20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

ГУПы приказали долго жить?

10 декабря во втором чтении Госдума рассмотрит законопроект, предусматривающий ликвидацию ГУПов и МУПов, нижняя палата парламента не знает, что делать с законом о ликвидации унитарных предприятий, за который проголосовала год назад, но документ, видимо, все-таки "протащат", даже вопреки позиции спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко.

Немного предыстории: в декабре 2018 года в Госдуме рассматривался законопроект, подготовленный в недрах Федеральной антимонопольной службы (ФАС), который предполагал существенное реформирование сложившейся в регионах хозяйственной и коммерческой практики. Дело касалось, если коротко, прямого запрета для региональных властей на создание новых унитарных предприятий (в форме государственных, ГУП, и в виде муниципальных – МУП), а также поэтапный процесс ликвидации таких предприятий. С четко обозначенными сроками и планами ликвидации. Позиция ФАС и его главы Игоря Артемьева была изложена в пояснениях к законопроекту довольно ясно – и ГУПы, и МУПы на местах, во-первых, работают зачастую на высококонкурентных рынках, но работают в статусе особых агентов местной власти, имеют различные преференции и льготы. Во-вторых, и это, конечно же, ни для кого не является секретом, зачастую ГУПы-МУПы являются рассадником коррупции, про эффективность использования переданного им имущества и активов государством говорить вообще не приходится.

К тому же, если посмотреть в региональном разрезе, то можно обнаружить по-настоящему удивительную картину. Деятельность отдельных унитарных предприятий давно превратилась для некоторых губернаторов и мэров в своеобразный "кошелек" и платформу для распила и освоения бюджетных средств, из ближайших примеров такого рода можно назвать, например, дорожное строительство в Челябинской области. Результатом проверки освоения денег в этой сфере стало уголовное дело в отношении губернатора Михаила Юревича (губернатор в 2010-2014 гг.) и странная ситуация с возбуждением "уголовки" и моментальной отменой постановления в отношении преемника Юревича Бориса Дубровского.

И дело, конечно, не в географии или конкретных персоналиях, скандалы, уголовные дела, неэффективная работа ГУПов-МУПов – при желании можно просто навскидку вспомнить еще два десятка подобных примеров – дело в самой сложившейся порочной практике. Вот её-то, практику эту, и предложили поломать в ФАС, оставив минимальное количество унитарных предприятий для деятельности в очень узком сегменте. Скажем, ГУПы было предложено оставить Министерству обороны, госкорпорации "Росатом", даже ФСБ, в некоторых других особых случаях. Все остальное предлагалось пустить под нож.

Несколько цифр: в пояснительной записке, подготовленной в недрах ФАС к первому чтению законопроекта, указывалось, что к 2018 году на территории России было создано и работало порядка 16,8 тыс. предприятий в виде ГУП и МУП. При этом их количество за пять лет – с 2013 года – возросло на 49%.

На все унитарные предприятия в стране в год тратится 1 млрд руб., отдача от них для учредителей, то есть органов госвласти, всего около 900 млн. Эти цифры и данные озвучил заместитель руководителя ФАС Сергей Пузыревский, цитируем по выступлению, опубликованному в газете "Солидарность" всероссийского профсоюзного органа.

От себя добавим, что, видимо, это очень и очень неполные цифры затрат на содержание и деятельность "унитарок"…

В распоряжение ГУПов-МУПов передано имущество (по закону, госимущество не передается в собственность, но руководители предприятий получают право им распоряжаться) на десятки или даже сотни миллионов рублей, штаты предприятий укомплектованы, люди получают зарплату, руководители таких контор, мягко говоря, не бедствуют и, в общем, ни в чем себе не отказывают за бюджетные средства.

Именно эту странную для рыночных отношений ситуацию и предложил устранить ФАС и лично Артемьев.

Но еще даже не прошедший второго, самого важного чтения в Госдуме законопроект вдруг вызвал резкую отповедь спикера верхней палаты российского парламента Валентины Матвиенко. Спикер категорически заявила, что, если депутаты Госдумы попробуют принять законопроект в таком виде, то он будет немедленно заблокирован для принятия в Совете Федерации.

Год назад Матвиенко назвала предложенный текст законопроекта, цитируем, "антиконституционным". По мнению Матвиенко, закон в изначальном виде нарушает принцип распределения полномочий, федеральным, мол, законом, вмешиваются (пока – пытаются вмешаться, – прим.) в деятельность региональных и муниципальных властей.

В принципе, эту резкую реакцию Матвиенко можно объяснить наличием мощного регионального лобби по поводу предложенной ФАС реформы. Перед первым чтением законопроект "спустили" по инстанции вниз, в региональные парламенты субъектов, а там, разумеется, некоторые увидели в тексте закона прямую опасность для себя. И близких компаний в части как раз освоения бюджетных средств. Соответственно, консолидированное мнение регионов, которое вернулось в Совет Федерации – ни в коем случае нельзя принимать законопроект в предложенном варианте ФАС!

И Матвиенко, в целом и общем, получается, просто транслирует эту простую мысль, критикуя законопроект и настаивая на каком-то ущемлении якобы прав регионов и муниципалитетов.

При этом нельзя сказать, что буквально все региональные элиты, как можно было бы подумать, выступают против этого самого законопроекта ФАС. Нет, например, осенью 2018 года тогда еще врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов признал, что количество разных ГУП и МУП на вверенной ему территории избыточно. И он, вроде бы, готов сократить количество подобного рода контор, правда, о практических шагах в этом направлении пока ничего неизвестно.

Сегодня судьба законопроекта ФАС по ликвидации ГУП и МУП находится в следующем состоянии. Процесс ликвидации унитарных предприятий отложен, внесенными поправки в закон ко второму чтению, с 2021 на 2023 гг., при этом поправки эти были внесены чиновниками Правительства. Свыше 60 поправок поступило ко второму чтению законопроекта в Госдуму из регионов.

4 декабря первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков очень осторожно высказался о возможности рассмотрения законопроекта 10 декабря, при этом сам законопроект назван "небезызвестным". Однако в повестке заседания 10 декабря вопрос значится.

С большими оговорками пояснил ситуацию депутат-"единоросс" от Курганской области Василий Шишкоедов.

"Сам я против принятия такого закона в представленном виде, есть, кстати, вполне прибыльные ГУПы и МУПы, зачем их ликвидировать и передавать в частные руки?" – пояснил нам свою позицию Шишкоедов.

При этом парламентарий специально уточнил, что голосование по законопроекту в первом чтении в прошлом году было, как выразился собеседник, "фракционным", и с учетом того, что в первом чтении закон прошел, видимо, фракция "Единая Россия" продавила его принятие. Хотя, повторимся, многие депутаты были не согласны и тогда, и тем более сейчас.

Депутат Госдумы, член профильного комитета Николай Арефьев в разговоре с нами очень негативно отозвался о планах рассмотрения законопроекта на заседании 10 декабря. Уточнив, что нужен в нынешнем виде данный законопроект прежде всего олигархам и даже некоторым депутатам, которые, цитируем, "имеют собственный бизнес, но бизнес этот записан на их родственников, то есть жен и детей".

"Я и год назад выступал против этого закона, писал даже президенту, что нельзя его принимать, и, если 10 декабря он будет рассматриваться во втором чтении, то снова выступлю против. Как и наша фракция [КПРФ]! Но, понятно, что большинство в нижней палате парламента принадлежит "Единой России", а с учетом того, что голосуют еще и члены ЛДПР и "Справедливой России", то в общем несложно предсказать, что закон будет принят", – считает Арефьев.

Он заявляет, что в нынешнем виде законопроект несёт в себе один вред и никаким образом не повлияет на развитие конкуренции в России, на чем настаивают ФАС и Правительство.

"В стране сейчас всего действует лишь около 17 тыс. таких предприятий, как ГУП и МУП. Всего 17 тыс. из более чем 7 млн различных предприятий самой разной формы собственности. Как они могут влиять на конкуренцию? В реальности на конкурентных рынках работает не более 6 тыс. ГУП и МУП, каким таким образом они сдерживают конкуренцию, на чем настаивает ФАС?" – рассуждает наш собеседник.

По его словам, есть вполне себе прибыльные предприятия с государственной или муниципальной формой участия, например, тот же киноконцерн ФГУП "Мосфильм".

"Зачем пытаться его переделать в какое-нибудь АО или еще что-нибудь? Наконец, и об этом заявили наши региональные коллеги из парламентов – а как быть с каким-нибудь предприятием на Крайнем Севере, которое работает там в монопольном режиме просто в силу обстоятельств? Какую конкуренцию ограничивает торговое предприятие близ любого стойбища, которое продает, скажем, две буханки хлеба в сутки и килограмм сахарного песку? Кто, кроме такого предприятия, будет на таких условиях работать? И вот, получается, нам предлагают ликвидировать эти предприятия? А кто придет им на смену и придет ли?" – указывает Арефьев.

Другая важная проблема – широкое распространение МУПов в сфере ЖКХ. Именно бюджетные дотации пока хоть как-то сдерживают скачкообразный рост тарифов на коммунальные услуги. В случае, если объектами инфраструктуры будут владеть частники, то свои убытки они тут же заложат в квитанции. Тем не менее, в Госдуме уже обсуждают массовое внедрение механизма концессий в этой непорстой сфере. Буквально накануне прошел круглый стол, где было отмечено, что концессия как одна из форм государственно-частного партнерства давно и успешно используется в мировой практике. "Однако если в крупных городах механизм демонстрирует определенную эффективность, то в малых – наоборот. И связано это с его несовершенством, исправить которое можно именно корректированием нормативной базы", – отметил при этом депутат от ХМАО-Югры Павел Завальный.

Да, в редакции законопроекта ко второму чтению оговариваются специальные исключения и даже при необходимости возможность создания новых таких предприятий по разрешению Правительства и президента, однако, видимо, ни у кого нет уверенности в том, что на практике это заработает так, как заявляют инициаторы. Но и в первоначальном виде документ, видимо, тоже работать не сможет – дошедший до второго чтения (если оно, конечно, состоится), он напоминает больше всего решето – с учетом поправок и предложений, а также изъятия целых норм и статей, в нынешнем виде такой текст закона будет не нужен ни ФАС, ни Правительству, и, как мы видим, он по-прежнему не поддерживается многими парламентариями.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС