Ну, тут и пояснять не нужно – советско-российский парк стареет, "иномарки" закупаются в большинстве своем далеко не первой свежести, эксплуатируются хорошо, если не круглосуточно (а иначе не окупятся). Да, нам показали красивый и перспективный SuperJet-100, но это не панацея, не спасение, не выход из кризиса.

Один начальник сменил другого, развалился AirUnion, возникли проблемы у некоторых других компаний. Росавиация возымела странную привычку – грозить отзывом свидетельства летного эксплуатанта, если у компании появляются долги. А как, скажите, они не появятся при нынешних Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU обстоятельствах? Когда топливо дорожает уже вопреки всякой логике, мировой кризис подкрадывается все ближе (да что уж там – кризис уже здесь, и что будет, например, с чартерной программой этой зимой и следующим летом - большой вопрос). Когда ремонтировать самолеты иностранного производства перевозчикам приходится за границей (что влетает в копеечку), когда купить новый самолет – это очень, очень тяжелая нагрузка, в том числе и из-за высоких ввозных пошлин. Мы очень много возмущаемся политикой экономических властей за весомый экономический вклад (в прямом и переносном смысле) в американскую обращающуюся экономику, но забываем сказать о том, куда надо было направить эти деньги. А надо было направить на спасение авиации.

Когда мы ругаем авиакомпании, мы, к сожалению, забываем две очень важные вещи. Во-первых, авиационный рынок – это высококонкурентная среда, это вам не РЖД, где хочешь ты ехать с монополистом, не хочешь – все равно поедешь, потому что альтернативны рельсов в стране нет. А вот если у авиакомпании "слетают" рейсы на каком-то направлении, на него могут прийти и другие перевозчики. И по идее, в благоприятной экономической обстановке цены на авиабилеты будут снижаться, а количество направлений будет увеличиваться. То, что сейчас происходит в авиации, можно называть как угодно: жестами доброй воли конкурентов (например, когда одна авиакомпания одалживает другой авиатопливо), волевыми решениями государства (когда компании кредитуют под госгарантии), но никак не нормальной конкурентной средой.

карта россии | ФотоВо-вторых, и, это самое главное, мы забываем, что Россия – очень, очень большая страна, и без авиации она просто развалится, кто бы тут что не говорил и как бы не успокаивал. Без тех маленьких компаний, что перевозят по 10-20 человек в сутки, без малой авиации, без северной авиации, работающей в сложнейших условиях. Без рейсов в Норильск и на Сахалин, без возможности с Дальнего Востока добраться до Москвы, без минимальных тарифов для социально незащищенных слоев населения очень скоро мы просто потеряем и Дальний Восток, и Сибирь. Только не надо говорить про паникерство – сейчас такое время, когда высокопарные и пространные фразы превращаются в реальные перспективы. У советского воздушного флота большой запас прочности, но он заканчивается. Заканчивается, слышите?

В одном из интервью Накануне.RU один из ведущих российских экспертов в области гражданской авиации, президент фонда "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов как-то сказал: "На макроуровне самые тяжелые последствия таких процессов лягут на плечи населения – пассажиров. Сейчас для жителей Дальнего Востока и Сибири воздушный транспорт настолько недоступен, настолько дороги авиабилеты по отношению к заработной плате, что уже выросло целое поколение людей, которые ни разу в своей жизни не были в столице своей Родины. Купить билеты для всей семьи и полететь в Москву для них нереально. И таких людей большинство – 95%. А это уже вопрос национальной безопасности, потому что воздушный транспорт обеспечивает связь нашей страны, ее крепость и единство. И эта изоляция собственных граждан в своих регионах ни к чему хорошему не приведет. Низкая доступность воздушного транспорта для населения (кстати, самая низкая доступность в мире!) играет на руку "обезлюживанию", вымиранию сибирского и дальневосточного пространства России. Там и так уже, как говорят моряки, ситуация ниже ватерлинии. Пространство продолжает "обезлюживаться", а ведь все основные стратегические запасы сырья находятся именно в Сибири и на Дальнем Востоке. Прибавьте к этому сокращение 1000 аэропортов". В общем, тут и добавить нечего – разве что глянуть на несчастных, по 10 дней сидящих в аэропорту с грудными детьми.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RUВспомните, какими радужными были перспективы, как красиво говорили о будущем российской гражданской авиации еще год назад: создание ОАК, проекты "Сухого" и т.д. Реалисты еще тогда говорили – времени на раскачку совсем мало. И вот оно истекло. Гражданская авиация России – в крутом пике. Выбраться их него "бескровно", уже не получилось – посмотрите телевизор – очередная компания "на этот раз – "ИнтерАвиа") на последнем издыхании. Надо признаться самим себе – кризис уже наступил – и начать из него выбираться. Восстановление отрасли – ни чуть не менее важно, чем перевооружение российской армии или гарантированная защищенность от дефолта.

Вот посмотрите на карту направлений, по которым летают российские авиакомпании. Тоненькие линии, которые как паутинка опутывают (пока еще опутывают) нашу страну. Эта тонкая "паутинка", сплетенная еще в советские времена, то и дело рвется, то и дело появляются "дыры". Но она все еще жива, все еще "пульсирует", живет. И никакой поезд, никакой вездеход и танк вас не довезет туда, куда могут долететь наши самолеты. И все еще учатся в училищах молодые люди, готовые летать даже сверх положенных в неделю часов, если будет нужно.
И было бы очень печально потерять это все из-за неразумной политики, из-за бардака, который творится в авиационной власти, из-за медленной раскачки и чьих-то корыстных интересов, из-за абсурдных цен нефтяных компаний, руководители которых, конечно же, летают на собственных частных самолетах (но вот как будут добираться до скважин нефтяники – большой вопрос). Российской гражданской авиации не нужен "слон" на борту в качестве пассажира, который сам не знает, куда хочет лететь. Ей нужен экипаж, который покажет высший пилотаж, а еще нужны "стюардессы", которые успокоят тех, кто уже, наверное, отчаялся дождаться посадки на свой рейс до Норильска, Южно-Сахалинска, Магадана, которые будут "надежные, как весь гражданский флот".

А вместо заключения еще одна цитата из уже упомянутого интервью с Олегом Смирновым: "В авиации, как и в любой другой отрасли, есть основные моменты, без которых не обойтись: во-первых, безопасность полетов; во-вторых, организация летной работы: обучение летчиков, тренировки, проверки; в-третьих, обеспечение летной годности воздушных судов; в-четвертых, управление воздушным движением. И у нас нет сейчас единого органа, который бы объединял все эти фундаментальные понятия отрасли. Более того, вопросами организации летной работы, поддержанием летной годности самолетов вообще никто не занимается! Такого и нарочно не придумаешь. А самое страшное, что от этой структуры, которая сейчас существует, веет опасностью. Вот что страшно. Эту мысль разделяют все: от рядового командира корабля до руководителей авиационных структур.

Нас всех удивляет такое положение дел. Ведь есть очень сложные вопросы. Например, восстановление авиастроения. Его 20 лет разрушали, и теперь столько же придется восстанавливать. Все это требует огромных капиталовложений, строительства и т.д. Но решение структурного вопроса ничего такого не требует. Для этого достаточно одного листа бумаги, на котором будет написан приказ о создании единого правомочного органа регулирования гражданской авиации. И удивительно, что этот шаг, не требующий никаких затрат, до сих пор не сделан".
 

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Фото:ivant.blogi.ru

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС