"У города всегда было право сказать "нет" сносу той или иной исторической застройки"
Накануне была создана новая комиссии при Правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия. Она пришла на смену так называемой "сносной" комиссии, которая при старой власти превратилась в орган, который, по сути дела, легализовал уничтожение исторической застройки в центре. О том, какими полномочиями обладает новая комиссия и что нужно делать, чтобы она не повторила печальный опыт своей предшественницы, корреспонденту Накануне.RU рассказал координатор движения "Архнадзор" Константин Михайлов.
Вопрос: "Архнадзор" принял решение войти в состав этой комиссии, и Вы, насколько я знаю, вошли в ее состав, что Вы ждете от работы в этом органе?
Константин Михайлов: Дело в том, что у комиссии, про которую мы сейчас говорим, есть своя предыстория, которая началась задолго до 1995 года. Та комиссия, насколько я помню, существовала с середины 70-х годов, и к тем 3 тысячам объектов, которые были снесены в последние 15 лет, надо добавить еще 1360 объектов, которые были приговорены к сносу в советский период. Составы комиссии 1976 и 1995 годов формировались в той же пропорции, что и сегодня, – 6 или 7 общественных представителей и огромное количество городских чиновников. И тогда, и сейчас в учредительных документах комиссии говорилось, что она создается с целью обеспечения сохранности исторической застройки. Что же привело те две "версии" комиссии к таким печальным результатам?
Не в последнюю очередь именно такой состав. Представители городских ведомств выполняли волю руководства города, и эта воля и в брежневские времена, и в относительно недавнюю эпоху вовсе не была направлена на сохранение исторической застройки. Сейчас много говорится о том, что эти комиссия была инструментом уничтожения исторической застройки, и говорится справедливо, но на самом деле решение о сносе того или иного исторического здания никогда не было отдано на откуп исполкому или инвестору. У города всегда было право поставить заслон, но по разным причинам далеко не всегда эти заслоны ставились. То есть единственной гарантией того, что новый состав комиссии не станет, в очередной раз инструментом уничтожения города, является политическая воля нового руководства города. Но если гипотетически представить, что эта воля как-то изменится, скорректируется, а может быть, ее не хватит, то ничто не спасет новый состав комиссии от рецидива.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о принципах, на которых должна работать обновленная комиссия?
Константин Михайлов: Члены комиссии в первую очередь должны руководствоваться не собственными представлениями о полезности и ценности зданий, а действующим законодательством, которое на самом деле открывает нам широкие возможности. Вот, например, регенерация - в недалеком прошлом ее трактовали достаточно широко. Дело доходило до того, что подлинная историческая застройка сносилась, а на ее месте появлялся новодел. И все это, несмотря на то, что в городском законе от 2000 года дается четкое определение: регенерация – это восстановление утраченных элементов архитектурных ансамблей, а не их уничтожение. Если бы норма закона применялась правильно, то можно было бы не только сохранить исторические здания, но и приспособить их для сегодняшних нужд города. Еще один важный аспект - историко-архитектурные исследования, которые проводятся с целью выявить новые памятники. В городе достаточное количество центров, которые могут провести такие исследования, но они зачастую работали на девелоперов и строителей и, понятно, что их выводы не всегда были объективными. Для того, чтобы исключить даже намек на предвзятость исследователей, нужно чтобы процедура этих исследований была четкая и прозрачная, а сами исследователи достаточно авторитетными людьми. В Москве примером такого служения городу является работа одной из мастерских "Моспроекта-2". Этот коллектив выполняет работы по заказу города Москвы уже 25 лет, и результаты этой работы не вызывают сомнений. У этой мастерской есть огромный корпус исследований буквально каждого домовладения в пределах Садового кольца. Я считаю, что этот труд может лечь в основу работы нового состава комиссии как массив информации, свободной от какой-либо ангажированности.
Вопрос: Наверное, не последнее место в работе комиссии должна занимать гласность?
Константин Михайлов: Конечно. Гласность очень нужна. Прежняя комиссия работала фактически в обстановке секретности, и о ее решениях мы узнавали спустя несколько лет. Так, например, выяснилось, что решение о сносе Соборной мечети комиссия приняла еще в 2009 году. Нужно публиковать не только решения, которые принимаются на заседаниях комиссии, но и протоколы самих заседаний, чтобы люди знали, кто и за что высказывался и какими аргументами мотивировал свою точку зрения. И, конечно же, на заседаниях этой комиссии должны присутствовать журналисты.
Вопрос: Насколько полномочия новой комиссии отличаются от тех, которыми она обладала раньше?
Константин Михайлов: Они гораздо шире, чем у прежней комиссии. Члены комиссии могут рассматривать не просто вопрос сносить или не сносить, но также включать или не включать здание в реестр памятников, определять его границы и границы охранной зоны и тому подобное. С одной стороны, меня, как члена этой комиссии, это не может не радовать, но с другой стороны, это несколько настораживает. Если вопрос сноса и сохранения не регламентируется законом, и здесь город вправе создавать специальные органы, то все решения по памятникам регламентируются законом, и все эти решения должны приниматься департаментом культурного наследия. Я далек от мысли, что Правительство города не доверяет Москомнаследию, или Москомнаследие не доверяет самому себе в решении этих вопросов, но что тогда будут обсуждать члены комиссии? Акты историко-культурных экспертиз? Или действия аккредитованных экспертов? Но ведь сами члены комиссии в большинстве своем такими экспертами не являются. Это как-то настораживает… Я все-таки склоняюсь к мысли о том, что помимо комиссии нужен большой Совет при мэре по культурному наследию, жаль что наше предложение о создании такого совета городскими властями пока не услышано.