30 Мая 2024
search

Мертвый Пригожин победил живого Шойгу

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Экономика В России

Не до шестидневок: из-за ситуации с зерном машиностроители ждут сокращения рабочей недели

Для производителей сельхозтехники наступили тяжелые времена

В России широкий резонанс вызвало предложение о введении шестидневной рабочей недели, с которым выступила некая организация "бизнес-патриотизма" "Аванти". Там считают, что именно так стране удастся достичь технологического прорыва. Однако ряд предприятий гражданского реального сектора в это время задумываются о четырехдневке, и не ради красивого эксперимента, о котором когда-то мечтал Дмитрий Медведев, а вынужденно, из-за падения объемов производства. Козырять словом "патриотизм" сейчас модно, но как только доходит до дела, так часто у властей патриотизм и рядом не стоял, особенно если речь идет про экономику и конкурентное положение отечественного производителя.

Сельхозмашиностроение — высокотехнологичная и динамично развивавшаяся в последние годы отрасль, испытывает серьезные проблемы на фоне постоянного продления "зерновой сделки". По итогам 2022 года, при рекордном урожае, в стране было произведено на 23% меньше комбайнов и на 1% меньше тракторов, чем годом ранее, а за первые два месяца 2023-го производство начало падать уже в денежном выражении — на 11%. Заводы по производству сельхозтехники в первую очередь зависят от аграриев, а те столкнулись со снижением доходов из-за низких цен на сельхозпродукцию, экспортных пошлин и роста затрат на семена, удобрения, перевозки.

Коллаж, посевная кампания(2023)|Фото: Накануне.RU

Алексей Барбалат, гендиректор АО "Ногинский завод топливной аппаратуры" и член ассоциации "Росспецмаш", отмечает, что в 2022 году поставки его предприятия в дальнее зарубежье прекратились полностью — не только в европейские страны, но и во все остальные из-за приостановки расчетов, так выпало порядка 10% объемов; внутренний же рынок начал сильно падать с лета прошлого года и к осени был практически близок к нулю. Производители двигателей резко уменьшают объемы из-за сокращения выпуска тракторов.

"Ситуация очень сложная. Мы вынуждены были 1-15 мая отправить рабочих в отпуск и думаем, что делать дальше. В июле-августе будет корпоративный отпуск, но все равно прогнозируемые объемы производства не позволят обеспечить полную загрузку, поэтому, возможно, придется [в июне] переходить на четырехдневку", — говорит он.

На предприятии работают 450 человек, в вынужденный отпуск в мае ушли 350 сотрудников — все те, кто заняты в производстве.

По его словам, критическая ситуация сложилась почти по всей отрасли, и если раньше сельхозмашиностроение было в числе передовых, то сегодня выхода из застоя не видно. Главных причин можно выделить две.

  • 1. Ситуация с зерном. В прошлом году для России оказался заблокирован экспорт 50 млн т зерна, невостребованных на внутреннем рынке, из общего рекордного урожая в 150 млн. Условиями "зерновой сделки" с нашей стороны значилась разблокировка экспорта, но "партнеры" каждый раз нас обманывали. Государство могло бы помочь в решении проблемы закупками в интервенционный фонд, но эти объемы составили лишь символические 3 млн т, которые на рынок никак не повлияли. Так что красивые рапорты об урожаях сейчас лакируют огромную проблему: цены на зерно для сельхозпроизводителей резко упали (речь не про цены на хлеб в магазинах), и это не позволяет предприятиям АПК не то что обновляться и развиваться, а даже прокормить себя. Поэтому страдают все смежные заводы "по цепочке".

  • 2. Еще один фактор — наша дружба с Китаем, которая перерастает во вседозволенность работы китайских продавцов спецтехники и комплектующих на российском рынке. К нам хлынул поток не просто китайской продукции, но продукции по низкой цене и низкого качества. А конкурировать с Китаем российские предприятия не могут, потому что у КНР есть эффект масштаба, когда Поднебесная производит миллионы и миллиарды единиц техники против наших тысяч и десятков тысяч. Такой эффект позволяет буквально "укатывать" отечественные компании.

Сварщик "Уралвагонзавода"(2022)|Фото: Накануне.RU

Поэтому пора понять, что бизнес-патриотизм — это в первую очередь протекционизм, а не прокукарекать про шестидневку, и там хоть не рассветай. Без протекционизма не будет ни реальной загрузки предприятий, ни технологического суверенитета, о чем столько разговоров. Уже сейчас плачевные последствия видны для многих заводов целой отрасли сельхозмашиностроения и занятых на них рабочих, более того, сводится на нет вся господдержка, которая имела место в предыдущие периоды, говорит Алексей Барбалат. Программы поддержки прописывали обязательства по объемам выпуска и реализации продукции, для выполнения этих обязательств нужен рынок, а он тает, несмотря на рекордные урожаи и расцветающий лишь на словах, а не на деле, экономический патриотизм.

Источник: "МЭФ. Экономика для людей"


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС