25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Экономика В России

Беспошлинный бензин по прежним ценам

Правительство придумало, как стабилизировать цены на бензин. Министр энергетики Сергей Шматко сообщил, повлиять на рост внутрироссийских цен можно, отменив ввозные пошлины на высокооктановый вид этого топлива. Сделано это будет для того, чтобы на рынке нефтепереработки была нормальная конкуренция. То есть, как предполагается, Россия в качестве места сбыта заинтересует иностранные нефтяные компании. Мера это, может быть, и не лишняя, но погоды точно не сделает, - уверены эксперты, ведь объем импорта - как капля в бензиновом море.

Как рассказал Накануне.RU директор по развитию и маркетингу исследовательского центра "Кортес" Павел Строков, за 2007 год в Россию было привезено 9,57 тыс. т бензина, тогда как в стране произведено 25 млн 967 тыс. т. Таким образом, доля импорта составила всего 0,04%. Процент мизерный, так что отмена и без того невысоких пошлин (всего 5%), вряд ли снизит стоимость бензина хоть на копейку.

Разве что, на финских заправках в Ленинградской области, ведь 84% бензинового импорта поставляется именно из Финляндии. "В Ленинградской области Финляндия обеспечивает лишь свои заправки Neste", - отметил Павел Строков. Вторая страна-экспортер бензина в Россию – Литва.

"Неясно, кому будет интересен российский рынок нефтепродуктов. Все-таки цены в России ниже, чем в Европе. Европейские Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU производители вряд ли захотят поставлять нефтепродукты на российский рынок", - заявил Накануне.RU аналитик ИК "Велес-Капитал" Михаил Зак. В Европе автомобилистам за 1 литр бензина приходится платить 1,4-1,6 евро. Намного дороже, чем в России. И, несмотря на то, что в Европе нефть не добывается, поэтому бензин дешево стоить не должен, этим летом в разных регионах вспыхивали акции протеста транспортников. Но кроме Европы, есть Прибалтика (пусть у нас и напряженные отношения), а также страны СНГ.

"Возможно, отмена пошлин станет неким психологическим фактором, чтобы российские нефтяные компании пошли на снижение цен. У стран СНГ нет больших объемов свободных нефтепродуктов, но гипотетически возможно, что они будут поставлять продукты на российский рынок. Но нефтепродукты поставляют по долгосрочным контрактам, и у компаний уже существуют определенные обязательства", - подчеркивает Михаил Зак. Замдиректора Топливно-энергетического независимого института Сергей Ежов также считает, что ввозные пошлины почти ни на что не влияют, ведь нефтепродукты в Россию почти не ввозятся.

При том, что импортируется 9,57 тыс. т высокооктанового бензина, экспортируется 3 млн 631 тыс. т, что по сравнению с общим оборотом немного, но уже более существенно. Однако, как полагают эксперты, повышать экспортные пошлины не имеет смысла, Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU так как они повышаются с начала года, следуя за ценами на сырье на мировых рынках, а бензин все равно дорожает. "Пошлину повышать дальше и так уже неприлично", - говорит Сергей Ежов.

Тогда встает извечный вопрос: что делать, чтобы цены на бензин хотя бы не росли. Впрочем, по мнению замдиректора Топливно-энергетического независимого института, компании не должны продавать бензин задешево. "Государству выгоднее получить пошлины с продажи. Неочевидно, что нужно стараться держать низкую цену на бензин. Этот вопрос поднимается во всех нефтедобывающих странах. Раньше во всех странах ОПЕК 1 литр бензина стоил вообще 2 цента, а сейчас уже приличные цены", - отмечает Сергей Ежов.

Между тем, по данным Росстата за год стоимость "автомобильного топлива" подорожала на 25,3%, это при том, что рост цен на бензин, как и на энергоносители являются одним из ключевых факторов инфляции. Не может она быть в стране низкой, если бензин так стремительно дорожает. Очевидно, что цены продолжат свое движение вверх. Насколько именно, никто предсказывать не берется, ведь стоимость бензина напрямую зависит от стоимость барреля нефти, а этот фактор уж точно труднопредсказуем. Но вместо того, чтобы принимать реальные меры борьбы с бензино-ценовым ростом, нам предлагают подкрепиться очередной "пустышкой" – отменой пошлин на ввоз топлива.

Еще одна простая, но кратковременная мера – заморозка. Правда, это мы уже проходили. Действительно, розничные цены какое-то время удавалось держать в узде, но когда розница и опт по цене стали практически одинаковы, больше это делать не представлялось возможным. Кроме того, на грани банкротства тогда оказались независимые АЗС. Разумеется, что дешево бензин им никто не продавал, а повышать розничные цены они не могли, чтобы быть конкурентоспособными. В любом случае, бесконечно замораживать цены невозможно, тем более, после того, как их отпускают, они начинают слишком резво стремиться вверх.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU Фото: www.perekop.infoКлючевой момент – оптовые цены, а они напрямую привязаны к стоимости нефти. И пусть сейчас нефть подешевела, но, наверняка, ненадолго. Как заявил Накануне.RU директор по развитию и маркетингу исследовательского центра "Кортес" Павел Строков, сложным периодом традиционно может стать осень. "Сейчас идет вялотекущее повышение цен, и, я думаю, оно так и будет идти. Все зависит от ситуации на мировом рынке, и от того, как мы будем на него реагировать", - считает Павел Строков. На цены на бензин, по его мнению, влияет еще один фактор – спрос.

"В России автомобильный парк растет хорошими темпами, а это, в свою очередь, означает рост спроса. Там, где есть спрос, очевидно, что стоимость будет возрастать", - уверен директор по развитию и маркетингу исследовательского центра "Кортес". Простые законы рыночной экономики. "Наше правительство неоднократно подчеркивало, что рынок энергоносителей – это свободный рынок, цены на нем формируются балансом спроса и предложения. До тех пор, пока мы будем по этим ценам покупать, они так и будут расти, когда наступит паритет, остановятся, - продолжает Павел Фото: www.sibneft.ruСтроков. - Если мы устроим акцию неповиновения, перестанем резко покупать бензин, то может быть и стабилизируются, а так нет".

Акции протеста автомобилистов были неоднократно, но, естественно, ни к чему не привели. А не покупать бензин возможно лишь в одном случае, если есть альтернатива. Самая понятная – это газ, только в России этот вид топлива для автомобилей не прижился. Из миллионов автовладельцев на газ свои авто перевели лишь около 85 тыс. Это объясняется, во-первых, небольшим количеством автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, а, во-вторых, тем, что не каждый автомобиль технически возможно перевести на газ.

Еще одна альтернатива, но, может быть, не сегодняшнего дня – биотопливо. Однако в России оно вряд ли будет распространено, хотя бы потому, что, как пишет "Коммерсант", президент Дмитрий Медведев в интервью "Киодо Цусин" назвал "решения, связанные с использованием значительной части посевных площадей только под цели биотоплива", ошибочными. Так что, волей-неволей, россиянам придется ездить на бензине, сколько бы он ни стоил.

Единственная надежда, что цены замедлят свой рост, опять же на слова министра энергетики Сергея Шматко, заявившего, что правительство намерено "максимально стимулировать переработку внутри страны, в том числе путем налоговых стимулов". То, что стимулы могут положительно повлиять на цены, допускает и аналитик ИК "Велес-Капитал" Михаил Зак: "Идут налоговые послабления по добыче нефти, поэтому сама добыча дешевеет. Соответственно, нефтяники должны как-то отреагировать на это и хотя бы на внутреннем рынке оставлять цены ниже мировых". Впрочем, нефтяники и сейчас не бедствуют. А захотят ли они поделиться сверхприбылями – большой вопрос. 

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС