24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Политика В России

Леонтьев об "иностранных агентах": Не нравятся условия труда у нас? Займитесь собой!

На этой неделе депутаты Госдумы планируют рассмотреть законопроект о некоммерческих и неправительственных организациях. Суть проекта закона в том, что НКО и НПО, обладающие зарубежным финансированием, будут получать статус "иностранных агентов" и будут обязаны регистрироваться в особом реестре Минюста. Как отмечают авторы законодательной инициативы, этот закон не ограничивает как-либо деятельность таких организаций, однако там будут проходить более жесткие финансовые проверки, а при реализации любой, связанной с политикой, деятельностью, они будут обязаны упоминать о том, что они исполняют функции "иностранных агентов".

Тем организациям и прочим "агентам", которые откажутся, в силу русской привычки, "заполнять какие-то бумажки", грозит штраф 1 млн руб. (для юридических лиц), либо тюремное заключение до 5 лет (для физических лиц).

Ряд правозащитников и оппозиционеров очень оперативно отреагировали на данный законопроект. Одна из старейших российских правозащитниц Людмила Алексеева даже на время передумала уходить из президентского Совета по правам человека, несмотря на то, что собиралась покинуть его две недели назад, не согласившись с новой процедурой его формирования. Лидер МХГ уже пообещала, что не будет регистрировать свою организацию в особом реестре Минюста и потребует от президента наложения вето на этот законопроект.

алексеева людмила михайловна председатель московской хельсинкской группы|Фото: Накануне.ru"Мы защищаем своих граждан, когда нарушаются их права. Мы не работаем в пользу иностранных государств", – заявила рассерженная гражданка США и обладатель командорского креста ордена "За заслуги перед Федеративной республикой Германия" Людмила Алексеева.

А "неутомимый проповедник демократии и свободы" Хиллари Клинтон, по слухам, уже предложила "обдумать новые способы финансирования российских НКО, которые бы не так бесили российское руководство". Тем не менее, на родине госпожи Клинтон гораздо более жесткий закон действует почти 80 лет (!) и никаким образом не мешает развитию демократии и гражданского общества.

В свою очередь, у закона об "иностранных агентах" есть и свои сторонники. Так, например, около трех месяцев назад начал работу сайт http://podkontrol.ru, на котором изложена инициатива в поддержку такого закона, под которой можно поставить подпись. За три месяца работы сайта было собрано почти 100 тыс. подписей.

Американский закон о регистрации иностранных агентов (FARA – The Foreign Agents Registration Act) действует с 1938 года. Он был принят накануне Второй мировой войны, чтобы ограничить влияние нацистской Германии на внутреннюю политику США и ослабить немецкие лоббистские возможности. Осуществлением закона занимался особый департамент при Минюсте – Отдел регистрации иностранных агентов Управления контрразведки Департамента национальной безопасности Министерства юстиции США.

В отличие от "единороссовского" законопроекта, американцы не разделяют НКО на те, которые занимаются политикой, и те, которые заняты в иных сферах – туризм, культура, экономика и т.д. А наказание, предусмотренное американским законодательством, может быть штрафом до $10 тыс., либо тюремным заключением на срок до 5 лет, либо и то и другое. Для иностранцев, нарушивших закон, предусмотрена депортация.

НКО и НПО должны в определенной мере быть под контролем государства, чтобы не было такого хаоса, как в Киргизии или на Украине, считает эксперт Накануне.RU. О международном опыте борьбы с "иностранными агентами", о том, почему одни "иностранные агенты" свободней и демократичнее других, и о том, почему нельзя отделить политику от "неполитики", рассказал Накануне.RU тележурналист, главный редактор журнала "Однако" Михаил Леонтьев.

Вопрос: На этой неделе в первом чтении в Госдуме будут рассматривать законопроект о НКО, финансируемых из-за рубежа, так называемых "иностранных агентах". На Ваш взгляд, насколько он назрел, насколько он может быть эффективным?

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Михаил Леонтьев: Вообще-то, на самом деле, это устоявшаяся международная практика, в первую очередь, американская. Там каждый, кто получает хоть копейку из иностранного фонда, обязан всю эту копейку обязательным образом оформлять и регистрироваться, как иностранный агент. Это совершенно неполитическая вещь. То есть, она, конечно, политическая внутри себя, но формально она никакого отношения к политике не имеет. Лоббисты, представляющие интересы иностранных компаний, иностранных муниципалитетов, иностранных государств, иностранных институтов и общественных организаций, обязаны в Штатах это делать автоматически, они заполняют огромное количество разных форм и никто по этому поводу не тютюкает. Я бы по этому поводу знаете что сказал – существует такая штука. Постоянно присутствует стон о том, что преследуют эти международные некоммерческие общественные организации, и стон этот – из-за рубежа. Про наших-то ладно – они все "не дают то, не дают это", а этих-то никто не просит здесь работать. Если вам не нравятся условия работы, не давайте денег. Что вы сюда лезете, какого рожна? Вы хотите помогать бедным и обездоленным неграм и пи..расам, ну, значит, плохие у нас условия для помощи, значит, они останутся без вашей помощи. Большое горе? Собой занимайтесь, ребята!

Вопрос: А почему так получается, что у них этот закон демократичный, а у нас – нет, судя по реакции наших "правозащитников"?

Михаил Леонтьев: А именно поэтому. Потому что зачастую, хотя и не всегда, но, как правило, к сожалению, деятельность неправительственных организаций, финансируемых из-за рубежа, связана с вмешательством во внутренние дела и попытками изменить, как минимум, общественное мнение, политическую систему и т.д., делая это снаружи. Вы же знаете, что концепция навязывания так называемой свободы – официальная доктрина Соединенных Штатов. Об этом действующий посол американский писал большие книжки, есть большие развернутые цитаты – они считают, что они должны продвигать то, что они называют "свободой и демократией". Как это называется на самом деле – это вопрос научной дискуссии, но они вот это называют так. Да хоть горшком назови – у них такая концепция. Для этого они используют общественные движения и тратят на них средства, в том числе, и средства своих налогоплательщиков. Но это, опять же, их дело.

Вопрос: В том же американском законе прописывается, что под категорию "иностранного агента" попадают не только акторы, занимающиеся непосредственно политикой, но и культурой, туризмом и экономикой. Нужно ли нам было бы так сферу действия закона расширить?

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Михаил Леонтьев: Там не существует никакой селекции, а у нас существует политический фильтр, который является данью некоторой политкорректности, потому что отделить политику от "неполитики" невозможно. Экология, например. Вы помните, еще на раннем этапе развития демократии на некоторых национальных окраинах были вооруженные отряды партии "Зеленых". Мы знаем прекрасно, чем занимаются все экологические организации, между прочим, все националистические народные фронты прибалтийские выросли из экологических организаций или песенных конкурсов. Так жизнь устроена. На самом деле, это нормальный закон. Я бы рекомендовал относиться к этому спокойно. А вообще, ситуация с НКО в России более или менее внятная. У нас не Украина и не Киргизия, где они практически орудуют, как хотят. Все-таки в силу профессионализма нашего нынешнего государственного лидера и его навыков профессиональных, не полностью утраченных, он понимает, как эта штука работает. Они, в общем, находятся под контролем.

Вопрос: Некоторые эксперты считают, что для того, чтобы ограничить влияние из-за рубежа, надо просто запретить финансирование НКО, а не ограничиваться таким законом об иностранных агентах. Разделяете ли вы такой радикальный взгляд?

Михаил Леонтьев: Ну понимаете, дело в том, что мы существуем в неком реальном контексте. Это, насколько я понимаю, вопрос не теоретизирования, а вопрос практической целесообразности. Я не вижу в этом практической целесообразности в настоящий момент. Чрезвычайщину устраивать ни к чему. У нас достаточно таких латентных средств, чтобы не делать таких резких движений.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС