24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC3st2
Объявление: http://perevozki.youdo.com/country/geo/rostov/, подробности тут.
youdo.com


Аналитика все материалы


Экономика В России

Осенняя кампания против бензиновых цен

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала очередную кампанию против роста цен на бензин. На этот раз ФАС решила не ограничиваться штрафами, а предложила в будущем, если нефтяники не одумаются, отобрать у них АЗС, то есть просто заставить отделить данный бизнес от основного. Эксперты полагают, что это почти невозможно. А если бы и было возможно, то вновь бы ни к чему не привело.

Особое внимание ФАС привлекли не все компании, а лишь "Лукойл" и "Роснефть", которые, по мнению антимонопольщиков, не снижали цены на бензин в течение первого полугодия. Наказать нефтяников решено с помощью оборотных штрафов, с размером которых ФАС определится до конца месяца. Наказание само по себе серьезное (ранее антимонопольная служба определила штрафы для ТНК-ВР и "Газпром нефти" в размере 4,197 млрд руб. и 4,675 млрд руб. соответственно), но оно может быть лишь "цветочками" по сравнению с тем, что ФАС приготовила на потом. Эти планы журналистам озвучил замруководителя ведомства, признавшись, что ФАС может поставить вопрос об отделении бизнеса АЗС от основного бизнеса нефтяных компаний, если ситуация с ценообразованием не изменится.

В "Лукойле" отказались комментировать данную инициативу ФАС. В "Роснефти" ограничились лишь одной обтекаемой фразой. "Роснефть" всегда действует в рамках российского законодательства", - заявили Накануне.RU в пресс-службе компании.

А эксперты, в свою очередь, полагают, что теоретически отделение АЗС от нефтяников возможно, а практически – ни к чему не приведет. "Возможность законодательного отделения от ВИНК (вертикально интегрированных нефтяных компаний – прим. Накануне.RU) бизнес-сегмента розничной реализации топлив теоретически исключать нельзя. Вместе с тем, вертикальная интеграция для нефтяного бизнеса - это норма для всего мира, включая Россию, поэтому нашей стране вряд ли есть смысл "изобретать велосипед". Кроме того, можно с уверенностью утверждать, что попытка осуществить выделение бизнеса розничной реализации топлив из ВИНК натолкнется на беспрецедентное сопротивление нефтяного лобби, и, вероятно, не увенчается успехом", - заявил Накануне.RU директор по стратегическому развитию ИАЦ Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU "Кортес" Павел Строков.

"Наши компании пытаются развиваться по модели западного бизнеса, то есть строить вертикальную интеграцию от скважин до конечного потребителя. Розничный бизнес – одно из наиболее интересных направлений для компаний. А снизить цены можно и не прибегая к столь радикальным мерам", - также считает аналитик ИК "Велес-Капитал" Дмитрий Лютягин.

Аналитик ИФД "Капиталъ" Виталий Крюков же уверен, что отделение бизнеса АЗС от бизнеса нефтяных компаний нецелесообразно, потому что АЗС все равно будут покупать нефтепродукты у НПЗ ВИНК, а независимых нефтеперерабатывающих заводов в Росси нет. "Отделение розницы от нефтепереработки может привести и к обратному эффекту – повышению стоимости нефтепродуктов в связи с разрывом производственно-сбытовой цепочки и увеличением транзакционных издержек", - предполагает Виталий Крюков.

А Павел Строков в свою очередь замечает, что если несколько лет назад ВИНКам принадлежало 33-35% от суммарного числа АЗС в России, то теперь - порядка 45% заправок. "Это свидетельствует о привлекательности российской розницы, которая, будучи интегрированной с добычей и переработкой, генерирует производителям дополнительный доход. Кроме того, несмотря на кризис, в 2009 году мы видели немало новостей о покупках нефтяными компаниями сетей АЗС. Значит, развитие розницы - стратегическая цель российских нефтяных компаний", - Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU подчеркивает директор по стратегическому развитию ИАЦ "Кортес".

Старший аналитик ИФК "Алемар" Сергей Захаров, чей комментарий приведен на сайте инвестиционной компании "Финам", считает, что инициатива ФАС может просто привести к усложнению структуры собственности АЗС, выводу их в оффшоры или продаже третьим лицам с одновременной передачей в управление нефтяным компаниям. Кроме того, по словам Захарова, в отрасли уже намечается тенденция формирования центров прибыли не в сбытовых предприятиях, а на перерабатывающих, в результате чего ФАС придется разбираться с ценообразованием не АЗС, а НПЗ.

И в самом деле, сколько ведется споров по поводу цен на бензин, звено цепочки, из-за которой бензин столь дорог, точно не определено. И не обязательно это розница. Точнее, как уверен аналитик ИФД "Капиталъ" Виталий Крюков, до последнего времени оптовые цены опережали розницу, в результате маржа в рознице опускалась ниже 10%. "Сейчас ситуация в рознице немного стабилизировалась за счет более сильного падения оптовых цен на нефтепродукты и маржа АЗС составляет - 10-15%, маржа НПЗ – примерно на таком же уровне", - говорит аналитик ИФД "Капиталъ".

Однако в истории были прецеденты, когда искусственное сдерживание розницы к существенному падению цен на бензин не привело. В 2007 году тогда еще глава Правительства РФ Михаил Фрадков пригрозил, что раз к совести нефтяников взывать бесполезно, будут другие меры. В результате рост розничных цен на бензин остановился, практически сравнявшись с оптовыми, ведь их-то никто не сдерживал. АЗС работали в ноль. И было всем понятно, что долго так продолжаться не может. Значит давление на розницу ни к чему не приводит. Точно так же, как и не приведет отделение Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU розницы от опта.

Однако, признав неэффективность одного, правительство решило попробовать другое, предложив отменить ввозные пошлины на бензин. Дескать, зарубежные нефтяные компании тогда заинтересуются российским рынком, появиться здоровая конкуренция, и цены на автомобильное топливо сползут вниз. Наверное, это бы сработало, если б в Россию действительно ввозились ощутимые объемы бензина. Но какой дурак будет поставлять нам топливо, если его здесь и так в избытке?

В общем-то, теперешняя инициатива ФАС очень сильно напоминает предлагаемые ранее меры борьбы с жадностью нефтяников. Как говорится, спасибо за заботу, но на одном спасибо далеко не уедешь. Поэтому каждый год повторяется одно и то же: ФАС наезжает на нефтяные компании, а нефтяные компании пытаются отстоять правоту, попутно, может быть, совсем немного снижая цены. Но кардинально ситуация не меняется. А как она изменится, если ценообразование на бензин совершенно непрозрачно?, - недоумевают эксперты.

"Необходима полноценная методика формирования цен на нефтепродукты. До последнего времени у формирования цен на нефтепродукты был один центр – Уфимская группа НПЗ. После смены собственника рынок нефтепродуктов сузится за счет уменьшения давальческих операций. Необходима формула цены. Пока биржевого рынка нет, полноценных рыночных цен тоже", - заявил Накануне.RU аналитик ИФД "Капиталъ" Виталий Крюков.

Кстати, пыталась же ФАС вывести формулу, согласно которой определяется цена на авиакеросин. Согласно формуле, из стоимости тонны керосина российского НПЗ по роттердамскому индексу Platts вычитается экспортная пошлина и фрахт (плата за транспортировку), прибавляется 18% НДС и дифференциал, зависящий от удаленности нефтеперерабатывающего завода и условий контракта. Правда, считается, что дифференциал – это премия компании для реализации на внутреннем рынке. Соответственно, с помощью данной величины можно менять цены, как угодно, формально образовывая их по формуле, предложенной ФАС. Однако этот изъян можно устранить.

С бензином такой номер не пройдет, потому что данный рынок куда шире, чем рынок авиакеросина. Есть и другие варианты, как сделать цены на автомобильное топливо понятными. Например, создание российской биржи нефтепродуктов. Хотя и это не дает никаких гарантий, что бензин подешевеет. Но, во всяком случае, будет видно, кто и когда пытается завысить цены.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС