23 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Александр Пивоваров: Версия об изношенности упавшего Ту-154 кажется мне нереальной

Во вторник в Донецкой области Украины разбился самолет Ту-154. Версий, как всегда, немного: техническая неисправность и "человеческий фактор". Есть также версия о том, что в самолет, находившийся в зоне грозы, ударила молния. Однако эту версию эксперты признают маловероятной. А вот у каждой из двух первых причин есть как сторонники, так и противники. Одни считают, что на этапе полета, когда самолет находится в горизонтальном положении и на большой высоте неполадки в работе техники практически исключены. К тому же самолет относительно новый (1992 года выпуска) и прошел все необходимые осмотры перед вылетом. Сторонники "технической неисправности" ссылаются на большой опыт командира и всего экипажа, и, опять же на то, что самолет находился на большой высоте, и в случае внештатной ситуации пилоты могли бы связаться с наземными службами и проконсультироваться.

Окончательные итоги станут известны только через несколько месяцев, поле завершения всех экспертиз и расшифровки бортовых самописцев. О возможных причинах падения самолета, безопасности полетов, альтернативе самому распространенному российскому самолету в интервью Накануне.RU рассказал заместитель генерального директора летно-исследовательского института им. Громова Александр Пивоваров.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: unian.net

Вопрос: С чем связана повышенная аварийность самолетов в последнее время?

Александр Пивоваров: Последняя авиакатастрофа с участием самолета Ту-154 произошла два года назад, когда на борту захваченного самолета случился террористический акт. Непосредственно авария была с этим самолетом около четырех лет назад, и она была опять таки связана не с технической стороной, а с ошибкой пилота – при заходе на посадку была потеряна скорость. Можно так по любой марке самолета смотреть, ведь чем больше машин определенной марки, тем больше они летают, соответственно, возрастает вероятность, что именно с этими самолетами произойдет авария.

Вопрос: То есть можно говорить о том, что большинство аварий происходит по причине человеческого фактора?

Александр Пивоваров: Это давно известный факт. Всемирная статистика говорит о том, что 70% авиакатастроф и внештатных ситуаций происходит по вине людей.

Вопрос: В последнее время в аварии часто попадают самолеты иностранного производства? С чем это связано?

Александр Пивоваров: Очень сложно это оценивать. Какой самолет лучше – наш или иностранный – нельзя точно сказать.

У каждого самолета есть свои преимущества и свои недостатки. Существуют три типа требований к самолетам: российские, европейские и американские. Если самолет не соответствует этим требованиям, он просто не имеет право летать, его никто никогда не выпустит.

Чаще всего причинами аварий становится наложение нескольких факторов. Как правило, эти наложения очень трудно учесть: техническая сторона, погода, человеческий фактор – самое частое сочетание.

Вопрос: Что служит причиной поломок? Самолеты плохо проверяют перед полетом? Или просто в процессе полета происходит износ?

Александр Пивоваров: Изношенность наших самолетов – немного надуманная проблема.

У каждого самолета есть свой срок службы, который подтверждается испытаниями. Для этого существуют специальные самолеты в испытательных центрах, которые время от времени летают с максимальными нагрузками. Таким образом, испытывается ресурс самолета. Далее, есть способ, когда самолет просто разламывают и смотрят, насколько он прочен. Существует межремонтное исследование, когда проводится полная диагностика. Если замечен какой-то производственный брак, который был нанесен еще на заводе, то полеты всех машин приостанавливаются. Существует информационная система, которая прекрасно отслеживает такие факты. Если что-то недосмотрели, то направляется рекомендация всем владельцам такой модели самолета проводить более тщательный осмотр. Нужно говорить о каждом конкретном случае. А сказать, что одни самолеты аварийнее других, я не могу.

Вопрос: Ту-154 – один из самых надежных отечественных самолетов. Будет ли теперь проводится осмотр всех самолетов такого типа, и могут ли их снять с полетов до выяснения причин авиакатастрофы?

Александр Пивоваров: Ту-154 действительно самый надежный самолет отечественного авиапрома. А по конкретному случаю будет работать комиссия, которая выявит причины. Если будет хотя бы малейшее подозрение на то, что это может произойти и с другими самолетами, то по линии федеральной службы тут же дается указание на проведение осмотров и рассылается по региональным управлениям. Происходит это мгновенно – в течение дня. Более того, после осмотра все компании должны отчитаться по состоянию самолетов. Самодеятельности здесь никакой нет, квалифицированные люди осматривают самолеты и дальше уже вырабатываются рекомендации. Если в данном случае будет что-то по технике, то обязательно будет осмотр.

Вопрос: Какова вероятность того, что у данного самолета могли быть какие-то технические неполадки?

Александр Пивоваров: Это был не самый старый самолет. Есть самолеты, которые эксплуатируются уже по сорок лет, и летают значительно чаще, никому в голову не приходит, что они могут упасть из-за технических неполадок. Например, Боинг-747, который летает с 1968 года по всему миру до сих пор. А уж 1992 год выпуска для самолета - все равно что пятилетний легковой автомобиль. Никто же не выбрасывает такой автомобиль и не говорит, что он старый. И ресурс у него очень большой. Поэтому версия об изношенности самолета кажется мне нереальной.

Вопрос: Одной из вероятных причин падения Ту-154 под Донецком называются погодные условия и удар молнии. Возможна ли такая причина?

Александр Пивоваров: Трудно сказать. Но на счет технической неисправности могу констатировать, что в горизонтальном полете практически исключен такой вариант. Потому что у пилотов есть время на коррекцию полета. Сложными моментами являются взлет и посадка, во время которых и происходит большинство аварий.

Вопрос: А есть ли на сегодняшний день какая-то альтернатива Ту-154?

Александр Пивоваров: Конечно! Это самолет Ту-204. Он и создавался как альтернатива Ту-154. Это замечательный самолет, но экономическое положение не позволяет нам говорить о замене Ту-154 более современными самолетами. 204-х летает сейчас около 20. Но это, сами понимаете, капля в море. На большее не хватает средств.

Фото:
Фото: www.ifc-leasing.com

Вопрос: Существуют ли какие-то инновационные разработки систем безопасности, которые можно было бы установить на российские самолеты, которые летают сейчас, при этом повысив их безопасность?

Александр Пивоваров: В России и во всем мире существуют требования к безопасности самолетов. Есть организации, которые рекомендуют введение новых систем безопасности. И они вводятся, в том числе, и у нас, на всех наших самолетах. Поэтому нельзя сказать, что мы в чем-то здесь отстаем. Конечно, есть какие-то особенности у каждого региона. Например, в Европу нельзя летать без системы предупреждения столкновения. Поскольку интенсивность полетов там очень высокая, и у каждого летчика должна быть информация о "соседних" самолетах. А у нас пока такая система не является обязательной. Такие же требования есть и у Турции, Китая и ряда других стран. Соответственно, самолеты, которые туда летают, оборудуются системой предупреждения.

Вопрос: Могло бы создание российского авиационного холдинга решить проблемы авиапрома?

Александр Пивоваров: Да, возможно. Дело в том, что уже сейчас необходимо вести разработки следующих поколений самолетов. Потому что ресурсы существующих самолетов хотя и большие, но далеко не бесконечные. Еще десять-пятнадцать лет, и мы должны иметь новые самолеты. Пока у нас есть только Ту-204, однако необходимо создавать следующее поколение самолетов. Что и делается на Западе. У нас же все тормозится.

Екатеринбург - Жуковский


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС