10 Декабря 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Экономика В России

Атака на ГУПы: попытка номер раз, "антиконституционная"

Депутаты Госдумы в первом чтении приняли законопроект, согласно которому вводится прямой запрет на создание новых государственных и муниципальных унитарных (ГУП и МУП) предприятий. Более того, разработчик и инициатор законопроекта – Федеральная антимонопольная служба – предлагала вообще запустить процесс ликвидации уже созданных и работающих под крылом государства (в том числе часто – под присмотром региональных властей) таких предприятий, согласно мнению антимонопольщиков к 2021 году, их количество должно быть сведено до минимума. Почему первая попытка отказаться от предприятий с государственной и муниципальной собственностью потерпела фиаско – в материале Накануне.RU.

Законопроект № 554026-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты…", прошедший, напомним, первое чтение в нижней палате, имел все шансы стать "революционным". Но, видимо, не станет, потому что как сразу же заявила 12 декабря на семинаре совета законодателей спикер верхней палаты (Совета Федерации) Валентина Матвиенко, одобренный в таком виде законопроект – антиконституционен. И, соответственно, сенаторы намерены его отклонить. Кстати, оставшиеся после реформы ГУПы и МУПы, связанные, например, с сферой безопасности и обороны, должны были обрести статус неких "особых агентов".

При этом спикер Госдумы Вячеслав Володин на удивление быстро "взял под козырек" и уже отметился заявлением, что, мол, выступление Матвиенко "ко многому обязывает Госдуму". Позицию спикера Совета Федерации присутствовавшие в зале сенаторы встретили аплодисментами.

Вячеслав Володин, Валентина Матвиенко, Сергей Кириенко(2018)|Фото: council.gov.ru

Почему столь кардинально разошлись позиции ФАС в лице бессменного многолетнего руководителя службы Игоря Артемьева (который по взглядам безусловный "рыночник") и Валентины Матвиенко из СФ РФ?

Для понимания необходимо заглянуть в предлагавшиеся нормы закона и пояснительную записку. Из них следует, что на конец прошлого, 2017 года в России работало (зарегистрировано) свыше 18,5 тыс. различных компаний, имеющих форму и собственность государственных либо муниципальных предприятий. Не секрет, что подавляющая их часть из года в год, и даже десятилетиями, показывает чудовищно низкую эффективность по распоряжению и управлению имуществом. Любой журналист, работающий в органах региональной законодательной власти, без труда вспомнит отчеты контрольных органов, согласно которым, ежегодно ГУПы и МУПы ладно если выходят в "ноль". Чаще они генерируют прямые убытки для бюджета в обозначенных сферах деятельности, при том, что, повторимся, под управлением этих предприятий находится имущества на миллионы, иногда – на миллиарды рублей.

Как правило, руководители и высший персонал ГУПов и МУПов передвигаются при этом на дорогих иномарках, имеют хороший зарплатный и социальный пакет, часто возникают претензии к раздутым штатам. Нарисованная картина характерна для всех без исключения 85 регионов, а любовь к закупкам представительских машин, дорогущей мебели или еще чего-нибудь красивого, но не очень нужного, за бюджетный счет давно стала притчей во языцех.

Именно на нерыночном характере деятельности ГУПов и МУПов во всех последних публичных выступлениях настаивал и настаивает Артемьев. Более того, по мнению ФАС, проблема даже не в самом порочном характере экономической деятельности таких предприятий с неконтролируемыми тратами и бессмысленным содержанием фактически чиновников, не отвечающих ни за что, дело в том, что ГУПы и МУПы "отключают" и тормозят развитие бизнеса на местах. Контракты и конкурсы зачастую выигрываются такими предприятиями, отсекая представителей бизнеса – "чужаков", ну, и про эффективность работы было сказано выше.

При этом ФАС прямо говорит в пояснительных документах – унитарные предприятия работают на большинстве весьма и весьма конкурентных рынков, связанных с теплоснабжением, водоснабжением и водоотведением, транспортной и энергоинфраструктурой, дорожным хозяйством, госзакупками тех же лекарств.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Фактически это целая экономика, функционирующая по другим, собственным правилам (зачастую неписанным), со своим сложившимся деловым оборотом, практикой и характером. Но также ни для кого не секрет, что многие частные игроки хотели бы "прибрать к рукам" эти рынки, через различные концессионные схемы или путем прямой приватизации. Надо ли говорить, что в современных российских реалиях для населения это едва ли приведет к чему-то, кроме повышения тарифов, стоимости услуг. Например, в городах именно МУПы нередко курируют такой вопрос, как обращение с мусором, а эта отрасль должна подвергнуться масштабной реформе уже с 1 января.

И именно сейчас ФАС и часть депутатов Госдумы вознамерилась ликвидировать эту "раковую опухоль на теле экономики", однако, как видим, у ГУПов и МУПов нашлись сильные покровители. Кстати, судя по мнению наших экспертов, в вопросе ликвидации унитарных предприятий точно не стоит спешить, и вот почему.

"Все претензии к работе ГУПов и МУПов давно известны и оправданы, это так, – считает доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. – Дело в том, что ГУП и МУП как особая форма собственности и нужны, и не нужны. Я скажу, что вообще не стоило устраивать дебаты по поводу ликвидации таких предприятий в отдельные акционерные общества. Какой смысл? Ну был вчера ГУП, стало АО, от этого повысится качество управления, отдача при работе? Да нет. Зато, пошучу, бухгалтеров или руководителей нужно переучивать, а это, опять же, освоение бюджета".

Эксперт добавляет, что переформатирование или "бумажная" смена формы собственности не решает проблему "родовых" травм подобного рода предприятий в постсоветской России – низкую эффективность и коррупцию.

"Как ни назовите корабль, без парусов он не поплывет. Но вообще-то есть отдельные сферы, где должны работать только ГУПы и МУпы, повторюсь, другое дело, как они работают в этих сферах? Это вопрос отдельный и большой", – говорит Кричевский.

С идеей обязательного присутствия на рынке и работы ГУПов и МУПов солидарен и член Совета Федерации, председатель комиссии по выработке экономической стратегии Сергей Калашников. Как уточнил сенатор, имеются отдельные сферы деятельности, в которых присутствие унитарных предприятий либо государственной, либо муниципальной собственности необходимо.

"У бизнеса, как мы знаем, одна задача и цель – извлечение прибыли. Соответственно, отдает муниципалитет уборку улиц или дорог бизнесу, дальше что можно ожидать? Правильно, роста тарифов и цен. Повлиять на такие процессы государство или власть напрямую не может, а в случае с ГУПами или МУПами – может и влияет! Конечно, я согласен – есть много вопросов и претензий к работе таких предприятий, они были и есть. Но полная ликвидация – недопустима, по крайней мере, пока", – комментирует для Накануне.RU Калашников позицию сенаторов.

В Екатеринбурге прошли соревнования среди водителей грузовиков(2010)|Фото: Накануне.RU

Он также вполне справедливо замечает, что приход бизнеса в ту или иную сферу автоматически не означает повышения эффективности, роста конкуренции и тем более снижения цен. С чем, разумеется, спорить тоже сложно – примеров и в этом плане хоть отбавляй.

"Сейчас претензии в отношении ГУПов и МУПов чаще высказываются в плане соблюдения норм 44-го ФЗ о конкурсах, и там действительно присутствуют проблемы, что говорить. Ну тут как в анекдоте – либо этих отмыть, либо новых нарожать. Считаю, что нам не стоит торопиться в этом отношении, стоит навести порядок в работе государственных и муниципальных предприятий", – заявляет сенатор.

Остается добавить, что вокруг всей этой ситуации сегодня даже в регионах (где сосредоточено и работает большинство ГУПов и МУПов) нет согласия и единства. Скажем, врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов на указанном мероприятии в Совете Федерации прямо заявлял об избыточном количестве городских ГУП и МУП, а его коллеги в других регионах, наоборот, продолжают плодить такие предприятия или, как минимум, стараются не отказываться от имеющихся в пользу упомянутой возможности влияния на формирование тарифов.

Очевидно, что Артемьеву и его ФАС придется еще какое-то время терпеть казенных монополистов на рынке, раз уж в Совете Федерации заявляют о нарушении Конституции.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС