Перед ШОС и БРИКС оппозиция попробует захватить челябинские райсоветы
Уходящий год запомнится челябинцам "мусорным коллапсом" и последовавшей за ним отставкой главы города Евгения Тефтелева с повышением до вице-губернатора, двухнедельным смогом и "штурмом" мэрии 12 декабря. Эко-активистам удалось навязать свою повестку городским властям и заявить политические амбиции. В Челябинске начинается новый избирательный цикл – за год до саммитов ШОС и БРИКС горожанам предстоит избрать не только губернатора и главу города, но также районных и городских депутатов. В битву за мандаты уже включились не только парламентские партии. От исхода голосования в 170 избирательных округах будет зависеть новый состав гордумы. "Несистемщики" вполне могут быть воодушевлены успехом на выборах мундепов в Москве.
Стоит сказать, что именно Челябинск, а не столица страны, стал "пионером" в реализации реформы МСУ, когда город поделили на семь районов, которые приобрели статус самостоятельных муниципалитетов со своими органами власти, полномочиями и бюджетами. В сентябре 2014 года были проведены выборы в районные советы депутатов, а от прямых выборов в городскую думу власти отказались – теперь каждый районный совет делегирует по семь представителей в городской парламент. За прошедшее время только два города (Москва все-таки считается субъектом РФ) пошли по стопам столицы Южного Урала – Самара и Махачкала.
Да и в самом Челябинске неоднократно поднимались разговоры о том, что реформа себя не оправдала. Однако выборам в районные советы в сентябре 2019 года быть. Об этом в конце октября текущего года заявил губернатор Борис Дубровский.
"В 2019 году мы будем точно проводить выборы в районные советы Челябинска. И эта практика будет продолжена. Поэтому в следующий пятилетний период после выборов мы будем находиться в этой парадигме", – подчеркнул он.
Власть на местах хотели приблизить к населению, но на деле оказалось, что полномочия, как и деньги, остались у города.
В настоящий момент в ведении районов находятся 24 вопроса местного значения. В ноябре на выездном заседании комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Госдумы в Челябинске, где обсуждали итоги реформы МСУ, вице-спикер ЗСО Анатолий Брагин признал, что круг вопросов местного значения внутригородского района почти полностью соответствует перечню вопросов местного значения сельского поселения.
"Было бы правильным расширить для них круг вопросов местного значения до уровня городских поселений. Нужно продолжать работу по аккуратному перераспределению полномочий между городским округом и внутригородскими районами, естественно, с обеспечением их финансовыми ресурсами", – подчеркнул он.
Если посмотреть на районные бюджеты, то порядка половины расходов идет на содержание органов местного самоуправления. Да и сами бюджеты на 70% являются дотационными. В следующем году на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов планируется направить из бюджета города 348,7 млн руб., из бюджета области – 135,4 млн руб.
Например, в Центральном районе бюджет – 105,9 млн руб., из них объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности составит 77,2 млн руб. На содержание органов местного самоуправления направят 47 млн 627 тыс. Похожая ситуация и в других районах.
Председатель комитета финансов Челябинска Ирина Лукина на выездном заседании комитета Госдумы признавала, что собственных доходных источников у районов недостаточно. Одним из решений этой проблемы городские власти видят внесение поправок в федеральное законодательство, которые позволят заключать соглашения между городом и районом по типу передачи средств для осуществления части полномочий.
В рекомендациях по итогам выездного заседания отмечается, что "увеличение количества депутатов за счет создания внутригородских советов лишь формально приближает власть к населению, так как на практике районные депутаты в большинстве своем не обладают достаточными ресурсами и уровнем квалификации для того, чтобы выступить в качестве центров влияния на принятие управленческих решений", а полномочия органов местного самоуправления районов незначительны.
При этом думский комитет считает, что именно эта модель расширяет возможности участия жителей в управлении крупными городами. Он предложил распространить данную модель на другие города с численностью населения свыше 500 тыс. человек, и в первую очередь на городские округа, которые являются "ядрами" городских агломераций. В рекомендациях также содержатся предложения по совершенствованию финансовой обеспеченности районов в части целесообразности закрепления нормативов зачисления налоговых доходов в бюджеты внутригородских районов, а также по передаче местным бюджетам 1-1,5% ставки налога на прибыль организаций.
В настоящий момент неизвестно, как к таким предложениям отнесутся в Госдуме и Правительстве РФ. В самом Челябинске в 2019 году начнется новый виток развития реформы МСУ. В сентябре в городе предстоит избрать новые созывы районных советов. Борьба развернется за 170 мандатов, которым в дальнейшем предстоит формировать состав городской думы.
Участвовать в выборах в райсоветы могут как представители политических партий, так и самовыдвиженцы, и для своего выдвижения ни тем, ни другим не нужно собирать подписи избирателей. Избирательный округ включает порядка 2,5 тыс. – 5 тыс. избирателей.
Ранее спикер заксобрания Южного Урала Владимир Мякуш отмечал, что теперь практический каждый житель Челябинска может выдвинуться самостоятельно и выиграть выборы. В качестве примера он приводил бывшего представителя "Партии пенсионеров", который "прошел всех избирателей своего округа и без копейки денег, и без привлечения технологов выиграл выборы".
Учитывая, что новая избирательная кампания будет проходить на фоне роста недовольства горожан экологической ситуацией в городе и падения рейтинга "партии власти" (за два года уровень доверяющих "Единой России" "упал" более, чем в два раза – с 41,7% до 19%), все это может привести к достаточно неожиданным результатам, в том числе и к росту протестного голосования.
Уже сейчас о своем желании участвовать в выборах райсоветов заявили участники экологических движений, а несистемная оппозиция ищет "новых активных людей", чтобы закрыть все округа.
Так, челябинское отделение партии "Яблоко" объявило о наборе кандидатов на муниципальные выборы. Партия гарантирует своим кандидатам помощь в оформлении необходимых документов, полевой работе и сборе средств, юридическом сопровождении кампании. В качестве бонуса –печать общих агитационных материалов и партийные ресурсы наблюдения за выборами.
Участвовать в выборах будут и активисты челябинского штаба Алексея Навального. Руководитель штаба Борис Золотаревский в сентябре 2018 году уже выдвигался на довыборах в совет депутатов Центрального района и занял второе место, набрав 9,7% голосов избирателей. Сейчас он подал документы для участия в конкурсе на пост главы города. По мнению экспертов, целью участия в конкурсе является не столько победа, сколько повышение собственной узнаваемости накануне муниципальных выборов.
О своем участии в муниципальных выборах ранее объявило движение "Стоп-ГОК", собиравшее в последние годы крупнейшие в Челябинске митинги протеста. Как рассказал Накануне.RU лидер эко-движения Василий Московец, активисты собираются принять участие во всех выборах и конкурсах, которые будут проходить в 2019 году.
"Во-первых, завтра я буду подавать документы на конкурс на главу города. Дальше мы пойдем на выборы в райсоветы и, возможно, даже попытаемся выдвинуться на губернаторских выборах, несмотря на сложности с муниципальным фильтром. Сейчас как раз формируется вся наша коалиция, и мы стремимся, чтобы она была как можно больше, чтобы большую часть участков закрыть", – отметил он.
Для этого движение планирует создать избирательную коалицию с другими эко-активистами, но об объединении речи не идет.
Челябинцы под руководством эко-движений "штурмовали" мэрию и добились встречи с главой
"Выдвигаемся вместе, договариваемся, чтобы не было так, что на один участок три достойных человека было. Смысл в коалиции в том, чтобы договориться, кто куда пойдет, чтобы друг другу не мешать", – подчеркнул он.
Но и системная оппозиция, разумеется, не намерена стоять в стороне. КПРФ заявляет, что делает акцент на работу с молодежью – в челябинском обкоме организована работа партшколы, выпускники которой в дальнейшем, вероятно, и станут кандидатами в районные советы. В планах у коммунистов закрыть все 170 округов в Челябинске.
"Нам в Челябинске надо выдвинуть 170 кандидатов в районные депутаты, и я уже их вижу — это вы, пришедшие сегодня на митинг, люди с активной гражданской позицией. Если разделяете программу КПРФ, приходите в челябинский обком, записывайтесь в кандидаты", – призывала на декабрьском митинге партии коммунист Калининского отделения, слушатель партийной школы обкома Виктория Закирова.
Добавим, что в сентябре 2014 года КПРФ удалось получить только три мандата в районных советах, по одному мандату было у ЛДПР, "Родины" и партии "Пенсионеры за справедливость". Еще восемь мест получили самовыдвиженцы.
По раскладу политических сил ситуация складывается примерно, как в Москве в 2017 году на выборах мундепов, в итоге там оппозиция завоевала 241 мандат, большинство из которых у партии "Яблоко", еще 108 мест получили самовыдвиженцы. В результате в семи районах города от партии власти не было избрано ни одного кандидата, еще в 25 районах "ЕР" получила меньшинство. Хотя, конечно, важно помнить, что электорат в столице и городе машиностроителей и металлургов очень разный.
Политолог Александр Мельников считает, что с учетом амбициозных планов региональных и городских властей, в том числе, связанных с подготовкой Челябинска к саммитам ШОС и БРИКС, предпосылок для роста протестных настроений нет. Но здесь свои корректировки могут внести решения, принимаемые на федеральном уровне. Та же пенсионная "реформа" оказала серьезное влияние на настроение жителей во всех субъектах РФ. И такие "вещи слабо контролируется региональными властями".
В целом он не исключает, что у несистемной оппозиции и активистов есть шансы победить на выборах.
"Организационные и финансовые ресурсы для того, чтобы победить в одном из округов, требуются невеликие. Это, безусловно, увеличивает шансы для не имеющих серьезной электоральной поддержки кандидатов на победу. Мы видим, что стартовали они давно и эксплуатируют самые болевые точки, которые есть в регионе, и могут взволновать протестно настроенных избирателей, поэтому могут взять один-три мандата. О глобальной победе речи не может идти", – считает политолог.
Многое будет зависеть и от того, какой они выберут округ и какого конкурента в результате получат.
Политолог Андрей Лавров, напротив, считает, что рост протестного голосования стоит ожидать, на это повлияют пенсионная "реформа", повышение НДС и других сборов.
"Население обозлено против власти, и голосовать за власть оно не хочет. Но ждать, что оно полюбит каких-нибудь "навальнят" или "псевдоэкологов", тоже абсолютно не стоит. Шансов у них нет никаких. Но другие местные лидеры могут взять муниципальные корочки. Я бы сказал, что стоит ждать пассивного неучастия населения в данном голосовании", – отметил он.
В целом избирательная кампания 2019 года должна стать более непредсказуемой, чем это было на выборах в 2014 году, главное, чтобы "вся эта похвальная конкурентность не переросла в откровенную чернуху".
Ранее губернатор Южного Урала Борис Дубровский в ответ на критику, что районные депутаты не стали ближе к народу, ответил: "Те, кто не смог оказаться ближе к народу, наверное, не смогут переизбраться". Стоит отметить, что одновременно с выборами в районные советы будет проходить и губернаторская избирательная кампания. И Дубровский уже говорил, что хотел бы переизбраться на второй срок. Очевидно, фактор областного центра, где пришлось экстренно менять главу, а новый врио Владимир Елистратов пока откровенно не разобрался с самыми серьезными вызовами, может внести в эти планы свои коррективы.