Дмитрий Лекух – о травле Быкова за "Спящих": Ситуация абсолютно поганая
За один день режиссер Юрий Быков из кумира либеральной тусовки превратился во врага и предателя, а, возможно, и перестал быть режиссером. Для этого ему достаточно было снять комплиментарный (как показалось тусовке) сериал "Спящие" про силовиков и "оранжевый переворот" в России. Масштабная атака на нервы создателей сериала, среди которых еще и Сергей Минаев и Федор Бондарчук, привела к тому, что Юрий Быков объявил об уходе из профессии. Писатель, публицист Дмитрий Лекух считает, что травля Быкова показала всем, что именно они, либеральная тусовка, здесь власть. Его экспертное мнение – специально для Накануне.RU:
– То, что произошло с режиссером Юрием Быковым, это очень плохо, но, к сожалению, при нынешней культурной ситуации в стране абсолютно нормально. Очевидно, что "культурная власть" в России принадлежит строго определенной страте людей со строго же определенными убеждениями. Эдакая отрыжка "светлых" 90-х годов. Все живое, что противоречит эстетическим, политическим, сексуальным убеждениям данной страты, старательно выжигается и травится. Делается это любыми методами. Юрий Быков тут не исключение, а, скорее, правило. В данном случае режиссер оказался как-то нежен, но остальные-то к этому просто давно привыкли.
При этом Быков, на мой взгляд, весьма крепкий ремесленник, который сделал хороший продукт, вполне соответствующий уровню телеканала. С профессиональной точки зрения "Спящие" – неплохо снятый сериал, без претензий, кстати, на высокое искусство. Сергей Минаев, Быков и Федор Бондарчук делали конкретный продукт для конкретного канала, и с задачей, как мне кажется, справились. На роль Тарковского никто не претендовал. Поэтому очевидно, что травят их не за искусство, травят их даже не за политику, а за то, что в этом культурном слое (а любой археолог вам скажет, что слой этот, по большому счету, состоит в основном из дерьма) воспринимается как несоответствие "правильному" образу мысли.
Зато эта история четко высветила, что системные и несистемные культурные либералы принадлежат к единой прослойке. С утра они бегут на подсос к чиновникам за деньгами, вечером на эти деньги ругают государство, не трогая при этом чиновника, который денег дал. К искусству они не имеют, как правило, никакого отношения. Все они различные директора студий и прочая околохудожественная ерунда. Кстати, Минаев по бодрости характера показал в своем сценарии слишком яркую и достоверную картину их жизни, а режиссер Быков ее отснял, за это, видимо, и подвергаются травле.
Что с этим делать? Честно говоря, я не знаю. Травят ведь не только крепких ремесленников вроде Юрия Быкова, травят таких серьезных людей как Юнна Мориц (одного из последних великих русских поэтов, если не последнего), травят, как к нему ни относись (я его не очень люблю), классика русской литературы Эдуарда Лимонова. Все, что не вписывается в шаблоны представлений о прекрасном – травят. У них, как у самолета, есть система "свой-чужой". Серебренников – свой, поэтому он имеет право освоить миллиард рублей, а если что-то и украл, то нельзя его трогать, "он ведь художник"! А если кто-то не свой, то включается либо молчание, либо травля. Вот Быкова считали своим, а он по сценарию Минаева снял все как есть, и теперь он – предатель.
Ситуация абсолютно поганая, не характеризующая ни фильм, ни состояние культуры в нашей стране. Свора, которая травит Быкова, к культуре или духовности не имеет ни малейшего отношения. Это ремесленники, грантососы и пильщики бабла, среди которых иногда встречаются талантливые ребята. Но травля явно показала, что именно эта страта здесь власть, что, извините, и страну, и своих покровителей, СМИ, спецслужбы она ни во что не ставит. Причем это же среда и чиновничья в том числе, я не имею в виду политических назначенцев вроде министра Мединского, а средний уровень, всех этих директоров студий, литконсультантов. Все они показали, что в данной конкретной ситуации "они здесь власть". Просто взяли и сломали человека.