23 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Павел Салин: Предвыборная кампания в Госдуму будет полна пряников

Судя по всему, предвыборная кампания в Госдуму уже начинается, и многие "плюшки" власти – заблаговременная подготовка к ней. Один пряник население может почувствовать уже совсем скоро – майские праздники с 1 по 10 число. Другие решили отложить поближе к голосованию – например, победу над коронавирусом и отмену ограничений, о чем мог объявить Путин в послании в апреле, однако теперь это анонсируют на осень. Но главное в этом наборе пряников не сам набор, а то, как он будет реализован и какие цели преследует – об этом Накануне.RU рассказал политолог Павел Салин:

– Власть задумала кумулятивную стратегию, она будет подкидывать населению какие-то не очень большие с точки зрения материальных затрат пряники, потому что на большие пряники морально не готова. Те, кто готовят решения, понимают, что у них сейчас последний шанс, последние месяцы, чтобы подзаработать деньжат, поэтому большую часть денег, которыми они распоряжаются, они так или иначе хотят оставить под своим контролем. И поэтому пряники, которые перепадут электорату, в отличие от ситуации примерно 10-летней давности, если взять "майские указы", будут гораздо суше.

Те меры, которые обнародованы в послании президента в апреле, реализованы будут как раз в июле-августе, ближе к думским выборам. И потихоньку будут какие-то еще авансы даваться. Но следует понимать, что затраты для бюджета для этих пряников должны быть не совсем минимальными – понятно, что на думские выборы минимальных не хватит, – но и не очень большими.

Что касается конкретно дополнительных выходных в майские праздники – тут есть несколько причин. Это отличительная черта Владимира Путина – он любит, когда одно действие решает сразу несколько задач, и основная задача, конечно, это предвыборный ангажемент населения. Что самое главное – это делается не за счет власти. Тут ситуация в несколько видоизмененном виде повторяет ситуацию годичной давности, которую сравнивали с человеком, который входит в бар и говорит: "Всех угощаю за счет заведения".

В принципе эти дополнительные выходные бюджетникам, конечно, будет оплачивать бюджет, и доля бюджетников в экономике велика, но она все-таки не доминирующая, а большую часть рабочей силы в экономике составляют представители бизнеса, причем на местах зачастую это малый и средний бизнес, который находится в "серой зоне", по разным данным это 15-30 млн рабочих рук. И эти выходные будут компенсироваться либо за счет бизнеса, либо собственники будут вынуждены выступать в роли "злых следователей" и эти выходные у работников изымать. И власть тут как раз реализует задачу – предвыборный пряник среднего размера, но с другой стороны, во многом не за ее счет. Формула этого пряника оптимальна для власти.

Но дело в том, что если бы задача стояла только в предвыборном ангажементе, то не факт, что на это пошли бы, потому что ясно, что к сентябрю это во многом уже забудется. Если бы речь шла о 1-10 сентября, тогда другое дело. Поэтому власть здесь решает еще одну задачу – нужно понимать, что решение было принято после акций протеста 21 числа, которые продемонстрировали не очень приятную, неясную динамику. Да, все было не так масштабно и остро, как в январе, но тем не менее, какая дальше будет динамика, никто не понимает ни в оппозиции, ни во власти. Поэтому еще одна из причин – власть рассчитывает, что "горючий материал" в крупных городах, потенциальная база протеста во многом разъедется на долгие выходные за пределы этих городов.

Другой вопрос – будет ли использоваться победа над коронавирусом как потенциальный пряник на выборах. Проблема власти в том, что она сейчас не может придумать таких оглушительно успешных шагов, она все-таки рассчитывает и в силу своего менталитета, и в силу происходящих процессов, что оглушительные выстрелы избирательной кампании все-таки придут по внешнеполитической линии. Там рассчитывают на заготовку со стороны Лукашенко, который все оттягивает дату объявления слияния России и Белоруссии, в очередной раз отложил, вроде бы, на май, а теперь говорит, что они с Путиным только в июне встретятся.

Следует также понимать, что призма, через которую власть смотрит на ситуацию, и призма населения отличаются. Население во многом смотрит через социально-экономическую призму, а власть через геополитическую. Хотя понимает, что социально-экономические аспекты тоже важны. Поэтому что касается коронавируса, то здесь это тоже не станет таким сильным выстрелом в кампании по двум причинам: во-первых, население устало бояться, не так остро воспринимает ситуацию. Вот если бы прошлым летом-осенью объявили о победе, это принесло бы власти гораздо больше дивидендов. Сейчас люди устают бояться, и внимание смещается. Во-вторых, уже летом должен наступить естественный спад, и этот естественный спад тоже придется на начало, на первую половину лета, и во многом к сентябрю эффект от этого выдохнется.

Эту тему тоже будут педалировать, но она не станет "фишкой" кампании. А дальше, наверное, будут еще какие-то пряники в течение лета, но нужно понимать, каким образом в этом будет задействована "Единая Россия", потому что чем ближе выборы, тем больше власть будет выпячивать роль "Единой России". И как это все будет сочетаться – вопрос открытый. Но это, наверное, все будет приниматься "с колес".


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС