25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Тюмень в режиме "Online" - мечты или реальность?

Сейчас с трудом верится, что когда-то наши предки, комфортно расположившись родным племенем вокруг костра в сухой пещере, думали: вот оно – счастье! Или после очередных сражений уже не такие далекие родственники, окидывая  взглядом свой укреплённый замок, радовались уютному дому. Понятие удобного жилища  трансформируется со временем. Да что там каменный век - буквально лет ...дцать назад  люди безумно радовались, получив квартиру в хрущёвке. Не важно, что обязательным приложением к крошечным комнатам были встроенный "холодильник" под кухонным окном, "кондиционеры" - щели в оконных рамах и вечно пьяный слесарь дядя Вася, который, хоть и пообещал "железно придти послезавтра с десяти до трёх", почему-то не пришёл, а вода из крана так и продолжает капать...  

Так вот, в скором времени городские жители, по крайней мере, в столице Тюменской области, перестанут получать сюрпризы от родного ЖКХ. А всё потому, что любые нарушения в этой системе, включая учёт холодной и горячей воды, тепла, работу лифтов, будут определяться сразу же после поломки, ещё до того, как кому-то станет мокро или кто-то в течение нескольких часов устанет нажимать кнопку застрявшего лифта и гневно требовать "выпустите нас отсюда!".

                                                 ***

Вопрос о создании системы управления городом в режиме реального времени, накануне рассматривался на заседании координационного совета по выработке единой градостроительной и земельной политики Тюменской области. Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе губернатора, создание автоматизированной системы управления (АСУ) в первую очередь направлено на улучшение качества обслуживания горожан. Оперативно принятое управленческое решение, как считают в областном правительстве, основанное на объективной информации, поможет избежать ошибки и эффективно распорядиться как финансовыми, так  и материальными ресурсами. 

Честно говоря, когда только впервые узнала о тюменском проекте, невольно возникли ассоциации с фильмом "Комнаты страха" Дэвида Финчера.  

Но ничего страшного, как выяснилось, в этом проекте нет. И на научную фантастику это мало похоже. Это реальная жизнь многих людей – аналоги этой системы существуют во всем мире. В нашей стране – правда, только в Москве, да и то только в некоторых районах. А небольшая часть этого проекта, которая касается только работы лифтов, существует в одном из тюменских городов - Тобольске.

"По лифтам у нас уже есть программа – мы сами её создали, - поделился с Накануне.RU заместитель главы города Тобольска по ЖКХ, транспорту и связи Валерий Николаев. - У нас есть единая диспетчерская служба, и работа каждого лифта отражается  на пульте: вот он поработал, а вот – выключился.  И в результате, мы знаем, сколько электроэнергии потребляет за сутки каждый лифт, сколько ездит. И когда мы начисляем тарифы – мы знаем всю работу каждого лифта, то есть мы не из головы берём  данные. И помимо этого, сломался лифт – на пульте сию же минуту это отразилось. Выездная бригада едет, ремонтирует".

Более подробно объяснил Накануне.RU все прелести нового проекта начальник управления строительства и стройиндустрии главного управления строительства тюменской областной администрации Борис Ройтблат: "В общем-то, что этот проект подразумевает? Сломался где-то лифт – сигнал сразу поступает на единое центральное управление. Прорвало где-то трубу – то же самое. Уверенно могу сказать, что это не просто логическое развитие системы ЖКХ, это жизненная необходимость, как в скорой помощи: чем быстрее устранишь аварию, тем больше сохранишь воды, тепла, ресурсов. Всё завязано на этом. Эта система очень интересная".

Заместитель главы города Тобольска по ЖКХ, транспорту и связи также считает, что введение этой системы не только позволит быстро обнаруживать поврежденный участок, но и исключит ситуации, когда жители оплачивают мифические услуги. Да и со стороны самих жильцов изменится отношение к коммунальным услугам - ведь оплата воды, света и тепла будет производиться только по факту.

"В настоящее время плата за  тепло и  воду (электроэнергия – хотя бы счётчики стоят) рассчитывается по нормативам. Мы не знаем, сколько жителю идёт конкретно воды и тепла - норматив есть, по нему и берём. А меньше он или  больше реальной цифры использовал, мы тоже не знаем. И ещё. Когда он будет платить по факту, то сразу станет экономить - не просто лить холодную и горячую воду, а уже с учётом того, сколько счётчик накрутит. Энергоснабжающим организациям также выгодно – они будут реально знать,  сколько тепла подаётся в дом и есть ли где-то потери. Мы ведь знаем, что потерь и тепла, и воды в тепловых сетях идёт порядочно, - продолжает Валерий Николаев. - Единственно, что надо обязательно учесть, счётчики должны стоять не только в каждом доме, а конкретно, в каждой квартире – тогда будет 100% эффект. В Тобольске счётчики по воде стоят на каждом доме(по теплу-то они слишком дорогие – не ставим) . Счётчик насчитал больше, а кому предъявить? Мы лишний коэффициент должны набросить на каждого жителя. Но они же идут к нам  – "да я меньше потребляю! Я  столько не использую! Да я вообще экономлю, а мне столько насчитали!" И отсюда всякие недоразумения и жалобы. А счётчик в каждой квартире – нормально. Тут вопросов не будет: вот он счётчик, столько тебе поступило - за столько и заплати".

                                              ***

По словам заместителя губернатора Тюменской области Евгения Кулешова, рассматривалось несколько вариантов он-лайн решений. Были в том числе и весьма экзотические - один предполагал отслеживать оперативную обстановку на улицах и дорогах города с помощью спутника, второй -  запустить в небо дирижабли. Но оба варианта слишком дороги, а "картинка", получаемая от летательных аппаратов, слишком размыта. Поэтому разработчики системы остановились на варианте единой многофункциональной интерактивной телекоммуникационной сети. 

"Наша задача проложить, хотя бы начав с Тюмени, оптиковолоконную магистраль с достаточно большим запасом мощности для того, чтобы ее можно было подвести как к рабочим структурам, так и к жилым домам, - сообщил в интервью Накануне.RU Евгений Кулешов . - То, что эта магистраль необходима -  однозначно. Также я уверен и в том, что она удешевит формирование всех коммуникаций".

Успешное управление территорией в современных условиях невозможно без использования передовых информационных систем, признают тюменские чиновники. Для этого в Тюмени будет создан информационно-аналитический центр, в который будет поступать информация оперативного и справочного характера. Оптиковолоконная линия войдет в каждый дом, свяжет воедино объекты жизнеобеспечения и дома, школы, поликлиники и больницы, банки и телекомпании.

"Все это  в конце-концов должно превратить Тюмень в максимально комфортную среду обитания для граждан. При этом, сегодняшние перекосы, связанные с инженерным обеспечением,  будут решаться в рамках оперативного управления в работе системы программным путём. Чтоб слесарь дядя Вася у нас задвижки не крутил и не регулировал таким образом режимы, как во всех городах происходит, - поясняет техническую сторону проекта первый заместитель главы города Тюмени Сергей Коробов. - Везде будут электронные датчики, которые будут посылать сигналы в единый центр, там будет некая сеть диспетчерских, отвечающая каждая за свой блок. А сводная информация будет отражаться в единой точке в компактном виде. А развёрнуто, для того, чтобы проводить какие-то работы и "вмешиваться" – вот это будет разбито по направлениям. То есть такая пирамидка: есть пирамидка с одним монитором и очень плотной информацией. А ниже по слоям пошло разделение – три монитора, шесть мониторов, девять, двенадцать и т.д., каждый на своём уровне, в своём блоке. Вся информация будет записываться.

Вообще,  для того, чтобы программа нормально функционировала, необходимо ввести цикличное отслеживание ошибок, формирующихся в ходе исполнения. В формировании управленческого блока в любом случае, как и в любой программе, будут возникать ошибки, в том числе и технические: слесарь по задвижке молотком ударил, или лифт вандал вывел из строя, или светофор нам разбили камнем – ну, жизнь есть жизнь. И эта возникающая ошибка будет накладываться на нашу программу. Когда пройдёт год управления программой, то в неё компьютерщики могут ввести учёт тех сбоев и ошибок, которые накопились. И она в объёмах повторяющейся цикличности будет совершенствоваться".

Конечно, даже организаторы проекта признаются, что введение этой программы – дело очень сложное. Реконструкция одного лишь ЖКХ требует привлечения большого количества различных специалистов, причем не только привычных электриков, слесарей, сварщиков, но и компьютерщиков.

"Да, работа предстоит очень сложная. Возьмём хотя бы водопроводные трубы. Одно дело – всё  обвесить датчиками и создать правильные технические режимы для того, чтобы управлять теми же самыми задвижками – они ведь  должны двигаться электронно; необходимо установить серверные приводы – никто ведь задвижку не крутит – она закрывается ровно настолько, насколько будет подана команда на неё. Так ведь её надо купить, смонтировать и установить, чтобы она  работала, - рассказывает Сергей Коробов . - К ней надо подвести электроэнергию, подвести датчики, подключить к общей программе, а потом наладить эту самую программу, когда, считывая режимы других датчиков она сможет давать программы на управление этой задвижкой. И это мы рассмотрели только узенький фрагментик, связанный с задвижкой, но ведь потом ещё и этот комплекс, который вокруг, нужно сварить".

                                                  ***

Кстати, ЖКХ – это всего лишь одна сторона медали. Другая – может, не такая полезная, зато очень "приятная": ввод в эксплуатацию интерактивной сети значительно расширяет спектр оказываемых услуг. Улучшается качество телевизионного приема – создается возможность приема до 60 аналоговых телеканалов или до 200 цифровых. Это высокоскоростной Интернет и цифровая телефония.   

Как обещают авторы проекта, ещё одним важным моментом системы станет установка видеонаблюдения. Причем, видеокамеры расставят и в подъездах жилых домов, и по всем автодорогам. К примеру, остановивший машину инспектор ГАИ и водитель знает, что соответствующая информация в ту же минуту поступила в диспетчерскую, и значит, будет меньше поводов для злоупотреблений.

"Видеокамеры – это верх всего, чего  мы хотим:  кто-то нагадил, сломал домофон - понятно, что  его вычислят. Сидит оператор и просматривает весь город – это плохо что-ли?  Наверно, лучше посадить часть сотрудников, которые патрулируют город в диспетчерскую перед мониторами – они же ходят вслепую, пусть лучше не зря гоняют по городу, а едут на конкретный выезд. Тоже неплохо", - рассуждает заместитель главы города Тобольска по ЖКХ, транспорту и связи.

В необходимости  установки видеокамер повсеместно  уверены и в администрации города Ишима.  "Ведь в последние годы о чень много нареканий на Госавтоинспекцию и вообще на работу ОВД. Видеонаблюдение на всех автодорогах снимет и с них подозрение, и водителей заставит быть дисциплинированными", - поделился с Накануне.RU своими предположениями  первый заместитель главы администрации Сергей Вотяков. 

Представляете, наршил правила дорожного движения и автоматически, по почте, например, получил извещение об этом.  Такая система, и это подтверждает мировой опыт, сделает автомобилистов аккуратнее на дорогах, по крайней мере, в тех местах, где будут установлены видеокамеры. Ну, а на счёт взяток на дорогах...Конечно, водителю или гаишнику никакая камера не помешает "договориться"  - можно, к примеру, деньги передать вместе с правами... Но этих явлений, с усилением контроля все равно должно стать меньше. 

По словам организаторов проекта, за счёт оптимизации режима работы светофора, обеспечения "зелёной волны", задания скоростных потоков в городе нормализуется движение на дорогах, сократится число аварий и пробок.

"Началась разработка проекта, которая подразумевает создание единого информационного поля и общей сети управления основными параметрами города, как его инженерной инфраструктурой, так и функциями, связанными с обеспечением безопасности и контроля основных транспортных потоков, состояния улично-дорожной сети, большой комплекс, связанный с коммунальным хозяйством, начиная от функционирования лифтов и диспетчеризации и заканчивая тепловым режимом управления регулированием тепловых потоков, параметров и режима водопотребления с учётом пиковых нагрузок, сглаживания этих нагрузок, приведением в более оптимальный вариант функционирования существующей системы. То есть этот большой организм, который называется город, найдёт отражение в тех системах управления реального времени, которое для этого создаются и проектируются, - подвёл итог первый заместитель главы города Тюмени Сергей Коробов

                                                  ***

Проект очень дорогой. Поэтому глава области Сергей Собянин обратил внимание на необходимость участия в его реализации инвесторов. Среди заинтересованных – теле- и радиокомпании, банки, Интернет-провайдеры и связисты. Пока, правда, конкретные цифры не называются (окончательного расчёта стоимости программы ещё нет), но можно предположить, что речь идет о миллионах долларов. Как показывает практика, окупить вложения только лишь в "интеллектуализацию" здания можно за три года на одних только эксплуатационных расходах. Доля стоимости современных инженерных систем составляет 30-40% от общей стоимости всего объекта. Система управления зданием позволяет ежегодно экономить около 10-15% эксплуатационных расходов, то есть от $3 до $10 с каждого квадратного метра.  

В Тюмени с воодушевлением взялись за работу проекта управления городом в режиме реального времени. Руководители же некоторых районных администраций в области считают, что в первую очередь необходимо "залатать уже существующие дыры": улучшить системы водоснабжения, теплоснабжения, состояние домов и дорог. Пока пилотный проект будет внедряться в столице области, но на периферии уже тоже хорошо понимают его необходимость.

Как заявил Накануне.RU первый заместитель главы города Тюмени Сергей Коробов, в областном центре такая необходимость уже существует: "Я думаю, что мы доросли до этой системы, учитывая благосостояние жителей города, учитывая то, что у нас на сегодняшний день обеспеченность квадратными метрами на среднего жителя составляет 21 и за ближайших 4 года составит 25 м . кв. на человека, учитывая объём коммунальных платежей и их перспективу на ближайшие годы. Люди от количественных параметров – 100 кв. м на семью, условно говоря, переходят к параметрам качественным – красивый двор, регулярность обслуживания, вывоз мусора, работа лифта, чистый подъезд, отсутствие пробок на дорогах, удобство транспортной схемы, удачный режим функционирования и стабильный набор воды, отсутствие проблем в водоснабжении".

До конца этого года тюменские власти обещают сформировать окончательное  техническое задание и начать проектные работы. Первые шаги по внедрению системы назначены на 2006 год.    


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС