19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

"Ситуация с сенаторами у нас была на уровне дореволюционной России"

Владимир Путин объявил о реформе Верхней палаты российского парламента. Накануне на заседании СФ он сообщил о внесении законопроекта, меняющего порядок формирования Совфеда: документ предусматривает выборность сенаторов и позволяет претендовать на этот пост уже с 21 года, а не с 30 лет, как сейчас. Комментируя журналистам выступление президента, спикер Верхней палаты парламента Валентина Матвиенко честно признала: "Этот закон позволит легитимизировать членов Совета Федерации и даст возможность жителям регионов не только избрать губернатора, но и дать оценку той команде, с которой он идет на выборы". Политолог Сергей Черняховский рассказал Накануне.RU о том, почему мы раньше жили с нелегитимным Совфедом и чем новая система грозит политикам – аллергенам?

Вопрос: Почему Валентина Матвиенко заговорила о легитимизации верхней палаты парламента? Что раньше Совет Федерации был нелигитимен?

Сергей Черняховский: Это очень большой плюс, что сенаторы, представляющие исполнительную власть, теперь в какой-то форме будут избираться гражданами. Без этого создавалась достаточно интересная ситуация: человек, формально являющийся представителем региона, по сути таковым не являлся, поскольку не нес перед жителями этого региона никакой ответственности, и вообще не имел никакого отношения к народу как единственному источнику власти и носителю суверенитета. Он был чиновником, назначенным кем-то сверху и порой даже боялся высказать собственное мнение, поскольку полностью зависел от губернатора. Это было еще хуже, чем тогда, когда губернаторы сами были сенаторами. В этом-то была хоть билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU какая-то логика и позитив. Когда после известной реформы губернаторы перестали избираться, то получилось, что сенатор стал двойным назначенцем: он назначался губернатором, которого в свою очередь, назначал президент. Получался полный абсурд: администрация президента назначала почти половину верхней палаты парламента. Это абсурд, хотя бы потому, что парламент по идее должен отрешать от должности президента, а как это могло произойти в Совете Федерации, который наполовину состоял из людей президента? Таким образом, сенатор в своем недавнем виде оказывался не вполне легитимным носителем власти, а, значит, и законы, которые утверждал такой Совет Федерации, тоже в какой-то степени были нелегитимными. Такая неявная нелегитимность распространялась и на судебную власть, ведь Совфед назначал и аудиторов Счетной палаты, и судей Конституционного, Верховного и Арбитражного судов. Это была ситуация на уровне дореволюционной России, причем периода до 1905 года. Вот это, наверное, и имела ввиду Валентина Матвиенко.

путин, СФ|Фото:

Вопрос: К выборности сенаторов призывали многие политики, но активнее всех был, кажется, недавний спикер СФ Сергей Миронов…

Сергей Черняховский: Да. Действительно, это так. Только ему пришлось покинуть пост председателя Совета Федерации, чтобы год спустя власть признала его позицию верной.

Вопрос: В чем плюсы нового законопроекта, уже понятно, а минусы есть?

Сергей Черняховский: Мне не совсем понятна ситуация с выборами представителей от законодательной власти. Здесь на протяжении последних лет ситуация с легитимностью была менее болезненной, потому что законодательное собрание все-таки избиралось. Но получается, что все равно представитель от законодательных собраний будут назначаться, а не выбираться, и это, по-моему, главный минус законопроекта. Но плюсов все-такт больше. Я считаю, что плюс - это ценз оседлости, который закреплен в проекте закона. Связь с регионом должна быть, и это правильно, хотя есть и нюансы. Кроме того, к плюсам можно отнести то, что Путин закрепил идею непартийности верхней палаты, о чем также в свое время говорил Миронов. Любопытно, что победила именно его идея, а не идея "Единой России", которая была готова сделать палату партийной. Но, конечно, в решении Путина есть логика. Ведь надо, чтобы в СФ были представлены интересы региона, а не партии.

путин, СФ|Фото:

Вопрос: Модель, которая предложена в законопроекте, сугубо наша или откуда-то позаимствована?

Сергей Черняховский: В таком виде, как у нас, этого нет ни в одной стране мира. Но на Западе существовала такая вещь, что, избиравшись, можно было передавать свой мандат кому хочешь, и отголоски этого дошли и до нас. Тут можно вспомнить верхнюю палату парламента Германии – Бундестаг. Там земли имеют представительство в палате, и назначают туда, кого хотят из руководства той или иной земли. Это нормальная система. В федеративном государстве верхняя палата представляет регионы - составные элементы государства, а нижняя – народ. Три человека, которые пойдут вместе с губернатором на выборы, не обязательно должны олицетворять губернатора. Это не автоматическое голосование. Теперь у нас нет ситуации, когда, условно говоря, в Москве на выборы, пошел бы Лужков, и он мог бы назвать любые три фамилии, и за них бы проголосовали, потому что проголосовали бы за Лужкова. Когда кандидат в губернаторы представляет три кандидатуры, и он, и общество могут посмотреть, у кого есть поддержка, а у кого ее нет. Это, безусловно, ставит губернатора в большую зависимость от избирателя. Если он выставляет людей, которые являются аллергенами, то он потеряет очки. Могу припомнить такой случай, года Бурбулис проиграл выборы в Думу, тогдашний губернатор Новгородской области Михаил Прусак сделал его своим представителем в Совете Федерации. Сейчас эта история была бы невозможна. Если бы Прусак сейчас шел на выборы вместе с Бурбулисом, то он бы сильно рисковал.

Вопрос: Сейчас много говорят о том, что Ларису Пономареву и Людмилу Нарусову могут отозвать из сенаторских кресел. Насколько новый законопроект подходит для того, чтобы, как говорят так называмые оппозиционеры, расправляться с политическими конкурентами?

Сергей Черняховский: Я бы не связывал напрямую появление этого закона и возможный отзыв из Совета Федерации Нарусовой и Пономаревой. Если бы дело было только в этом, то менять бы законодательство никто бы не стал. У нас все это решается проще. Так что, я думаю, что новые принципы формирования Совета Федерации - это шаг вперед, а не попытка с кем-то свести счеты.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС