24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBsoHF
Список мастеров: http://remont.youdo.com/furniture/repair/sofas/clickklyak/, варианты по ссылке.
youdo.com


Аналитика все материалы

Формула топлива

Федеральная антимонопольная служба придумала, как снизить цены на один из важнейших видов нефтепродуктов – авиакеросин. Привязка к западным рынкам, налоги, премия компании, и в итоге топливо для самолетов подешевеет на 30-40%. Обяжут ли нефтяников продавать свой продукт по такой цене – вопрос второй или даже третий, важнее другое. ФАС, чьей функцией является выявление фактов картельных сговоров, обеспечение честной конкуренции и так далее, обычно оказывалась беспомощной, когда речь заходила об определении адекватной цены, ведь регулировать ее должен рынок. А если он не монопольный, то при чем здесь ФАС? Теперь, видимо, все иначе. Формула для авиакеросина вполне адекватна, говорят эксперты. И, было бы логично предположить, что это только начало. Раз ФАС может определить "рыночную" стоимость авиатоплива, почему бы ей не сделать то же самое с бензином?

Формула ФАС для авиакеросина такова: из стоимости тонны керосина российского НПЗ по роттердамскому индексу Platts вычитается экспортная пошлина и фрахт (плата за транспортировку), прибавляется 18% НДС и дифференциал, зависящий от удаленности нефтеперерабатывающего завода и условий контракта.

Поскольку сегодня цены на авиакеросин формируются непонятно как, а темпы падения цен на топливо для самолетов серьезно отстают от падения цен на нефть, сфера авиаперевозок, впрочем, как и все другие сферы, переживают не лучшие времена, введение конкретной формулы, позволяющей определить адекватную цену (особенно, если цена эта существенно ниже существующей), справедливо. Нефтяные компании снизят стоимость авиакеросина, авиакомпании увеличат рентабельность, плюс авиабилеты подешевеют – как минимум, двум звеньям этой тройной цепочки хорошо.

"У ФАС здесь все получилось гладко, поскольку авиакеросин имеет статус глобального продукта. Одна авиакомпания может сегодня заправиться в Шереметьево, а завтра – в Дюссельдорфе. Идет очень четкое сравнение, расчет, где выгоднее заправиться, взять больше керосина на борт. Эти сообщающиеся сосуды через формулу действуют хорошо. Если зарубежные ТЗК работают по Platts, то он должен участвовать и в наших расчетах", - считает директор по маркетингу аналитического центра "Кортес" Павел Строков.

Правда, и в этой формуле есть изъян в виде одного неизвестного - дифференциал. Сейчас считается, что дифференциал – это премия компании для реализации на внутреннем рынке. И вот с помощью данной величины можно менять цены, как угодно, формально образовывая их по формуле, предложенной ФАС. Однако Павел Строков считает, что после того, как авиакеросин bp british petrolium самолет заправка керосин авиатопливо | Фото: www.bp.comбудет торговаться по формуле, понятие дифференциала тут же будет уточнено и лазейки нефтяникам не оставят.

Правда, для участников рынка формула все же пока будет носить рекомендательный характер. Но вряд ли стоит исключать вариант, что рекомендация не трансформируется в настойчивый совет, а потом и приказ.

"ФАС признает, что у нас никакого рынка не существует. Подобной формулы нигде в мире не используется. С одной стороны, введение формулы неправильно, а с другой – у ФАС нет других рычагов влияния на цены. Но регулирование цен часто приводит либо к дефициту, либо к переизбытку", – высказал Накануне.RU свое мнение заместитель директора Топливно-энергетического независимого института Сергей Ежов.

Вот только рынок авиакеросина в России неконкурентный, поэтому рассчитывать, что рынок отрегулирует, не стоит. "Вся идея заключалась в том, что рынка авиакеросина в России нет как такового, в силу монопольности его производства в отдельных регионах нельзя найти золотую середину – рыночную цену. Поэтому такую формулу применили на основе западных рыночных механизмов", - пояснил Накануне.RU аналитик ИК "Велес-Капитал" Дмитрий Лютягин.

Для бензина, по его мнению, подобный прием не сработает. "Такую формулу к ценам на бензин применить можно, но тогда получим в большей степени не рынок, а пародию на капитализм. Рынок бензина уже сложился. В каждом регионе есть несколько крупных игроков и различные компании, которые также занимаются оптовыми закупками нефтепродуктов. Рынок сам себя может отрегулировать. Вопрос только в том, чтобы ФАС занималась соблюдением законодательства в части картельных сговоров. В других моментах это обычный рынок, на котором могут работать механизмы спроса и предложения и учета экономических параметров конкретного региона", - полагает аналитик ИК "Велес-Капитал".

А поскольку спрос на бензин есть всегда (даже несмотря на кризис люди не перестанут ездить на автомобилях), то и розничные цены сильно отличаются от оптовых, о чем Накануне.RU уже писало. И раз был прецедент, когда в одном из регионов УрФО цена на автомобильное топливо серьезно опустилась, АЗС не обанкротились, а продолжили вполне успешно существовать, значит, такое же можно сделать и в других регионах. Но, несмотря на стремительное пике нефтяных цен, поездка на автомобиле для кого-то до сих пор остается роскошью. На трамвае выходит дешевле. В общем-то, нефтяники, наверняка, были бы против регулирования цен на бензин, а вот автомобилисты сказали бы за это ФАС большое спасибо. Похоже, что не скажут, ведь российский розничный рынок бензина обособлен. Автомобили не летают на запад.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU бензин азс заправка | Фото:УФАС по ХМАО



"Бензин – более рыночный, чем авиакеросин, товар внутри наших границ. На него достаточно большая налоговая составляющая. На авиационный керосин даже акциз не платится. Но рынок авиакеросина намного уже, чем рынок бензина. Когда доходит дело до бензина, соизмеримость с западным рынком становится условной. Очень много бензина остается здесь, у нас", - говорит директор по маркетингу аналитического центра "Кортес" Павел Строков. "Мы экспортируем не бензин, а полуфабрикат, а тот продукт, который у нас называется бензином, на западных заправках продавать не захотят", - добавляет заместитель директора Топливно-энергетического независимого института Сергей Ежов.

Так что на ФАС в данном случае рассчитывать не приходится. По мнению аналитика ИК "Велес-Капитал" Дмитрия Лютягина, снизить цены можно было бы, создав за государственный счет нефтеперерабатывающий завод, который бы выходил на рынок с приличным объемом нефтепродуктов и государственными ценами для АЗС. Заправщики, в свою очередь, (скажем, это были бы заправки государственной "Роснефти"), тоже не завышали цены. И тогда бы независимым нефтяным компаниям тоже ничего бы, Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU кроме снижения цены делать не оставалось бы. Звучит хорошо, но очень утопично.

Более реальный способ создания рыночной цены – появление российской биржи нефтепродуктов, о которой столько говорят. "Расчеты будут идти на основании котировок нашей внутренней биржи. Но появление биржи – не гарантия того, что цены станут ниже, они могут остаться такими же или подняться, все будет зависеть от рыночной ситуации", - уверен директор по маркетингу аналитического центра "Кортес" Павел Строков. Но, по его мнению, цена хотя бы будет обоснована соотношением спроса и предложения и станет прозрачной, а не такой мутной и непонятной, как сейчас. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС