25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBWa8t
Все мастера Москвы: http://remont.youdo.com/carpentry/window/replacement/tag/wooden/, посетить сайт.
Услуги мастера: http://remont.youdo.com/electrician/service/, посетить сайт.
Бригады отделочников: http://remont.youdo.com/facing/walls/wall-construction/drywall/, ссылка на описание.
youdo.com


Аналитика все материалы

Белорусский политолог: Интересы бизнес-структур в России превалируют над национальными интересами

"Интересы отдельных компаний, и это не только "Газпром" пресловутый, но и алюминиевые компании, металлообработка, они довлеют над национальными интересами. При том, никто не против того, чтобы российский бизнес, российские инвестиции приходили сюда, более того, готовы создавать консорциумы, холдинги совместные при условии справедливых, равных отношений. Но этих справедливых, равных отношений нет", – заявил в интервью Накануне.RU белорусский политолог, главный редактор журнала "Белорусская думка", кандидат исторических наук Вадим Гигин. Он рассказал о том, как Кремль сделал пиар Лукашенко, устроив информационную войну, о "геополитическом одиночестве" в регионе, а также о путях развития российско-белорусских отношений после президентских выборов в республике.

Вопрос: Что можете сказать об итогах выборов президента республики, об активности? Слышал, что на избирательных участках были очереди. Пожалуй, в российских условиях в такой факт было бы сложно поверить.

Вадим Гигин: Я могу это подтвердить, поскольку голосовал очень рано, в 8 утра в воскресение, и на участке уже были избиратели, более того, я оказался не самым первым, поскольку, действительно, активность была очень высокая, что подтверждают наблюдатели, те компании, которые проводили exit-pools, и была очень высокой активность молодежи. Явка составила более 90%, что на 1,5-2% меньше, чем на прошлых президентских выборах, но все равно она достаточно велика. Что касается итогового результата, то и для внутренних наблюдателей, так же как и для внешних, этот результат был предсказуемым, поскольку все прекрасно себе представляют, что авторитет президента Александра Лукашенко очень высок, люди оценивают реальные достижения. Никто из оппонирующих кандидатов не смог предложить никакой конкретной программы. Очень показательно, что процент проголосовавших против всех, а это около 6,47%, больше, чем совокупный результат многих кандидатов, которые оппонировали Лукашенко.

Вопрос: Что можете сказать о событиях на площади Независимости? И как вы считаете, попытка захвата Дома правительства была спланированной или стихийной?

Вадим Гигин: Я был на площади Независимости сразу после того, как это все состоялось. Обстановка спокойная, попытка организовать какие-то по-настоящему массовые, тем более, долгосрочные акции провалились. Попытки беспорядков прогнозировались, связано это с тем, что никто из кандидатов не верил в свою победу. Но все складывается так, что выборы будут признаны и со стороны наблюдателей СНГ, и со стороны наблюдателей Запада. Они проходили в очень открытой, в очень демократичной обстановке. Был установлен рекорд и по международным, и по внутренним наблюдателям. Юридического повода не признать выборы не было и для того, чтобы каким-то образом сорвать признание выборов, была организована эта акция. Политики, которые ей руководили, проявили безответственность, я бы даже сказал, трусоватое поведение, когда призывали прийти на площадь, а сами туда не являлись. Милиция действовала корректно, до того, как начались погромы, не применялось никаких силовых мер.

 

Вопрос: Подобное можно назвать попыткой устроить "Майдан"?

Вадим Гигин: Никакого "Майдана" нет и не будет. Это в принципе невозможно, потому что те люди, которые оппонировали президенту на этих выборах, неспособны собрать никакой Майдан. В Белоруссии налицо кризис оппозиционных структур, а политическая оппозиция в полном смысле оппозицией не является, это своеобразная политическая субкультура маргинальных людей, которые по разным причинам не вписались в наш социальный мейнстрим. Нам фактически нужна новая оппозиция. Я думаю, что период политического развития до парламентских выборов 2012 года будет характеризоваться конструированием новой оппозиции, конечно, не искусственным, а естественным путем. Эти лидеры, которые провалились полностью на этих выборах, которые не сумели предложить никакую программу, призвали немногочисленных сторонников к антиконституционным действиям, они из белорусской политики должны уйти. Прийти должны новые политические лидеры для того, чтобы наша политическая жизнь вошла в нормальное, цивилизованное русло.

Вопрос: Как оцениваете дальнейшее развитие отношений республики с Россией? После недавней встречи Лукашенко с Медведевым, когда были отменены пошлины на нефть, высказывались предположения, что Лукашенко пошел на какие-то уступки – экономического или политического характера.

лукашенко и медведев|Фото:kremlin.ruВадим Гигин: Я бы так не оценивал – кто кому пошел на уступки. Наши отношения с РФ всегда развивались и будут развиваться по синусоиде. Периоды потепления будут сменяться периодами противоречий, что для союзников нормально. К сожалению, на таком этапе, связанном с противоречиями, мы находились последние два года, особенно после "молочной войны" прошлого года, "газовой войны" текущего года. Но я бы обратил внимание не на то, кто на какие уступки пошел. Я думаю, что стороны вышли на компромисс. Я бы обратил внимание на то, что даже в период неприятного для наших стран противостояния, в том числе, информационного, когда в российское информационное поле были запущены эти грязные фильмы, ни РФ, ни Республика Беларусь от своих союзнических обязательств и по экономическим блокам (это и ЕврАзЭС, и ТС), и по политическим (Союзное государство) и по военно-политическим (таким как ОДКБ) никогда не отказывались. Даже накануне чуть ли не конфронтации сохранили верность договоренностям, которые были подписаны.

Вопрос: С чем вы все-таки связываете то, что в августе-сентябре в России была начата информационная война против Лукашенко?

Вадим Гигин: Информационная война развивалась по канонам, которые были приняты в РФ. Если вы сравните, та информационная война, которая шла против Юрия Лужкова и которая велась против Александра Лукашенко, они абсолютно идентичны по методике их проведения. Но российские политтехнологи и политики, которые режиссировали этим процессом, недооценили несколько моментов. Во-первых, Республика Беларусь – не регион РФ, а самостоятельное государство со своим суверенным информационным полем. Во-вторых, президент Беларуси – самый популярный, авторитетный политик нашей страны. Поэтому, как говорят российские социологи, которые здесь находились, эта информационная война не сработала, а даже имела обратный эффект. Конечно, накануне начала президентской кампании 2012 года ни Путин, ни Медведев не заинтересованы предстать как противники интеграционного, союзного строительства на постсоветском пространстве.

Вопрос: Вы сказали об обратном эффекте – то есть Кремль сделал Лукашенко пиар?

Вадим Гигин: Фактически это так. Они для президента республики сделали реальный пиар, потому что наши социологи, даже оппозиционные, показали рост доверия президенту Лукашенко среди граждан республики после показа этих фильмов по НТВ.

Вопрос: Почему это произошло, как вы полагаете?

Вадим Гигин: Дело в том, что со стороны России попытка высокомерного нравоучительного тона и высмеивания элиты соседних государств на граждан этих государств оказывает обратное влияние, поскольку они воспринимают это как оскорбление не только лидера, но и всей страны в целом и очередное доказательство того, что российское руководство не готово к равноправному диалогу с суверенными государствами на постсоветском пространстве. Конечно же, это вызывает стремление людей защитить свой суверенитет, независимость и сплотиться вокруг лидера, который эту независимость олицетворяет. Но самое главное, что и российские граждане не понимают целесообразность подобных действий. Здесь у нас находились многие российские политики, эксперты, экономисты, журналисты – и все они в один голос говорили, что большинство россиян эту информационную войну не поддерживает.

Вопрос: Среди причин информационной войны назывались опасения относительно позиции Лукашенко в преддверии выборов в России 2011-2012 годов.

Вадим Гигин: Я не знаю, находясь Белоруссии, о целях или задачах оказать какое-то влияние на выборы в РФ. Нет такой политической задачи. Насколько я понимаю, руководство Республики Беларусь будет работать и с той исполнительной, и с той законодательной властью, которую выберет российский народ, уж тем более президент Лукашенко, который работал и с президентом Ельциным, и с президентом Путиным, и с президентом Медведевым. Это сейчас говорят, что отношения сложные при Путине, Медведеве, но они были непростые и при Ельцине, были разные провокации, но работали, развивали интеграционные процессы, поэтому я думаю, что руководство республики сработает с любыми политиками, которые будут находиться у власти в России, если они будут верны союзническим обязательствам.

Вопрос: Как вы оцениваете проект так называемой "новой Центральной Европы"? Как бы он мог развиваться?

Вадим Гигин: Безусловно, в нашем регионе произошли очень серьезные изменения в международной обстановке, поскольку, с одной стороны, из постсоветского региона уходят США, это нормальная для них позиция – в условиях кризиса они сворачивают активность на некоторых направлениях, но при этом, Республика Беларусь последние недели резко улучшила свои отношения с США, это тоже настоящий прорыв. С другой стороны, ЕС явно не готов этот регион интегрировать в ЕС, а РФ пока не может предложить эффективной модели политического, экономического развития региона. Я хочу сказать, что элиты наших стран, по крайней мере, большинства из них готовы принять лидерство России, если оно будет комфортным, предсказуемым, ясным и эффективным. Пока мы такой модели не видим, в результате наш регион находится в некотором геополитическом одиночестве, когда, с одной стороны, разные силы борются за влияние в нем, с другой стороны, ни одна из этих сил не готова взять на себя ответственность за новую геополитическую модификацию этого региона.

Вопрос: Вы ранее отмечали, что в России олигархические круги контролируют основные рычаги управления, тогда как национальные интересы при этом уходят на второй план. Причина в этом заключается?

Вадим Гигин: Это один из аспектов, мы видим, что интересы отдельных компаний, и это не только "Газпром" пресловутый, но и алюминиевые компании, металлообработка, они довлеют над национальными интересами. При том, никто не против того, чтобы российский бизнес, российские инвестиции приходили сюда, более того, готовы создавать консорциумы, холдинги совместные при условии справедливых, равных отношений. Но этих справедливых, равных отношений нет. Что такое "молочная война"? В чем свидетельство бизнес-ангажированности? В ходе "молочной войны", с одной стороны, предъявляются претензии к качеству нашей молочной продукции, с другой стороны, напомню, 5 июня министр сельского хозяйства РФ делает заявление, что Россия заинтересована в установлении контроля над 15-ю основными сельхозперерабатывающими комбинатами Республики Беларусь. Понятно, что в не государственные руки перешли бы эти компании, если бы над ними был установлен контроль, а в частные. Поэтому мы видим, что здесь присутствуют интересы частных корпораций, даже зачастую на таком крупном уровне. Или когда делается заявление олигархами, что вся собственность Республики Беларусь совокупно стоит 1,5 млрд долларов и после этого идет "наезд", попытки захвата газотранспортной инфраструктуры нашей страны. Но в Республике Беларусь подобные схемы не проходят. Конечно, мы заинтересованы в российских деньгах, российском бизнесе, но при соблюдении наших интересов.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС