28 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUzjx
Бытовой ремонт: http://perevozki.youdo.com/country/, быстро и недорого.
Бытовой ремонт: http://perevozki.youdo.com/cars/company/dlv/large/, отзывы.
youdo.com


Аналитика все материалы

Максим Хомяков - об экспорте российского образования, Университете ШОС и УрФУ

Сокращение экспорта российского образования заставляет задуматься: если в 2008 году на Россию приходилось 3% обучающихся в мире студентов, то сейчас, по разным оценками, только 1-2%. Причины называют разные, в том числе, и пугающий иностранцев ЕГЭ. Почему Урал отстает от других регионов страны по числу студентов-иностранцев и как ему могут помочь проекты УрФУ и Университета ШОС, в интервью Накануне.RU рассказал проректор УрГУ по международным связям, директор УрМИОН Максим Хомяков.

Вопрос: В 2008 году на РФ приходилось 3% обучающихся в мире студентов, теперь уже – 1-2%. Насколько падение актуально для Урала и с чем связано? Кризис в экономике или образовании?

Максим Хомяков: Для Урала падение актуально, безусловно. Уральский федеральный округ находится сегодня на одном из последних мест в России по количеству иностранных студентов. При этом у нас, конечно (в УрГУ, – прим. Накануне.RU), и в УПИ ситуация получше, чем в других вузах, но, в общем, тоже далека от совершенства. С чем это связано? Причин этого отставания России огромное количество, но особо остановился бы на нескольких.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Во-первых, следует отметить несовершенство законодательства. В плане законодательства Россия – удивительно недружелюбная страна по отношению к иностранцам. Начнем с того, что университеты обязаны следить за передвижением иностранных студентов по территории России, и если, допустим, такой студент куда-то вдруг уедет, не сообщив университету, то на учебное заведение накладываются огромные штрафы. То же самое – с разрешениями на работу. То есть, все иностранцы у нас приравниваются к гастарбайтерам, и проблемная ситуация складывается с приглашением иностранных преподавателей. Законодательство - это главная, как мне кажется, проблема для интернационализации экспорта образовательных услуг в РФ.

Есть и внутренние проблемы университетов, которые связаны с тем, что у нас немного предлагается курсов на иностранных языках. Но, с другой стороны, здесь бы я заметил, что по закону об образовании мы имеем право вести образовательные программы только на русском языке, а много ли иностранцев знают русский язык?

Вопрос: То есть, "трудности перевода"?

Максим Хомяков. Да, именно. Понятно, что таких людей немного. Поэтому наш иностранный студент – это студент стран СНГ, знающий русский язык, прежде всего. Это вторая наполовину внутренняя, а наполовину и внешняя проблема.

И, в-третьих, необходимо более активное позиционирование российских университетов на международном уровне, в международной среде, через организацию разного рода выставок, презентаций, внедрение сайтов на английском языке. Всем этим мы начали активно заниматься. Существует некоторая надежда, что количество иностранных студентов возрастет, видимо, уже в рамках Уральского федерального университета (УрФУ), также надежды связаны с реализуемыми нами программами, в том числе, с "университетом ШОС".

саммит шос логотип|Фото: Накануне.RUВопрос: По сетевому "университету ШОС" как раз хотел Вас спросить. Он предусматривает студенческий обмен по магистерским программам между ведущими вузами стран ШОС. А когда у нас все начнет работать? Специализация УрГУ в рамках "университета ШОС", насколько известно, - регионоведение.

Максим Хомяков: 2009 год был годом разработки магистерских программ. Эти программы разработаны и утверждены. Мы, действительно, здесь действуем по направлению "регионоведение" вместе с МГИМО (Московский государственный институт международных отношений), МГУ (Московский госуниверситет) и МГЛУ (Московский государственный лингвистический университет).

Справка: В сеть головных вузов "Университета ШОС" вошли 16 учебных заведений в РФ, которые будут внедрять магистерские программы. Среди них – три уральских. Так, Уральский государственный университет (УрГУ) имени Горького будет обучать студентов по программе "регионоведение", Южно-Уральский госуниверситет (ЮУрГУ) – по программе "экология", а Уральский государственный технический университет (УГТУ) имени Ельцина – по программе "энергетика".

Внедрение же этих программ зависит уже не столько от нас, сколько от министерства образования и науки РФ, потому что там подразумеваются бюджетные квоты. Они должны быть выделены университетам, при том, это не просто программы для иностранцев. Это программы, в рамках которых наши студенты поступают к нам, а потом проходят включенное обучение за рубежом, то же самое происходит в университетах-партнерах других стран ШОС – они посылают к нам своих студентов на включенное обучение.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Магистерские программы должны начать работать со следующего года, а 2010 год будет посвящен разработке бакалавриата – то есть, будет и бакалавриат "университета ШОС" по регионоведению. Это довольно амбициозная программа, но здесь опять все зависит от финансов, а программа пока не очень хорошо подтверждена финансами со стороны министерства. Но, по крайней мере, если будет какое-то бюджетное квотирование, то мы начнем эту работу более активно.

Вопрос: То есть, в 2010 году, с одной стороны, планируется внедрить магистерские программы, а, с другой, – уже разработать и бакалаврские?

Максим Хомяков: Да, разработка бакалавриата будет происходить в течение 2010 года, а внедрение магистерских программ планируется с осени в рамках "университета ШОС". На самом деле, у нас уже ведется набор на одну магистерскую программу, хотя мы не ждали этих мест. На факультете политологии и социологии такая программа ведется, она, собственно, и есть основа ШОСовской магистерской программы. Называется она "Мировая политика, международные отношения и сотрудничество стран-членов ШОС".

Вопрос: Сколько мест может быть создано у нас в рамках "университета ШОС" для иностранных студентов, сколько может наших будущих магистров отправиться за рубеж?

Максим Хомяков: Трудно сказать, но я думаю, что пока это будет одна академическая группа – 25-30 человек. Все учащиеся по этой программе должны будут пройти зарубежное обучение. Соответственно, примерно столько же человек приедут к нам.

Вопрос: Известно, что в России есть концепция экспорта образовательных услуг до 2020 года. В этом плане уже упомянутый Вами УрФУ что сможет предложить?

Максим Хомяков: В плане экспорта образовательных услуг в УрФУ есть своя стратегия. Она подразумевает и создание большого количества курсов на английском языке, и приглашение преподавателей, студентов, это и серьезные программы обмена. УрГУ, например, сейчас включен, кроме ШОСа, еще и в программу обмена "Erasmus Mundus - External Cooperation Window" – это программа реализуется совместно с Европейским союзом. В рамках нее в этом году около 20 человек – студентов и преподавателей – едут в европейские вузы.

Вопрос: А к нам европейские студенты едут?

Максим Хомяков: Оттуда тоже приезжают, но пока плохо. По-моему, один человек всего к нам поехал. Соотношение сейчас такое, но я считаю, что есть возможности переломить эту тенденцию. По крайней мере, есть понимание, как это можно сделать, и в будущем мы будем над этим работать.

виктор кокшаров председатель правительства свердловской области|Фото: Накануне.RUВопрос: Обсуждается возможность того, что УрФУ возглавит экс-премьер свердловского правительства Виктор Кокшаров. С одной стороны, его амбиции по этому поводу общественности неизвестны до сих пор, с другой стороны, проект-то – грандиозный. С учетом его управленческого опыта, опыта в сфере международных связей, назначение было бы логичным? Ведь он еще и выпускник УрГУ, кандидат исторических наук, работал в УрО РАН, да и разработка проекта УрФУ велась во время его премьерства...

Максим Хомяков: У нас есть, конечно, определенные надежды, связанные с назначением ректора УрФУ, но это вопрос, на самом деле, к правительству РФ – оно должно назначить главу федерального университета. Я понимаю, что это всех волнует, но надо просто подождать. Понятно, что правительством был взят определенный тайм-аут, но мы ждем.

Безусловно, административный опыт и международное сотрудничество ценно, но я думаю, что наверняка и у других кандидатов, которые рассматриваются, они тоже имеются и "не с потолка взяты".

Вопрос: В таком случае, какими качествами должен обладать глава УрФУ? Это должен быть видный ученый или опыт административного руководства важнее?

Максим Хомяков: Глава УрФУ, прежде всего, должен владеть административным ресурсом, административными качествами. Он должен быть чиновником очень высокого полета, который будет, наверно, больше находиться даже не в университете, а за его пределами – в Москве. Действительно, этот человек должен обладать административными навыками для получения финансирования под те амбициозные задачи, которые ставит перед собой УрФУ.

Это должен быть и умный человек, впрочем, необязательно, что ученый – это вовсе не главная характеристика в данном случае. Но он должен иметь какое-то отношение к академической среде, он должен понимать ее проблемы, задачи, ведь на нем будет лежать ответственность за выполнение индикаторов УрФУ – например, вхождение в топ-200 рейтинга Times через десяток лет. Это очень амбициозная задача. В этом году УрГУ вошел в топ-600, и то, в общем, с большим трудом. Впереди – 400 университетов с мировым именем, и их нужно обогнать. А глава УрФУ будет нести личную ответственность за это.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС