29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBpS5t
Цены на покраску сруба, смотреть http://remont.youdo.com/decorator/tree/tag/sruba/.
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/dlv/bezposrednikov/, рекомендуем!
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/city/furniture/: в Москве.
youdo.com


Аналитика все материалы

Мишень афганского сбыта

Второй центр анализа наркотрафика открыт в России. Появился он в Екатеринбурге, и неслучайно. По мнению директора ФСКН Виктора Иванова, Урал уже превращен в целевую мишень сбыта афганских наркотиков, которые идут в Россию через страны Средней Азии. Однако, как ни странно, большая часть денег от оборота поступает отнюдь не талибам, как принято считать. Чудовищное усиление наркодавления на Россию напрямую связано с ростом количества терактов в стране, заверяют эксперты, и готовят их другие организации. Сколько миллиардов долларов приносит афганский наркотрафик картелям и какой ущерб – нашей экономике, об этом – в материале Накануне.RU.

Директор ФСКН Виктор Иванов|Фото: Накануне.RUНакануне в Екатеринбурге побывал директор ФСКН Виктор Иванов, который вместе с полпредом Николаем Винниченко провел совещание с губернаторами УрФО, а также открыл второй в стране Центр анализа наркотрафика. Первый появился в Ростове-на-Дону этим летом и изучает южный наркотрафик, а уральский центр займется среднеазиатскими потоками.

О том, что наркодавление на УрФО заметно возрастает, говорит, например, то, что уровень наркотизации населения в регионе почти на 30% превышает среднероссийский. При этом 96% наркобольных потребляют наркотики именно афганского происхождения. "Приходится констатировать, что Урал превращен в целевую мишень сбыта афганских наркотиков – героина и гашиша – транснациональными группами. Это неслучайно", – подтверждает директор ФСКН Виктор Иванов.

За последние десять лет уровень наркодавления на УрФО вырос по распространению героина в десять раз, а по гашишу – в 15. Специалисты подсчитали, что ежемесячно сюда поступает 25 млн доз героина. Известен и уровень экономического ущерба от незаконного оборота наркотиков. Для страны он составляет 2-3% ВВП, а для экономики УрФО эти потери можно оценить в 80 млрд руб. ежегодно, что связано с издержками на медицину, судебную, пеницитарную системы и прочим.

Главной проблемой для УрФО, конечно, становится приграничное положение трех субъектов с республикой Казахстан.

"Приграничное положение, несовершенство системы пограничного и миграционного контроля способствует масштабному контрабандному потоку героина из стран Средней Азии. В настоящее время территория Казахстана используется организованной наркопреступностью как крупнейшая перевалочная база для транзита афганских опиатов и является местом складирования значительных партий героина в непосредственной близости от государственной границы нашей страны", – говорит Виктор Иванов.

Крупные партии наркотиков поступают с грузами сезонной сельхозпродукции. Облегчает задачу преступникам большое количество проселочных дорог и низкая плотность населения на приграничных территориях.

госнаркоконтроль фскн полиция наркотики задержание захват|Фото: УФСКН РФ по Тюменской областиА в последний год из-за кризиса резко усилилось вовлечение населения в работу наркокурьерами, миграционные потоки из стран Средней Азии становятся неконтролируемыми, заявляют в наркополиции. "В текущем году в УрФО на 42% привлечено граждан этих государств. Это свидетельствует, по сути, об эпидемиологическом росте вовлечения иностранных граждан в работу наркокурьерами, что вызвано, в свою очередь, ростом безработицы в государствах Средней Азии", – констатирует глава ФСКН.

Однако главной целью Центра анализа среднеазиатского наркотрафика в Екатеринбурге станет не поимка отдельных наркокурьеров. На первый план выходит изучение финансовых и транспортных потоков транснациональных картелей, задействованных в распространении наркотиков из Афганистана.

Иванов представил схему перераспределения доходов от афганского наркотрафика по северному маршруту (то есть на территорию РФ через страны Средней Азии).

график афганистан наркопроизводство наркотики трафик героин северный маршрут|Фото: Накануне.RU

Так вот, ежегодно наркоторговцы извлекают около 17 млрд долларов прибыли по этому маршруту, но идут они, большей частью, отнюдь не на финансирование деятельности талибов, как принято считать.

Справка: Афганистан уже достаточно давно, еще до появления талибов, является одним из центров выращивания опийного мака и поставщиком наркотиков опийной группы, из которых самым сильным считается героин. Исторически этот регион входил в так называемый "Золотой полумесяц" и конкурировал с "Золотым треугольником" – аналогичным регионом, производящим опийный мак в Юго-Восточной Азии. Афганцы традиционно выращивают опийный мак, условий для этого там весьма хорошие. При современной агрокультуре они получают урожай опийного мака в 2-3 раза выше, чем получали, например, в середине 20 века. Ни один продукт сельского хозяйства в афганских условиях выращивать не так прибыльно – выращивать опийный мак в 40 раз доходнее.

 

"Мы привыкли говорить о незаконном обороте наркотиков, о движении их, но основная цель – извлечение прибыли, и за этим стоят интересы определенной категории бенефициаров. Объем северного наркотрафика составляет порядка 18 млрд долларов. Я хотел бы обратить внимание на следующий деликатный момент: доля движения "Талибан" в наркоиндустрии, подтвержденная комитетом по международным делам конгресса США, составляет ничтожную величину – менее 0,2%", – заявил он.

Из 17 млрд долларов, если верить этим цифрам, около 15 млрд доходов поступает в распоряжение транснациональной преступности и организациям террористического толка, дислоцированным в Ферганской долине – Исламскому движению Узбекистана, организациям "Хазб ут-Тахрир", Акрамия" и другим, которые не просто вовлечены в наркотрафик, но, по сути, его и организуют, говорит Иванов.

То есть основная часть доходов поступает террористам, которые действуют не на территории Афганистана, а на территории геополитических интересов России в самом центре Средней Азии. Эти группировки ставят своей целью свержение законных правительств в Средней Азии, кроме того, "инвестируют" средства, полученные за счет героина, в террористическую активность на Северном Кавказе и других регионах России. При этом рост наркодавления на Россию извне, прежде всего, из Афганистана, прямо корреспондируется с количеством террористических проявлений, а на Северном Кавказе это количество возросло на 57%, что подтверждают руководители федеральных спецслужб.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Еще около 1 млрд долларов из этой суммы зарабатывают мелкооптовые трейдеры и розничные торговцы, ту же сумму – работники нарколабораторий северной части Афганистана, 100 млн идет на обеспечение труда крестьян на Юге страны, а талибы получают, якобы, только около 30 млн в год с северного наркотрафика.

"Для противодействия наркопреступности сегодня в Екатеринбурге мы открываем Центр анализа среднеазиатского наркотрафика, который станет очередным этапом внедрения комплексной системы анализа наркопотока, идущего в Россию. В июне начал работать центр анализа южного наркотрафика в Ростове-на-Дону. И я уже также предложил создать и дальневосточную обсерваторию наркотрафика в северо-восточной Азии", – рассказал Виктор Иванов. А к концу этого года Дмитрию Медведеву представят для утверждения проект государственной антинаркотической политики.

Комментарий эксперта Российского института стратегических исследований, фонда "Азия аналитика" Аджара Куртова для Накануне.RU:

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU - Резкий всплеск увеличения производства наркотиков в Афганистане произошел в период, когда Афганистан стал погружаться в гражданскую войну, по сути, уже после ухода советских войск из Афганистана, но еще и до прихода туда талибов, которые стали завоевывать страну в 1996. Существует ряд мифов, и они иногда используются в России в пропагандистских целях. Например, утверждается, что при талибах Мулла Омар издал указ о борьбе с наркопосевами, они были резко сокращены, а потом, в 2001 году, после того, как началась антитеррористическая операция, американцы смотрели на это сквозь пальцы, и площади посевов возросли в сотни раз. Формально в этом есть некая доля правды. Дело в том, что Афганистан в тот период времени достиг той ситуации, когда было перепроизводство наркотиков, цена на мировых рынках стала падать. Нужно было, с одной стороны, "притормозить коней", с другой, были политические причины – это была попытка воздействовать на мировое общественное мнение, показать, что талибы никакие не "варвары". Но опий-сырец в то же время просто складировался.

Я отчасти разделяю мнение Виктора Иванова о том, что действительно в меньшей степени талибы получают выгоду от наркоторговли (хотя в процентах я немного сомневаюсь, что они так мало получают). Это нормально, поскольку таким же образом делится выгода в любом бизнесе. Я сравню ситуацию с более известной российским читателям – с ситуацией на рынке молочной продукции. Естественно, что в меньшей степени получает доходов от продажи молока производитель – тот, кто содержит корову и кто ее доит, а основную прибыль получает конечная инстанция, которая реализует эту продукцию. Так и в наркоторговле – не крестьянин получает основную прибыль и даже не работники нарколабораторий Афганистана, а те, кто контролируют цепочку на последних стадиях доставки героина до потребителя, при этом, не розничные торговцы, а осуществляющие переброску наркотиков в Россию, а затем – фасовку. Но это не значит, что талибы – "белые и пушистые". Они серьезно заинтересованы в развитии наркобизнеса. Это не только поступления для их вооружений, это – определенная степень поддержки населением движения талибов. В Афганистане выращивание опия-сырца, что бы там ни говорилось, ничем заменить нельзя в сфере аграрного труда. Попытки силовым путем уничтожить посевы опийного мака, по сути, работают только на талибов в плане пропаганды.

А наши спецслужбы изымают только 10-15% от оборота наркотиков и не могут в силу своих обязанностей изъять основную массу. Основным средством борьбы с наркосиндикатом является внедрение засланных агентов – "кротов". Они позволяют выявлять преступников с доказательной силой для суда и следствия, брать с поличным, а это очень трудно во всех государствах, особенно – в Центральной Азии, где идет "сращивание", в том числе, и правоохранительных органов с наркосиндикатом. Существуют Таджикистан и Узбекистан – обе пограничные с Афганистаном страны, которые находятся в конфронтации между собой, и в этих условиях ни о каких "контролируемых поставках" речи идти, конечно, не может. Для того, чтобы увидеть всю цепочку, ее надо "вести", но это можно сделать, только если между спецслужбами есть полное взаимопонимание, а это редко бывает.

В то же время и США не очень-то желают, чтобы эффективность границы на северном направлении – это бывшие границы СССР – повышалась за счет присутствия РФ. Напротив, их действия были направлены на то, чтобы удалить российских пограничников с внешних границ СНГ, и они этого добились: их нет на туркмено-афганской, узбеко-афганской границе, а несколько лет назад они добились от правительства Таджикистана, чтобы российские пограничники ушли с весьма протяженной таджико-афганской границы. А таджики не в состоянии обеспечивать полноценное прикрытие границ, поскольку по обе стороны границы живут родственники. Естественно, наркотрафик в сторону России только усилился.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС