25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Политика В России

Конституционная реформа не добавила доверия

Власть спешно выбирает даты "всенародного опроса" по изменению Конституции, в кабинетах озвучиваются различные варианты – то 12 апреля, то 22, для которого даже планируется выделить специальный выходной день. Из-за такой поспешности голосование, вероятнее всего, пройдёт не в формате референдума, требующего соблюдения многочисленных формальностей, вместе с тем, оно превращается фактически в опрос о доверии лично главе государства и его курсу. Однако вот незадача – в это время рейтинг доверия президенту продолжает снижаться.

Согласно последним опросам, только 35% доверяют в настоящее время президенту России Владимиру Путину. По сравнению с сентябрем 2019 года рейтинг главы государства снизился на 4 процентных пункта, выяснили социологи "Левада-центра". В ноябре 2017 года рейтинг доверия Путину составлял 59%. Таким образом, за два года, когда власть начала целый ряд непопулярных реформ, он упал на 24 п. п. – почти в два раза.

В то же время с сентября 2019 года выросло доверие министру обороны Сергею Шойгу – с 13 до 19% и министру иностранных дел Сергею Лаврову - с 14 до 17%. Доверие экс-премьеру Дмитрию Медведеву снизилось с 9 до 5%. А новому премьер-министру Михаилу Мишустину пока доверяют лишь 3% россиян, не доверяют – 4%.

Таким образом, стремительное редактирование Основного закона происходит в условиях падения рейтинга власти, и как выяснилось, его не смогли существенно укрепить даже многочисленные "социальные" обещания в президентском послании, которые сейчас закрепляются не только в виде указов и законов, но и в самом тексте Конституции, как, например, обязательство проводить индексацию пенсий.

Координатор "Левого фронта" Сергей Удальцов считает сложившуюся ситуацию с падающими рейтингами власти удобной для оппозиции. "Уровень доверия Владимиру Путину за два года снизился почти в два раза. На этом фоне всенародное голосование по Конституции может стать для Кремля очень проблемным", – отмечает он.

Спешную подготовку поправок левый политик назвал "совершенно сырой историей", которая делается явно на ходу. По его словам, касательно причин спешки есть разные версии, начиная от возможной болезни главы государства, заканчивая даже конспирологическими теориями, но факт остаётся фактом.

"Может, они и протащат эти поправки, но в глазах значительной части населения это будет выглядеть неубедительным, нелигитимным и дальше будут накапливаться проблемы, и вместо транзита власти могут начаться обратные процессы", – предположил координатор "Левого фронта".

По его словам, на этом фоне оппозиция должна выработать единую тактику – бойкот или голосование против. Но какой бы она ни была, это будет понижать результаты, нужные Кремлю.

"Вариант бойкота выглядит предпочтительнее, поскольку агитацию против поправок может использовать власть, чтобы обвинить оппозицию в выступлении против интересов пенсионеров, детей и т.д. Бойкот – более выверенная позиция, в таком случае речь идёт о том, что раз власть не проведёт референдум по закону, значит, это фарс, это спектакль. Чтобы не легитимизировать этот процесс, оппозиция может просто поставить наблюдателей, которые проконтролируют явку", – считает он.

"Если начнутся фальсификации, будут пририсовывать, натягивать явку, мы же организуем наблюдение – и это может стать катализатором серьёзной волны недовольства", – полагает координатор "Левого фронта".

Пока оппозиция продолжает борьбу за то, чтобы поправки вносились именно в порядке референдума. Этому, как уже писало Накануне.RU, будет посвящён предстоящий 15 февраля митинг непарламентских сил на Суворовской площади в Москве.

Вместе с тем, как считает политолог Павел Салин, власть вполне сможет провести голосование по поправкам, невзирая на публикуемые показатели рейтинга президента, и даже добиться одобрения на уровне 80-90%. Скорее всего, Кремль в агитации сделает основной упор именно на социальную часть поправок, которая для этого и готовилась.

"С юридической и экономической точки зрения это бессмысленно, потому что часть этих норм уже содержится в законодательстве, и какая разница, в законах это содержится или в Конституции. А то, что не содержится, можно внести без помпы. Но такие поправки могут поддержать не 35%, а 80%-90% проголосовавших", – отметил эксперт в беседе с Накануне.RU.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС